Дело №33а-953/2022 (№2а-447/2021) Судья Королев И.В.
62RS0027-01-2021-000568-53
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2022 года | г. Рязань |
Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего судьи Логвина В.Н.,
судей Туровой М.В., Тихонина Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ельковой Н.А. и помощником судьи Левашовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Рязанской области к Шершакову Александру Евгеньевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени с апелляционной жалобой административного ответчика Шершакова Александра Евгеньевича на решение Старожиловского районного суда Рязанской области от 13 декабря 2021 года, которым административный иск удовлетворен.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Туровой М.В., объяснения административного ответчика Шершакова А.Е., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Рязанской области Выборнова А.З., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Рязанской области обратилась в суд с административным иском к Шершакову А.Е. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что согласно представленным МРЭО ГИБДД УМВД России по Рязанской области сведениям, за Шершаковым А.Е. зарегистрированы следующие транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения: автомобиль <скрыто>, дата регистрации права 30.05.2018 г.; автомобиль <скрыто>, дата регистрации права 25.01.2017г.; автомобиль <скрыто>, дата регистрации права 02.10.2007 г. Налоговым органом в адрес Шершакова А.Е. было направлено налоговое уведомление с указанием суммы транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет, Налоговым органом исчислен транспортный налог за 2019 г., подлежащий уплате административным ответчиком за вышеуказанные транспортные средства, в общей сумме 81943 руб. 00 коп. В связи с неуплатой налога в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) сроки, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом были начислены пени. Налоговым органом в отношении Шершакова А.Е. было выставлено требование об уплате налога и пеней. Однако обязанность по уплате налога и пени налогоплательщиком в добровольном порядке исполнена не была, что явилось основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу (ст. 48 НК РФ). На основании изложенных обстоятельств, административный истец Межрайонная ИФНС России №7 по Рязанской области просил взыскать с административного ответчика Шершакова А.Е. транспортный налог за 2019 год с физических лиц в размере 81 943 руб., пени в размере 232 руб. 17 коп., а также расходы, связанные с оплатой государственной пошлины.
Решением Старожиловского районного суда Рязанской области от 13 декабря 2021 года административный иск Межрайонной ИФНС №7 по Рязанской области удовлетворен в полном объеме, с Шершакова А.Е. взыскана задолженность за 2019 год по транспортному налогу в размере 81 943 руб. 00 коп., пени - 232 руб.17 коп; а также государственная пошлина в сумме 400 руб. 00 коп. в доход федерального бюджета.
Не согласившись с решением суда, административным ответчиком Шершаковым А.Е. принесена на него апелляционная жалоба, в которой он просит отменить указанное решение суда, принять по делу новое решение об отказе административному истцу в удовлетворении административного иска в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на недоказанность установленных по делу обстоятельств, имеющих значение по делу, и несоответствие выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, обстоятельствам административного дела. Указывает, что в феврале 2021 года им было получено два налоговых извещения на уплату задолженности по транспортному налогу за 2019 год и пени на сумму 81943 руб. 17 коп. и 232 руб. 17 коп. соответственно, которые им были оплачены отделении Банка 03.02.0221 г., в связи с чем, задолженность по оплате транспортного налога за 2019 год у него отсутствует.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец Межрайонная ИФНС России №5 по Рязанской области ссылается на наличие у административного ответчика по состоянию на 03.02.2021 г. задолженности по транспортному налогу в общей сумме 187576 руб. 76 коп., в связи с чем, произведенный им 03.02.2021 г. налоговый платеж по транспортному налогу в размере 81943 руб. был зачтен в счет оплаты задолженности за предыдущие периоды, а именно: за 2018 г. – 53609 руб. 24 коп., за 2017 г. – 13933 руб. 76 коп., за 2016 г. – 14400 руб.; а уплаченный 05.02.2022 г. транспортный налог в размере 59155 руб. 67 коп. был зачтен налоговым органом в счет уплаты задолженности по транспортному налогу за 2019 г., в связи с чем, текущая сумма задолженности по транспортному налогу, подлежащая взысканию за 2019 год, составляет 22787 руб. 33 коп.
Определением Рязанского областного суда от 13 апреля 2022 года произведена замена административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Рязанской области на его правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №5 по Рязанской области.
В судебном заседании апелляционной инстанции административный ответчик Шершаков А.Е. апелляционную жалобу поддержал.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Рязанской области Выборнов А.З. против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пункты 2, 3 статьи 44 НК РФ).
В силу статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Законом Рязанской области от 22 ноября 2002 года №76-ОЗ «О транспортном налоге на территории Рязанской области» определены налоговые ставки по уплате транспортного налога.
Как указывает статья 52 НК РФ, поскольку обязанность по исчислению суммы транспортного налога возложена законом на налоговый орган, последний направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Кодекса налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со статьями 45, 69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пеней. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования.
Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из приведённых положений следует, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком уведомления и требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2019 году согласно данным, представленным ГИБДД УМВД России по Рязанской области, в 2019 году за Шершаковым А.Е. были зарегистрированы следующие транспортные средства:
: автомобиль <скрыто>, дата регистрации права 30.05.2018 г.;
- автомобиль <скрыто>, дата регистрации права 25.01.2017 гэ;
- автомобиль <скрыто>, дата регистрации права 02.10.2007 г.
В силу вышеприведенных правовых норм, названные транспортные средства являются объектами налогообложения транспортным налогом (ст. 358 НК РФ), мощность двигателя - налоговой базой (ст. 359 НК РФ), а административный ответчик - налогоплательщиком транспортного налога (ст. 357 НК РФ).
На основании ст.2 Закона Рязанской области от 22.11.2002 N 76-ОЗ «О транспортном налоге на территории Рязанской области», в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 лошадиных сил составляет 150 руб.; для автомобилей грузовых с мощностью двигателя свыше 200 лошадиных сил до 250 лошадиных сил включительно – 60 руб., свыше 250 лошадиных сил – 85 руб.
В силу положений статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац 3 пункта 2 статьи 52 НК РФ).
Также согласно положениям статей 69, 70 Налогового Кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, которое направляет им налоговый орган (п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 362, п. 3 ст. 363 НК РФ).
В общем случае налог должен быть уплачен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим календарным годом (п. 1 ст. 360, п. 1 ст. 363 НК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, Межрайонная ИФНС России № по Рязанской области 03.10.2020 г. направила Шершакову А.Е. заказным письмом по адресу его места жительства налоговое уведомление № от 01.09.2020 г. об уплате, в том числе, транспортного налога за 2019 г. за вышеуказанные транспортные средства в общей сумме 81943 руб. 30 коп.
Поскольку Шершаков А.Е. транспортный налог не уплатил, ему налоговым органом направлено требование № от 22.12.2020 г. об уплате указанной суммы налога, а также пеней по транспортному налогу за период с 02.12.2020 г. по 21.12.2020 г. в размере 232 руб. 17 коп. в срок до 04.02.2021г. Указанное требование направлено налоговым органом Шершакову А.Е. заказным письмом 24.12.2020 г. по адресу места жительства.
Заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (статья 48 Налогового Кодекса РФ).
Материалами дела подтверждено, что 04 мая 2021 г. на основании заявления Межрайонной ИФНС России №7 по Рязанской области мировым судьей судебного участка № 51 судебного района Старожиловского районного суда Рязанской области был выдан судебный приказ № о взыскании с Шершакова А.Е. задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 81943 руб. 00 коп., пени по транспортному налогу в размере 232 руб. 00 коп., а всего в сумме 82175 руб. 17 коп.
В связи с поступившими возражениями должника Шершакова А.Е. относительно исполнения судебного приказа, мировым судьей судебного участка № 51 судебного района Старожиловского районного суда Рязанской области вышеуказанный судебный приказ отменен определением от 14 мая 2021 г.
10 ноября 2021 г. с соблюдением сроков установленных в статье 48 НК РФ административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 7 по Рязанской области направлено по почте в суд, и зарегистрировано 22 ноября 2021 г.
Проверяя расчеты транспортного налога и пени, судебная коллегия приходит к следующему.
Правильность произведенного налоговым органом расчета транспортного налога за 2019 г. в сумме 81943 руб. 00 коп. и пени по нему за период с 02.12.2020 г. по 21.12.2020 г. в сумме 232 руб. 17 коп. проверена судебной коллегией.
К апелляционной жалобе административным ответчиком Шершаковым А.Е. представлены копии платежных документов об оплате налога, а именно: чека – ордера Рязанского отделения № ПАО СБЕРБАНК от 03.02.2021 г. на сумму 81943 руб. 00 коп. и чека – ордера Рязанского отделения № ПАО СБЕРБАНК от 03.02.2021 г. на сумму 233 руб. 00 коп.
Сумма платежа транспортного налога и пени, а также индекс документа - № и №, указанные в извещениях налогового органа об оплате транспортного налога за 2019 год и пени, направленных налогоплательщику налоговым органом вместе с вышеуказанным требованием об оплате налога и пени, и на основании которых административным ответчиком Шершаковым А.Е. были произведены указанные платежи, совпадают с их реквизитами, указанными в представленных чеках – ордерах от 03.02.2021 г. об оплате данных налоговых платежей, в связи с чем, позволяют идентифицировать налоговый период, за который налогоплательщиком произведена уплата транспортного налога.
Налоговый период в данных чеках указан не был, однако, индекс документа, указанный в извещениях налогового органа (л.д.45) соответствует аналогичному индексу документа, указанному в чеках – ордерах (л.д. 43).
Таким образом, представленные платежные документы позволяют идентифицировать период, за который административным ответчиком Шершаковым А.Е. была произведена оплата налоговых платежей, поскольку как сама сумма налога, так и иные реквизиты, указанные в извещении для оплаты, совпадают с суммой и реквизитами, указанными в представленных платежных документах об оплате налоговых платежей за спорный период.
Судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные доводы представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Рязанской области о зачислении указанных платежей в счет имевшейся ранее задолженности по уплате налоговых платежей за 2016 - 2018 годы, поскольку, представленные платежные документы позволяют идентифицировать налоговый период, за который данные платежи были произведены.
Кроме того, налоговым органом не представлены бесспорные доказательства в подтверждение факта наличия у налогоплательщика задолженности по оплате транспортного налога за предшествующие периоды и соблюдения процедуры взыскания данных налоговых платежей.
При этом, вопреки доводам представителя налогового органа, несовершенство программного обеспечения технических устройств, установленных в налоговой инспекции, позволяющего произвольно относить поступающие от налогоплательщика платежи для погашения налоговых обязательств за иные налоговые периоды, чем те, по которым фактически производится платеж (не в соответствии с индексом документа), не может вменяться в вину налогоплательщику.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с Шершакова А.Е. транспортного налога и пени за спорный период, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для дела (пункты 1, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ), с принятием по административному делу нового решения об отказе административному истцу в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Старожиловского районного суда Рязанской области от 13 декабря 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Рязанской области к Шершакову Александру Евгеньевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи: