Дело № 2-2178/2023 УИД 52RS0001-02-2022-010661-80
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 20 июня 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пятовой Н.Л.,
судей Кувшиновой Т.С., Гришиной Н.А.,
при секретаре Федосеевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кувшиновой Т.С.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Нижнего Новгорода
на решение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 13 марта 2023 года
по иску Администрации города Нижнего Новгорода к Морозовой Татьяне Александровне, действующей в интересах несовершеннолетних Морозовой Светланы Владимировны, Морозовой Анны Владимировны о принудительном изъятии недвижимости для муниципальных нужд, выкупе жилого помещения, выселении,
по встречному иску Морозовой Татьяны Александровны действующей в интересах несовершеннолетних Морозовой Светланы Владимировны, Морозовой Анны Владимировны к Администрации города Нижнего Новгорода о предоставлении жилого помещения взамен аварийного,
у с т а н о в и л а:
представитель Администрации г.Нижнего Новгорода обратился в суд с иском к Морозовой Т.А., действующей в интересах несовершеннолетних Морозовой С.В., Морозовой А.В. о принудительном изъятии недвижимости для муниципальных нужд, выкупе жилого помещения, выселении.
В обоснование заявленных требований указано, что постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 10.09.2015 №1759 многоквартирный дом [адрес] признан аварийным и подлежащим реконструкции. Администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода поручено в тридцатидневный срок с момента издания постановления информировать собственников помещений в доме [адрес] о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции, а также предъявить им требования о реконструкции дома в срок до 30 декабря 2022 года. Установлен срок отселения - 30 декабря 2022 года.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 14.10.2021 №4474 внесены изменения в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 10.09.2015 № 1759 «О признании многоквартирного дома [адрес] аварийным и подлежащим реконструкции», в пункте 3 постановления слова «30 декабря 2022 года» заменены словами «01 мая 2022 года». Администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода поручено в тридцатидневный срок с момента издания постановления информировать собственников помещений в доме [адрес] об изменении срока отселения, а также предъявить им требования о реконструкции дома в срок до 01 мая 2022 года.
Согласно сведениям из выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (помещение) Морозовой С.В. и Морозовой А.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение (комната), расположенное по адресу: [адрес] (по ? доле в праве каждой), кадастровый [номер].
Согласно выписке из лицевого счета в жилом помещении на регистрационном учете состоят: Морозова Т.А., Морозова С.В. и Морозова А.В.
Письмом от 27.10.2021 №Исх-[номер] собственникам комнаты №[номер] в д.[адрес] было предъявлено требование в срок до 01.05.2022 осуществить реконструкцию дома [адрес].
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 07.06.2022 № 2539 земельный участок с кадастровым номером [номер], занимаемый многоквартирным домом [адрес], находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, изъят для муниципальных нужд. Объекты недвижимости, расположенные в многоквартирном доме, указанные в приложении к постановлению администрации города Нижнего Новгорода от 14.10.2022 №5567, изъяты для муниципальных нужд.
Письмом от 09.06.2022 Исх-[номер] администрацией Автозаводского района города Нижнего Новгорода в адрес собственников жилого помещения комнаты [номер] в д.[адрес], была направлена копия постановления администрации города Нижнего Новгорода от 07.06.2022 № 2539 «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном доме [адрес]».
19.08.2022 ООО «Новосистем Консалт» была произведена оценка изымаемого для муниципальных нужд объекта недвижимого имущества и размера убытков, связанных с изъятием для муниципальных нужд: жилое помещение-комната, общей площадью 13,1 кв.м. по адресу: [адрес] [адрес]. Рыночная стоимость доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости, включая размер убытков, причиненных собственникам жилого помещения его изъятием составляет – по 642 250 руб., всего объекта- 1 284 500 руб.
13.10.2022 администрацией Автозаводского района города Нижнего Новгорода в адрес Морозовой Т.А., действующей за своих несовершеннолетних детей Морозову С.В., Морозову А.В., были направлены: проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд; отчет об оценке от 19.08.2022. Ответчики ответили отказом подписать соглашение об изъятии недвижимости.
Поскольку изъятие земельного участка, на котором расположен аварийный дом, обусловлено необходимостью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, администрация города Нижнего Новгорода полагает, что ответчики нарушает права, законные интересы и требования истца, препятствуя исполнению постановления администрации города Нижнего Новгорода от 07.06.2022 №2539 «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном доме 9 литера А по проспекту Ильича», в связи с чем администрация города Нижнего Новгорода вынуждена обратиться в суд.
Представитель истца просил суд определить размер равноценного возмещения за изымаемое для муниципальных нужд недвижимое имущество, расположенное по адресу: [адрес] (с учетом доли в праве общей собственности на земельный участок под домом), в сумме 1 284 500 руб., с выплатой администрацией города Нижнего Новгорода в пользу Морозовой А.В., в чьих интересах действует Морозова Т.А., размера возмещения за ? долю в сумме 642 250 руб., Морозовой С.В. за ? долю в сумме 642 250 руб., а всего 1 284 500 руб., на открытый на их имя банковский счет; прекратить право собственности Морозовой А.В., Морозовой С.В., на указанное жилое помещение; возложить на Морозову Т.А., действующую в интересах Морозовой А.В., Морозову С.В., обязанность в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда законную силу, предоставить администрации города Нижнего Новгорода реквизиты, для перечисления денежного возмещения за изымаемое жилое помещение; признать право собственности за муниципальным образованием «город Нижний Новгород» на указанное жилое помещение; признать Морозову Т.А., Морозову А.В., Морозову С.В. прекратившими право пользования жилым помещением и выселить их из него.
Не согласившись с предъявленными требованиями, Морозова Т.А., действующая в интересах несовершеннолетних Морозовой А.В., Морозовой М.В., обратилась с встречным иском к администрации города Нижнего Новгорода о предоставлении жилого помещения взамен аварийного.
В обоснование иска указала, что несовершеннолетние Морозова А.В., Морозова С.В. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: [адрес]. В 2015 году на основе заключения межведомственной комиссии администрацией города Нижнего Новгорода вынесено постановление о признании вышеуказанного дома аварийным. Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 многоквартирный дом по адресу: [адрес] включен в региональную Программу по сносу и расселению аварийного жилищного фонда Нижегородской области. В 2022 году администрацией города Нижнего Новгорода вынесено постановление об изъятии у жителей данного дома жилых помещений, с последующей выплатой возмещения без указания о возможности собственникам приобрести вместо возмещения жилое помещение.
Между тем, если дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. №85-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. Отсутствие согласия органа местного самоуправления заключить с собственниками соглашение о предоставлении жилого помещения вместо выплаты возмещения правового значения не имеет, т.к. предоставление альтернативного жилья осуществляется на основании Федерального закона РФ от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ, а не на основании статьи 32 Жилищного кодекса РФ, как ошибочно полагают органы местного самоуправления. Региональной Программой Нижегородской области не предусматривается обязанность выплаты собственниками разницы в стоимости изымаемого помещения и предоставляемого жилого помещения. В указанном случае расселение производится за счет федеральных средств и средств местного бюджета согласно региональной Программе. Сделав выбор и приняв соответствующее решение, Морозова Т.А обратилась с уведомлениями об отказе от получения возмещения и с просьбой предоставить благоустроенное жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода. Обязательство не было исполнено. Мероприятия по обеспечению Морозовой А.В., Морозовой С.В. альтернативным жильем не осуществляются. Просила суд обязать администрацию города Нижнего Новгорода предоставить в собственность Морозовой А.В., Морозовой С.В. благоустроенное жилое помещение в черте города Нижнего Новгорода, в иске о выселении из спорного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения отказать.
Решением Автозаводского районного суда г.Нижнего Новгорода от 13 марта 2023 года постановлено:
«Исковые требования Морозовой Татьяны Александровны, действующей в интересах Морозовой Анны Владимировны, Морозовой Светланы Владимировны к Администрации города Нижнего Новгорода об предоставлении жилого помещения взамен аварийного удовлетворить.
Исковые требования администрации города Нижнего Новгорода к Морозовой Татьяне Александровне, действующей в интересах Морозовой Анны Владимировны, Морозовой Светлане Владимировне о принудительном изъятии недвижимости для муниципальных нужд, выкупе жилого помещения, выселении, - удовлетворить частично.
Изъять комнату [номер] по адресу [адрес] для муниципальных нужд.
Определить размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд недвижимое имущество, расположенное по адресу: [адрес] общей сумме 1284500 рублей.
Прекратить право собственности Морозовой Анны Владимировны, на ? долю жилого помещения, расположенного по адресу: [адрес], кадастровый [номер].
Прекратить право собственности Морозовой Светланы Владимировны, на ? долю жилого помещения, расположенного по адресу: [адрес] кадастровый [номер].
Признать за муниципальным образованием «город Нижний Новгород» право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: [адрес], кадастровый [номер].
Признать Морозову Татьяну Александровну, Морозову Светлану Владимировну, Морозову Анну Владимировну прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: [адрес]
Выселить Морозову Татьяну Александровну, (дата рождения: [дата] года рождения, место рождения: г. Сергач Нижегородской обл., паспорт [номер]), Морозову Светлану Владимировну (дата рождения: [дата] года рождения, место рождения: город Нижний Новгород, паспорт [номер]), Морозову Анну Владимировну (дата рождения: [дата] года рождения, место рождения: город Нижний Новгород, свидетельство о рождении [номер]), из жилого помещения, расположенного по адресу: [адрес] с предоставлением иного жилого помещения.
Обязать администрацию города Нижнего Новгорода (ИНН [номер], КПП [номер], ОГРН [номер], дата регистрации: 20.11.2002 г., адрес место нахождения: 603082, Нижегородская область, г. Н.Новгород, ул. Кремль, корпус 5) предоставить Морозовой Светлане Владимировне (дата рождения: [дата] года рождения, место рождения: город Нижний Новгород, паспорт [номер]), Морозовой Анне Владимировне (дата рождения: [дата] года рождения, место рождения: город Нижний Новгород, свидетельство о рождении [номер]), в собственность благоустроенное жилое помещение в г.Нижний Новгород площадью не менее 13,1 кв.м, взамен изымаемого, признанного аварийным.
В удовлетворении исковых требований администрации города Нижнего Новгорода о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, предоставлении реквизитов для перечисления денежных средств - отказать.
Решение в части выселения Морозовой Татьяны Александровны, (дата рождения: [дата] года рождения, место рождения: г. Сергач Нижегородской обл., паспорт [номер] [номер]), Морозовой Светланы Владимировны (дата рождения: [дата] года рождения, место рождения: город Нижний Новгород, паспорт [номер]), Морозовой Анны Владимировны (дата рождения: [дата] года рождения, место рождения: город Нижний Новгород, свидетельство о рождении [номер]), исполнить после исполнения решения в части предоставления Морозовой Анне Владимировне, Морозовой Светлане Владимировне жилого помещения».
В апелляционной жалобе представителя администрации г.Нижнего Новгорода поставлен вопрос об отмене решения суда в части возложения на администрацию города обязанности по предоставлению жилого помещения, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права и несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что при вынесении решения судом не была дана оценка условиям Программы расселения, предусматривающей способ расселения аварийных домов – путем выкупа, предоставление собственникам жилых помещений в рамках программы не предусмотрено. По мнению заявителя, собственник изымаемого жилого помещения не обладает правом выбора способа обеспечения жилищных прав.
Морозовой Т.А. поданы возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени его проведения своевременно и надлежащим образом извещены. Кроме того, информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом части 1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в постановлении № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПКРФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п.2,3).
Обжалуемое решение суда в полной мере отвечает приведенным требованиям.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 той же статьи).
Частью 10 той же статьи установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В силу части 8 той же статьи, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Федеральный закон №185-ФЗ от 21.07.2007 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилое помещение - комната [номер], площадью 13,1 кв.м., кадастровый [номер], расположенная по адресу: [адрес] [адрес], на основании договора о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность от 26.06.2012, принадлежит: Морозовой А.В. Морозовой С.В., по ? доле в праве, каждой.
Согласно выписке из лицевого счета и выписке из домовой книги, на регистрационном учете по данному адресу состоят Морозова Т.А., Морозова А.В., Морозова С.В.
В соответствии с постановлением исполняющего обязанности главы администрации города Нижнего Новгорода № 1759 от 10.09.2015, с учетом постановления главы администрации города Нижнего Новгорода от 14.10.2021 №4474 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 10.09.2015 № 1759», многоквартирный дом [адрес] признан аварийным и подлежащим реконструкции; администрации Автозаводского района г.Нижнего Новгорода поручено в тридцатидневный срок с момента издания настоящего постановления информировать собственников помещений в доме [адрес] о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции, а также предъявить им требования о реконструкции дома в срок до 01 мая 2022 года; установлен срок отселения – 01 мая 2022 года.
Постановлением главы администрации города Нижнего Новгорода № 539 от 07.06.2022 «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирного дома [адрес]» земельный участок с кадастровым номером 52:18:0040271:40, занимаемый многоквартирным домом № [адрес], находящийся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме [адрес] и объекты недвижимости, расположенные в указанном доме, в том числе комната 21, изъяты для муниципальных нужд.
Настоящее постановление размещено в официальном печатном средстве массовой информации – газете «День города. Нижний Новгород», на сайте администрации города Нижнего Новгорода.
26.10.2022 от Морозовой Т.А. действующей в интересах Морозовой А.В, Морозовой С.В. поступило уведомление об отказе от получения возмещения, а также требование о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
19.08.2022 по заказу администрации города Нижнего Новгорода ООО «Новсистем Консалт» была проведена оценка изымаемого для муниципальных нужд объекта недвижимости и размера убытков, связанных с изъятием для муниципальных нужд: комната (с учетом доли в праве общей собственности на земельный участок по домом), назначение: жилое помещение, общая площадь 13,1 кв.м., этаж 2, адрес объекта: [адрес].
Согласно отчету [номер] (МК[номер]) об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости и размера убытков, связанных с изъятием для муниципальных нужд: комната (с учетом доли в праве общей собственности на земельный участок под домом), назначение: жилое помещение, общая площадь 13,1 кв.м., этаж 2, адрес объекта: [адрес] выполненному ООО «Новсистем Консалт», размер возмещения составляет 1 284 500 руб., из которых: 1 170 000 руб. – рыночная стоимость аналогичного объекта; 114 500 руб. – размер убытков, связанных с изъятием земельного участка и объекта недвижимости.
В судебном заседании установлено, что выкупная цена сторонами определена не была и соглашения о предоставлении собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения не достигнуто, поскольку истец такого соглашения заключить ответчикам не предлагал.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, дав оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, установив, что жилой дом, где расположено изымаемое жилое помещение, включен в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилого фонда, пришел к выводу о том, что данное обстоятельство является основанием для предоставления другого равнозначного благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого.
Данные выводы суда представляются правильными, основанными на законе и установленных по делу обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с положениями статей 55, 56, 59, 60, 67, 71 ГПК РФ.
Приведенные доводы жалобы о том, что Морозовой А.В., Морозовой С.В. не могло быть предоставлено жилое помещение, поскольку они в соответствии Программой расселения обладает лишь правом на получение выкупной стоимости, судебной коллегией отклоняются.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ.
Частью 8 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Материалами дела подтверждено, что постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 №168 «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019 - 2025 годы», предусмотрено предоставление собственникам жилых помещений в аварийных многоквартирных домах жилых помещений на основании договоров мены, соответственно у собственника жилого помещения имеется право выбора способа возмещения ему стоимости изымаемого жилого помещения, в том числе получение взамен изъятого иного жилого помещения.
Жилой дом [адрес] включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках реализации государственной адресной программы.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда правильно оценено в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Частью 2.1 статьи 16 названного закона установлены требования к размерам этапов региональных адресных программ. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
Под размером этапов понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной программы.
Государственной региональной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019-2025 годы» было предусмотрено переселение граждан из многоквартирного дома, в котором Морозовой А.В. и Морозовой С.В. принадлежит на праве долевой собственности жилое помещение, планируемое к переселению.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьи 32 Жилищного кодекса РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
Таким образом, в силу вышеназванных норм права и разъяснений Верховного Суда РФ собственнику предоставлено право выбирать способ обеспечения его жилищных прав, в связи с чем выводы суда об обязании администрации г.Нижнего Новгорода предоставить Морозовой А.В. и Морозовой С.В. в собственность благоустроенное жилое помещение в г.Нижний Новгород общей площадью не менее 13,1 кв.м., взамен изымаемого, признанного аварийным, что соответствуют вышеприведенным нормам материального права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз.2 подп. «и» п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Вместе с тем из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г., следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из указанных разъяснений следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, довод жалобы администрации г.Нижнего Новгорода о том, что предоставление жилого помещения собственнику взамен изымаемого может быть произведено только по соглашению сторон, то есть при наличии согласия администрации г. Нижнего Новгорода, основан на неправильном толковании норм материального права и не принимается во внимание, поскольку как указывалось выше, право выбора собственника изымаемого жилого помещения способа реализации своих жилищных прав находится в приоритете, и данный выбор по настоящему делу был сделан истцом по первоначальному иску в пользу предоставления жилого помещения, что следует из заявленных требований.
По своей сути доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию заявителя, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям статьи 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные статьей 330 ГПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21.06.2023.