УИД 79RS0002-01-2024-004860-56
Дело № 12-251/2024
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
24 сентября 2024 г. г. Биробиджан
Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Хроленок Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Кадии М.Ю. от 25.07.2024 № 14-017/2024Е по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ в отношении Государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс»
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Кадии М.Ю. от 25.07.2024 № 14-017/2024Е ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением лицо, привлеченное к административной ответственности, подало жалобу, в которой просит отменить постановление от 25.07.2024 № 14-017/2024Е, в случае установления состава административного правонарушения в действиях государственного предприятия, снизить размер административного штрафа, ниже установленного санкцией части 4 статьи 8.13 КоАП РФ низшего предела в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ. Жалоба содержит ходатайство о восстановлении пропущенного срока ее подачи. Ходатайство мотивированно тем, что жалоба подана 05.08.2024 (в первый рабочий день после истечения срока ее подачи – 04.08.2024).
Представитель ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» Капштык В.А. в судебном заседании доводы и требования ходатайства о восстановлении пропущенного срока и жалобы поддержал. Просил восстановить срок подачи жалобы, отменить постановление от 25.07.2024 № 14-017/2024Е или снизить размер административного штрафа. Дополнительно суду пояснил, что ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» переданы в ведение объекты (очистные сооружения), расположенные в г. Облучье, которые находятся в разрушенном аварийном состоянии. Предприятие не располагает денежными средствами на приведение очистных сооружений в допустимое для эксплуатации состояние. Неоднократно запрашивались денежные средства на ремонт, строительство либо реконструкцию объекта, но заявки остались без удовлетворения. На предприятии сложилось тяжелое финансовое положение, имеется кредиторская задолженность перед контрагентами – поставщиками более 2 млрд. рулей, имеется задолженность по обязательным платежам.
Выслушав пояснения защитника, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ в полном объёме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).
В судебном заседании установлено, что обжалуемое постановление вынесено 25.07.2024, жалоба подана в Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области 23.08.2024, то есть с пропуском установленного законом срока после получения копии постановления – 25.07.2024.
Вместе с тем, учитывая, что в рассматриваемом случае, постановление должностного лица должно было вступить в законную силу 05.08.2024,, принимая во внимание, что ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» первоначально подало жалобу 05.08.2024, которая возвращена определением суда от 19.08.2024 и в разумный срок после вынесения определения о возвращении жалобы (4 дня) обратилось с жалобой в суд, считаю, что пропущенный срок обжалования подлежит восстановлению.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) установлено, что негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
В силу пункту 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ).
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (части 1, 4 статьи 35 Водного кодекса РФ).
Частью 6 статьи 56 Водного кодекса РФ установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года № 552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения при сбросе возвратных (сточных) вод конкретным водопользователем, при производстве работ на водном объекте и в прибрежной зоне.
В силу подпункта "е" пункта 3 и пункта 5 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 года № 1391, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются лицом, использующим поверхностный водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования поверхностным водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, - в отношении такого поверхностного водного объекта. Мероприятия по охране поверхностного водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Из материалов дела следует, что на основании решения и.о. руководителя Приамурского межрегионального управления Росприродназора Новоселовой В.В. от 20.05.2024 № 205 проведена плановая выездная проверка что ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» по месту осуществления деятельности: Еврейская автономная область, Облученский район, г. Облучье, ул. Садовая, 41А.
ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» использует объект НВОС 99-0179-001127-П – очистные сооружения канализации г. Облучье, оказывает услуги по водоотведению в г. Облучье, осуществляя сброс сочных вод в р. Хинган после прохождения очистки на очистных сооружениях канализации на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 20.10.2023 № 79-20.03.06.001-Р-РСБХ-С-2022-08105/01.
По результатам проверки 05.07.2024 установлено, что ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» на участке хозяйственной деятельности по адресу: Еврейская автономная область, Облученский район, г. Облучье, ул. Садовая, 41А осуществляет с очистных сооружений канализации в водный объект р. Хинган сброс сточных вод с превышением в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (взвешенные вещества, железо, фенолы, нефтепродукты), установленных в соответствии с Нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года № 552.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 05.07.2024 № П14-205/2024Е и экспертном заключении от 13.06.2024 № 045/2024.
Указанные нарушения явились основанием для составления должностным лицом протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 8.13 в отношении ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс».
По результатам рассмотрения дела должностным лицом административного органа вынесено постановление от 25.07.2024 № 14-017/2024Е о признании ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ с назначением административного наказания.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьи частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, по конструкции является формальным и не требует наступления конкретных негативных последствий; существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Как следует из материалов дела, факт сброса сточных вод с превышением в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ (взвешенные вещества, железо, фенолы, нефтепродукты), установленных в соответствии с Нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года № 552 при использовании очистных сооружений канализации ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» подтверждается собранными доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 17.07.2024; актом проверки от 05.07.2024, экспертным заключением от 13.06.2024 и иными материалами дела.
На основании изложенного, считаю, что вина лица, привлеченного к административной ответственности нашла свое подтверждение, ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» привлечено к административной ответственности в установленные законом сроки.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления должностного лица административного органа.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с постановлением должностного лица не является основанием к отмене оспариваемого постановления.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ по настоящему делу установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 КоАП РФ.
Постановление от 25.07.2024 вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с его компетенцией, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Таким образом, ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Вместе с тем прихожу к выводу о необходимости изменения постановления в части назначенного административного наказания.
Санкция части 4 статьи 8.13 КоАП предусматривает для юридических лиц наложение административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
При этом часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Размер административного штрафа в таком случае не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ).
Защитник Капштык В.А. в жалобе просит снизить размер назначенного административного штрафа менее минимального размера со ссылкой на тяжёлое финансовое положение ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс».
В целях подтверждения тяжёлого финансового положения юридического лица представлены справка о наличии кредиторской задолженности на сумму 2 176 112 046 рублей, решения МИФНС России по управлению долгом от 14.12.2022 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, справка ПАО «Сбербанк России» от 20.06.2023 о наличии в очереди неисполненных распоряжений по внебалансовому счёту на общую сумму 402 527 283,92 рубля, справка ПАО БАНК «ФК Открытие» от 27.06.2023 о наличии в очереди распоряжений, ожидающих разрешение на проведение операций (внебалансовый счет) на общую сумму 17 343 071,06 рублей.
Кроме того, из материалов дела следует, что переданные из собственности муниципального образования ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс», в том числе, очистные сооружения сточных вод в неудовлетворительном состоянии, что подтверждается актом осмотра объектов от 11.03.2024
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что назначение ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» административного наказания даже в пределах минимального размера, установленного санкцией части 4 статьи 8.13 КоАП РФ, будет обременительным для данного субъекта экономической деятельности, повлечет избыточное ограничение его имущественных прав и интересов и в такой ситуации не будет отвечать целям административной ответственности.
С учётом положений части 1 статьи 3.1, статьи 4.1 - 4.3 КоАП РФ, принимая во внимание характер совершённого административного наказания, имущественное и финансовое положение привлекаемого лица, отсутствие отягчающих обстоятельств по делу, нахожу возможным постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Кадии М.Ю. от 25.07.2024 № 14-017/2024Е в части назначенного ГП ЕАО «Облэнергоремонт Плюс» административного наказания изменить, снизив размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 4 статьи 8.13 КоАП РФ, но не менее половины минимального размера, то есть до 75 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.4 - 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора Кадии М.Ю. от 25.07.2024 № 14-017/2024Е вынесенное в отношении Государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт Плюс», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, изменить.
Снизить размер административного штрафа, назначенного Государственному предприятию Еврейской автономной области «Облэнергоремонт Плюс» до 75 000 (Семьдесят пять тысяч) рублей.
В остальной части постановление от 25.07.2024 оставить без изменения.
Жалобу Государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт Плюс» считать удовлетворённой частично.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.В. Хроленок