Дело № 33а-4067/2018
Судья Махмудова А.Р.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 25 апреля 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Копылова-Прилипко Д.А., Овчинниковой Н.А.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления по земельно-имущественным вопросам администрации Бардымского муниципального района Пермского края на решение Бардымского районного суда Пермского края от 25 января 2018 г., которым постановлено:
«Административное исковое заявление Арзыева Айнура Рамзиевича к администрации Бардымского муниципального района Пермского края, об оспаривании решения органа власти, удовлетворить частично.
Решение комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков администрации Бардымского муниципального района Пермского края от 13 декабря 2017 года (протокол №84) об отказе в удовлетворении заявления Арзыева Айнура Рамзиевича о перераспределении земельного участка, признать незаконным.
Возложить обязанность на комиссию по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков администрации Бардымского муниципального района Пермского края повторно рассмотреть ранее поданное заявление Арзыева Айнура Рамзиевича о перераспределении земельных участков от 4 декабря 2017 года, в срок не более чем тридцать дней со дня вступления решения суда в законную силу, о чем сообщить в суд и Арзыеву Айнуру Рамзиевичу в течение трех дней со дня рассмотрения такого заявления».
Заслушав доклад судьи Копылова-Прилипко Д.А., объяснения Арзыева А.Р. и его представителя Альмухаметова Д.М., представителя Администрации Бардымского муниципального района Пермского края – Мавлютовой Г.М., изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Арзыев А.Р. (далее по тексту – Заявитель) обратился в суд с административным исковым о признании незаконным решения Комиссии о рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков администрации Бардымского муниципального района Пермского края (далее по тексту – Комиссия) об отказе в удовлетворении заявления Арзыева А.Р. о перераспределении земельного участка, просил возложить на Администрацию Бардымского муниципального района Пермского края (далее по тексту – Администрация) заключить с Заявителем соглашение о перераспределении земельного участка.
Требования обосновал тем, что решением от 13.12.2017 г. Комиссия отказала Арзыеву А.Р. в удовлетворении заявления о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: ****, рядом с земельным участком **** из земель населённых пунктов в кадастровом квартале **, с кадастровым номером **, общей площадью 824 кв.м. с видом разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства. Данное решение является незаконным, поскольку оно не отвечает требованиям Земельного кодекса РФ, регламентирующим вопросы перераспределения земельных участков.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Управление по земельно-имущественным вопросам администрации Бардымского муниципального района Пермского края, указывает, что отказ в перераспределении земельных участков является законным, поскольку согласно акту осмотра от 30.11.2017 г. на земельном участке личное подсобное хозяйство не ведётся, участок представляет собой прилегающую к объекту торговли территорию, через которую осуществляется проезд и проход к данному объекту. Кроме того, на земельном участке имеется объект недвижимости – жилой дом, который до 01.12.2017 г. являлся тренажёрным залом. Изменение назначения объекта недвижимости – с тренажёрного зала на жилой дом, и изменение вида разрешённого использования земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства произведены Арзыевым А.Р. лишь с целью перераспределения земельных участков без намерения осуществлять личное подсобное хозяйство. Также испрашиваемый земельный участок закрывает доступ к многоквартирному жилому дому, а именно, в квартире № ** в доме № ** по ул. ****, а поэтому образование земельного участка невозможно. Территория, прилегающая к испрашиваемому земельному участку используется Администрацией для автостоянок и парковок и предоставление земельного участка приведёт к уменьшению мест для парковок.
В судебном заседании представитель Администрации на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Арзыев А.Р. и его представитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, привели доводы представленных письменных возражений.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились (представителей не направили), о его месте и времени извещались надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Арзыев А.Р. является собственником земельного участка, площадью 720 +/- 5.43 кв.м., категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: **** кадастровый номер **. На указанном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий на праве собственности Арзыеву А.Р.
04.12.2017 г. Арзыев А.Р. обратился в Управление по земельно-имущественным вопросам администрации Бардымского муниципального района Пермского края с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в собственности Заявителя согласно сведениям из ЕГРН и земельного участка площадью 824 кв.м., расположенного по адресу: ****, кадастровый номер ** на основании статьи 39.29 ЗК РФ. К заявлению Арзыев А.Р. приложил схему расположения земельного участка.
13.12.2017 г. заявление Арзыева А.Р. было рассмотрено на заседании Комиссии о рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков Управления по земельно-имущественным вопросам администрации Бардымского муниципального района Пермского края.
Из протокола № 84 заседания Комиссии от 13.12.2017 г. следует, что согласно акта осмотра от 30.11.2017 г. на земельном участке личное подсобное хозяйство не ведётся, участок представляет собой прилегающую к объекту торговли территорию, через которую осуществляется проезд и проход к объекту торговли; на земельном участке имеется объект недвижимости – жилой дом, который до 01.12.2017 г. являлся тренажёрным залом; испрашиваемый земельный участок используется Администрацией Бардымского сельского поселения для автостоянки и парковочной площади при проведении массовых мероприятий, и в случае предоставления испрашиваемого земельного участка будет сужаться часть мест для парковки; образуемый земельный участок будет закрывать доступ к многоквартирному жилому дому (квартира **).
При таких обстоятельствах Комиссия, со ссылкой на то, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства допускается в том числе, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков, отказала Арзыеву А.Р. в перераспределении земельных участков.
Признавая незаконным решение Комиссии, оформленное протоколом № 84 от 13.12.2017 г., суд исходил из того, что Комиссией не приведено предусмотренных законом оснований к отказу в перераспределении земельных участков.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с решением суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) названного Кодекса.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в соответствии со статьей 39.29 ЗК РФ включает в себя: подготовку схемы расположения земельного участка, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; подача гражданином или юридическим лицом заявления о перераспределении земельных участков, в уполномоченный орган; совершение уполномоченным органом в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения одного из следующих действий: принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка и направлении этого решения с приложением указанной схемы заявителю; направление заявителю согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принятие решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
При этом, пунктом 10 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В рассматриваемом случае оспариваемое Арзыевым А.Р. решение Комиссии указанным требованиям не отвечает.
Согласно подпункту 3 пункта 8 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Таким образом, принятие решения об отказе в перераспределении земельных участков возможно лишь при условии, если имеются основания, перечисленные в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ. Согласно данной норме, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц; 3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; 4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте; 5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек; 7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении; 8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков; 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; 10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Ни на одно из перечисленных оснований, в нарушение пункта 10 статьи 39.29 ЗК РФ, в оспариваемом решении орган местного самоуправления не сослался.
Как указано выше, подпункт 8 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ содержит самостоятельное основание к отказу в перераспределении земельных участков в случае, если площадь образуемого земельного участка будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.
Однако, ссылаясь на то, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства допускается в том числе, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков, Комиссия в протоколе № 84 от 13.12.2017 г. каких-либо выводов о превышении площади образуемого земельного участка, не приводит.
При названных обстоятельствах, вывод суда о признании незаконным решения Комиссии от 13.12.2017 г. (протокол № 84) и возложении на Комиссию обязанности повторно рассмотреть заявление Арзыева А.Р. является правильным.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные в возражениях Администрации на административный иск.
Выводы суда первой инстанции являются правильными и обоснованными, оснований для их переоценки не имеется. Судебный акт требованиям ст. 180 КАС Российской Федерации соответствует, нарушений норм материального и (или) процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Бардымского районного суда Пермского края от 25 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по земельно-имущественным вопросам администрации Бардымского муниципального района Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: