Решение от 10.10.2023 по делу № 2-549/2023 от 27.07.2023

РЕШЕНИЕ по делу № 2-549/2023

Именем Российской Федерации

10 октября 2023 года                                                                                       г.Грязовец

Грязовецкий районный суд Вологодской области в составе судьи Поповой О.В., при секретаре Чистяковой С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Грязовецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Грязовецкого муниципального округа о возложении обязанности,

установил:

Прокурор Грязовецкого района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Грязовецкого муниципального округа о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на кадастровый учет земельный участок, используемый под размещение автомобильной дороги общего пользования местного значения – «д.Тимонино - д.Дядинское», изготовить технический паспорт указанной автомобильной дороги. В обоснование иска указал, что прокуратурой района с участием специалиста ОГИБДД МО МВД России «Грязовецкий» проведена проверка исполнения администрацией законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что автомобильная дорога «д. Тимонино – д. Дядинское» является дорогой местного назначения, четкие кадастровые границы отсутствуют, технический паспорт на данную дорогу не изготовлен, условия содержания автомобильных дорог не определены. 31.05.2023 года по факту выявленных нарушений закона по обустройству и содержанию автомобильной дороги, обеспечивающей проезд к д. Дядинское главе администрации Грязовецкого муниципального округа внесено представление. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

В судебном заседании помощник прокурора Грязовецкого района Плотников Е.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Грязовецкого муниципального округа по доверенности Калинина Е.Л., возражала против удовлетворения иска.

Определением, занесенным в протокол судебного заседания от 16.08.2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО Племзавод «Заря». Определением, занесенным в протокол судебного заседания от 10.10.2023 года АО Племзавод «Заря» исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Представители АО Племзавод «Заря» Кудряшова С.Н. и Серова М.Ю., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании пояснили, что автомобильная дорога «д. Тимонино – д. Дядинское» расположена между земельными участками общества, земельный участок, на котором размещена дорога, не является собственностью общества.

Представитель третьего лица МО МВД России «Грязовецкий» в судебное заседание не явился о дате и времени извещались надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Автомобильная дорога «д.Тимонино – д.Дядинское» протяженностью 0,5 км включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Грязовецкого муниципального округа Вологодской области, утвержденный Постановлением администрации Грязовецкого муниципального округа Вологодской области от 23.03.2023 № 562 «О внесении изменений в Постановление администрации округа от 23.01.2023 № 98 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Грязовецкого муниципального округа Вологодской области». Указанная дорога относится к V технической категории, является грунтовой.

Прокуратурой района с привлечением сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Грязовецкий» проведена проверка соблюдения требований законодательства об автомобильных дорогах, по результатам которой выявлены нарушения закона, а именно: выявлены недостатки в содержании дороги – ямы, что является нарушением п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017; кроме того, на автомобильной дороге отсутствуют четкие кадастровые границы, а также не определены условия содержания автомобильной дороги, что является нарушением части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2018 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В адрес главы Грязовецкого муниципального округа 31.05.2023 и.о.прокурора района Ананьевым В.Н. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих.

До настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Согласно части 1 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Объектами земельных отношений согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 ЗК РФ являются земельные участки.

В соответствии со статьей 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 16 сентября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа в частности, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Под дорожной деятельностью согласно части 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257 – ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно подпункту 4 пункта 99 раздела IV вышеуказанной классификации в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений, изготовление технических планов автомобильных дорог.

В соответствии с ГОСТ 33388-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» паспортизация автомобильных дорог – это учет автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с составлением технического паспорта и формированием базы дорожных данных (пункт 3.8).

Паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорого, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог (пункт 4.2.1 ГОСТ 33388-2015).

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или её части (пункт 4.2.2 ГОСТ 33388-2015).

Анализ положений законодательства, регулирующих правоотношения в данной сфере позволяет сделать вывод, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактически состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока её службы, что напрямую влияет на безопасность дорожного движения и затрагивает интересы граждан. Отсутствие технического паспорта создает неопределенность при использовании прилегающих к дороге земельных участков, не позволяет объективно оценивать состояние дороги и дорожных сооружений.

Как установлено судом, технический паспорт автомобильной дороги «д.Тимонино – д.Дядинское» отсутствует. Учитывая изложенное, требования прокурора Грязовецкого района о возложении на администрацию Грязовецкого муниципального округа подготовить технический паспорт на указанную автомобильную дорогу, подлежат удовлетворению.

Согласно статье 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 года № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.

Согласно статье 5 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии со статьями 39.9, 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются органам местного самоуправления исключительно в постоянное (бессрочное) пользование. В решении о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование указывается кадастровый номер земельного участка, а также наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка.

Согласно статье 8 Федерального закона РФ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Таким образом, постановка на кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами является обязательной.

Поскольку земельный участок, на котором размещена автомобильная дорога «д.Тимонино – д.Дядинское», не поставлен на кадастровый учет, требования прокурора о возложении на администрацию Грязовецкого муниципального округа обязанности поставить вышеуказанный земельный участок на кадастровый учет также подлежат удовлетворению.

Исходя из характера возложенных на ответчика обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения, суд считает указанный прокурором срок в 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обоснованным и разумным.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – «░. ░░░░░░░░ – ░. ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░. ░░░░░░░░ – ░. ░░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2023 ░░░░

2-549/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Плотников Е.А.
Ответчики
администрация Грязовецкого МО
Другие
МО МВД России "Грязовецкий"
Кудряшова Светлавна Николаевна
АО Племзавод "Заря"
Калинина Елена Леонидовна
Серова Мария Юрьевна
Суд
Грязовецкий районный суд Вологодской области
Судья
Попова Ольга Валентиновна
Дело на сайте суда
griazovecky.vld.sudrf.ru
27.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2023Передача материалов судье
01.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2023Судебное заседание
10.10.2023Судебное заседание
17.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее