Дело №2-75/2022
59RS0018-01-2021-002292-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Добрянка 08 февраля 2022 года
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Андриановой Ю.А.,
при секретаре Божиковой Д.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО4, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО УК «Стимул» о взыскании излишне начисленной стоимости работ по содержанию придомовой территории, убытков в виде оплаты за текущий ремонт,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском (с учетом уточнения) к ответчику ООО УК «Стимул» о взыскании излишне начисленной стоимости работ по содержанию придомовой территории, а именно работ по содержанию земельного участка с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома за период с августа 2017 года по сентябрь 2021 года включительно в размере 2688,19 руб., убытков в виде оплаты за текущий ремонт за период с июня 2017 года по сентябрь 2021 года включительно в размере 8087,40 руб.
Требования мотивирует тем, что истец ФИО1 является собственником жилого помещения, общей площадью 45,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права № В доме создано ТСЖ Копылова 71, дом находится под управлением Управляющей компании ООО Стимул (бывшая ООО Гарант) по договору управления от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ЖК РФ, плата за жилое помещение включает в себя для собственников помещения в многоквартирном доме (далее МКД), плату за услуги, работы по управлению домом, за содержание и ремонт общего имущества в МКД и коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, водоотведение) потребляемые при содержании общего имущества в МКД. Одним из видов услуг управляющей компании является услуга по содержанию общедомовой территории, которая включается в тариф стоимости содержания за 1 кв.м. жилой площади. Оплата услуг производится ежемесячно на основании платежных документов по тарифу за 1 кв.м. жилой площади. С июля 2017 года тариф стоимости обслуживания за 1 кв.м. жилой площади по предложению управляющей компании составил - 15,80 руб. за кв.м. По этому тарифу истец оплачивал жилую площадь в 2017 году - 5 месяцев (август - декабрь), 2018 году -12 месяцев, 2019 году- 6 месяцев (январь - июнь) на основании представленных квитанций. При формировании тарифа управляющая компания предложила стоимость работ по содержанию земельного участка с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома в размере 3,80 руб. за 1 кв.м., в том числе: 2,09 руб. в холодный период, 1,71 руб. в теплый период. При продолжительности холодного периода 7 месяцев и теплого периода 5 месяцев для Пермского края среднемесячная плата за месяц должна составлять ((2,09х7) + (1,71х5))/12 мес.=1,93 руб. за 1 кв.м. В итог тарифа на помесячную оплату 1 кв.м. жилой площади включена плата не 1,93 руб./1 кв.м., а 3,80 руб./1 кв.м., что привело к увеличению тарифа на 1,87 руб./1 кв.м. Согласно представленного истцом расчета переплата с августа 2017 по сентябрь 2021 года включительно составила 2739,25 руб. С июля 2019 года управляющей компанией был применен муниципальный тариф об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, в виду того, что собственники дома на очном голосовании, учитывая общую экономия средств на ДД.ММ.ГГГГ в размере 405000 руб., приняли решение не собирать денежные средства на текущий ремонт. Но так как управляющая компания все-таки включила текущий ремонт в бюллетени для голосования, то собственники дома проголосовали «против». На неоднократные запросы в адрес главы администрации Добрянского района о предоставлении калькуляции на муниципальный тариф, калькуляция не предоставлена. Применение муниципального тарифа с включением платы за текущий ремонт с июня 2017 года в размере 3,50 руб./1 кв.м. и с августа 2019 года в размере 3,64 руб./1 кв.м., считает не правомерным, поскольку по результатам голосования в июне 2017 года, кворум собрания обеспечен не был, управляющая компания повторное голосование не провела, применила муниципальный тариф. В июне 2019 года собственники помещений так же не приняли тариф управляющей компании и был установлен муниципальный тариф 17,08 руб./1 кв.м. за техническое обслуживание и 3,64 руб./1 кв.м. за текущий ремонт. Считает, что орган местного самоуправления устанавливает плату за содержание жилого помещения. Установление платы за текущий ремонт относится к компетенции общего собрания собственников, которые на основании протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ проголосовали против применения платы за текущий ремонт. Установление платы за текущий ремонт управляющей компанией повлекло причинение истцу убытков в размере 8087,40 руб. за период августа 2017 по сентябрь 2021 года включительно.
Истец ФИО1 в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований с учетом уточнения по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО УК «Стимул» ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, представил письменные возражения, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
На основании ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу этого, собственник квартиры в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию жилого помещения и общего имущества дома.
В силу ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержание общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч.1 и п.5 ч.2 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Судом установлено, что истец ФИО1 является правообладателем жилой квартиры с кадастровым номером 59:18:0010602:2698, общей площадью 45,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.80, 81-82).
Собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ было создано ТСЖ «Копылова, 71» ИНН 5914025737.
ДД.ММ.ГГГГ между ТСЖ «Копылова, 71» и ООО «Гарант» (с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в ООО «УК «Стимул») заключен договор управления многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес>, по условиям которого Управляющая компания по заданию ТСЖ обязалось оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, представлять коммунальные услуги; осуществлять иную деятельность, направленную на достижение обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан (л.д.101-102).
На основании протокола годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № четвертым вопросом повестки дня общего собрания являлось утверждение размера платы за содержание жилого помещения (тариф ТО), размер платы за содержание жилого помещения не утвержден, в связи с отсутствием кворума собрания (л.д.87).
Согласно протокола годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № пятым вопросом повестки дня собрания являлось рассмотрение предложения управляющей компании по установлению с ДД.ММ.ГГГГ размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 19 руб./1 кв.м., в том числе за техническое обслуживание - 16 руб./1 кв.м., за текущий ремонт – 3 руб./1 кв.м. Собственники помещений решили не принимать предложения управляющей компании ООО «Гарант» по тарифу на техническое обслуживание и текущий ремонт (л.д. 42-45, 88-89).
Согласно платежных квитанций ООО «Гарант» за период с августа 2017 года по февраль 2019 истцу выставлялся к оплате тариф за содержание жилья в размере 15,8 руб./1 кв.м. и 3,50 руб./1 кв.м. за текущий ремонт (л.д.10-17).
Согласно платежных квитанций ООО УК «Стимул» за период с июля 2019 года по сентябрь 2021 истцу выставлялся к оплате тариф за содержание жилья в размере 17,08 руб./1 кв.м. и 3,64 руб./1 кв.м. за текущий ремонт (л.д.18-31).
Постановлением администрации Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края от 28.10.2016 №1263 утверждена плата за содержание и ремонт жилого помещения, для 2-5-этажных домов с благоустройством (кирпичные, панельные) с системой газоснабжения без учета ТКО, в размере 15,80 руб./1 кв.м. - содержание жилого помещения и 3,50 руб./1 кв.м. - текущий ремонт (л.д.90-90оборот).
Постановлением администрации Добрянского муниципального района Пермского края от 23.07.2019 №979 утвержден размер платы за содержание и ремонт жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, для 2-5-этажных домов с благоустройством (кирпичные, панельные) с системой газоснабжения без учета ТКО, в размере 17,08 руб./1 кв.м. – содержание жилого помещения и 3,64 руб./1 кв.м. – текущий ремонт (л.д.91-92).
В силу ч.1 ст.156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Частью 1 ст158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Частью 4 ст.158 ЖК РФ предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 27.06.2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснил, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.
В пункте 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Согласно п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений. Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Таким образом, одним из принципов образования платы за содержание и ремонт общего имущества является экономическая обоснованность, являющаяся основой предложения управляющей организации.
Из указанных положений нормативных актов следует что, плата за содержание и ремонт жилья должны позволять управляющей компании исполнять договор управления надлежащим образом. Произвольное уменьшение тарифа приводит к невозможности исполнения договора управления, неполноценному содержанию и ремонту общего имущества, а, следовательно, к неоказанию услуг, предусмотренных договором управления.
По инициативе ООО «Гарант» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, были проведены годовые общие собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
На основании протокола годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № четвертым вопросом повестки дня общего собрания являлось утверждение размера платы за содержание жилого помещения (тариф ТО), размер платы за содержание жилого помещения не утвержден, в связи с отсутствием кворума собрания.
Согласно протокола годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № пятым вопросом повестки дня собрания являлось рассмотрение предложения управляющей компании по установлению с ДД.ММ.ГГГГ размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 19 руб./1 кв.м., в том числе за техническое обслуживание - 16 руб./1 кв.м., за текущий ремонт – 3 руб./1 кв.м. Собственники помещений решили не принимать предложения управляющей компании ООО «Гарант» по тарифу на техническое обслуживание и текущий ремонт.
Решения собственников МКД от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривались и недействительными не признавались.
Управляющей организацией был применен тариф, утвержденный постановлением администрации Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края от 28.10.2016 №1263, с ДД.ММ.ГГГГ применен тариф, утвержденный постановлением администрации Добрянского муниципального района Пермского края от 23.07.2019 №979, анализируя указанные обстоятельства суд приходит к выводу о правомерности действий ответчика по применению тарифа, утвержденного органом местного самоуправления.
Постановления администрации Добрянского муниципального района от 28.10.2016 №1263, от 23.07.2019 №979 не обжалованы, недействительными не признаны.
Представленный истцом расчет противоречит тарифам, утвержденным органом местного самоуправления, в связи с чем не может быть принят судом во внимание.
Калькуляция стоимости работ по содержанию земельного участка с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома в размере 3,80 руб./1 кв.м., в том числе: 2,09 руб. в холодный период, 1,71 руб. в теплый период, нормативно-правовым актом ответчика не утверждена.
Довод о неправомерном включении платы за текущий ремонт судом отклоняется, так как в тариф, утвержденный органом местного самоуправления, включена плата за содержание жилого помещения и плата за текущий ремонт жилого помещения.
Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности по заявленным требованиям.
Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст.195 ГК РФ).
В соответствии с п.1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 настоящего Кодекса.
В ст.200 ГК РФ закреплено, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» и согласно п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений ст.56 ГПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
Исходя из изложенного, учитывая периодичность внесения платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, принимая во внимание дату обращения истца с настоящим иском – ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что срок исковой давности истцом пропущен по перерасчету платежей и взыскании убытков до октября 2018 года.
В материалы дела не представлено доказательств предоставления ответчиком коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Оценив представленные доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства, а также достаточности и взаимосвязи доказательств в их совокупности, учитывая, что примененные ответчиком ООО УК «Стимул» тарифы в период с августа 2017 года по июнь 2019 года включительно в размере 15,80 руб./1 кв.м. - содержание жилого помещения и 3,50 руб./1 кв.м. - текущий ремонт, в период с июля 2019 года по сентябрь 2021 года включительно в размере в размере 17,08 руб./1 кв.м. – содержание жилого помещения и 3,64 руб./1 кв.м. – текущий ремонт, соответствуют тарифам, утвержденным органом местного самоуправления, которые никем не оспорены и не признаны недействительными, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, заявленных ФИО1
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░ ░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2688,19 ░░░., ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8087,40 ░░░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░- ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.02.2022.