Решение по делу № 2-2/2022 (2-735/2021;) от 18.05.2021

Дело № 2-2/2022 УИД 47RS0007-01-2021-001779-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2022 года                         г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Мицюк В.В.,

при секретаре Баталовой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника Кингисеппского городского прокурора Потапкина В.А., представителя ответчика Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области Матвеевой Е.В., действующей на основании доверенности от 23.07.2020 сроком действия до 31.12.2023, представителя третьего лица ОАО «Кингисеппский водоканал» Егоровой Т.Г., действующей на основании доверенности № от 10.11.2020 сроком действия три года,

гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области об обязании произвести ремонт водозаборных сооружений, сетей централизованной системы холодного водоснабжения,

У С Т А Н О В И Л:

    18 мая 2021 года Кингисеппский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области к ответчику Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области с требованиями, с учетом уточнения, об обязании произвести в срок до 31.12.2022 ремонт следующих водозаборных сооружений ВОС «Сережино»:

     самотечных линий от ряжевого оголовка до водоприемного колодца ; водоприемного колодца ; водоприемного колодца ,

    об обязании произвести в срок до 31.12.2022 ремонт следующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения г. Кингисепп:

    водопроводы по <адрес> (инв. ), <адрес> (инв. ), по <адрес> (от <адрес> до <адрес>), по пер. Зеленому (от <адрес> до <адрес>), к ж/<адрес> (инв.), к многоквартирным домам №, 19 и 31 по <адрес> (инв. №, 50000104 и 50000206), к многоквартирным домам по <адрес> и №, 21 и 23 по <адрес> (инв. ), к многоквартирному дому по <адрес> (инв. ), по <адрес> в мкр. Лесобиража, по <адрес> (участок от пр. К.Маркса до <адрес>), к многоквартирному дому по <адрес> (инв. ), к многоквартирному дому по <адрес> (инв. ), транзитные водопроводы через многоквартирные дома №, 7,11,12,13 и 27/50 по <адрес> и по <адрес>;

    водопроводы от <адрес> до промзоны Фосфорит (инв. ), по <адрес> (от <адрес> до пр. К.Маркса; инв. ), к многоквартирным домам Б по <адрес> и А по <адрес> (инв. ), к многоквартирному дому по <адрес> (инв. ), к детскому саду в микрорайоне 3, по 2 Проезду (от <адрес> до 4 Проезда), от ВОС «Сережино» до железной дороги, по <адрес> (от <адрес> до <адрес>);

    водоводы от водозабора на ВОС «Сережино» до пр. К.Маркса и промзоны Фосфорит.

    В обоснование заявленных требований указав, что Городской прокуратурой на основании обращений граждан проведена проверка исполнения ответчиком требований законодательства о водоснабжении в части надлежащего содержания системы централизованного холодного водоснабжения г.Кингисепп. Централизованное водоснабжение г.Кингисепп (за исключением микрорайона Касколовка) питьевой водой осуществляется посредством забора и очистки поверхностных вод из р. Луга водозаборными очистными сооружениями «Сережино» (далее - ВОС «Сережино»). Централизованная система водоснабжения г. Кингисепп, включая ВОС «Сережино», водоводы и водопроводы, находится в собственности МО «Кингисеппской городское поселение» и переданы в эксплуатацию ОАО «Кингисеппский Водоканал», осуществляющему холодное водоснабжение г. Кингисепп, на основании концессионного соглашения от 30.12.2016. Согласно п. 5 ст. 4 Устава МО «Кингисеппский муниципальный район», принятого решением Совета депутатов МО «Кингисеппский муниципальный район» от 07.12.2018 -с, администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» осуществляет полномочия администрации МО «Кингисеппское городское поселение», являющегося административным центром муниципального района. Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учитывая изложенное, осуществление полномочий собственника, а также исполнение обязанностей по содержанию централизованной системы холодного водоснабжения г. Кингисепп возлагается на администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район».

    В результате проведенного в марте 2021 года в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области» лабораторного исследования проб питьевой воды установлено, что питьевая вода перед подачей в распределительную сеть системы холодного водоснабжения г. Кингисепп на ВОС «Сережино», на участках распределительной сети и на вводе в многоквартирные дома в различных частях города не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по таковому санитарно-химическому показателю, как окисляемость. Проведенной городской прокуратурой проверкой установлено, что согласно акту технического обследования централизованной системы водоснабжения г. Кингисепп, утвержденному главой администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 23.06.2020, водопроводы указанной системы для предотвращения утечек и аварий требуют замены в кратчайшие сроки. Так, водопроводы по <адрес> (инв. ), <адрес> (инв. ), по <адрес> (от <адрес> до <адрес>), по пер. Зеленому (от <адрес> до <адрес>), к ж/<адрес> по уж. Воскова (инв.) к многоквартирным домам №, 19 и 31 по <адрес> (инв. №, 50000104 и 50000206), к многоквартирным домам по <адрес> и №, 21 и 23 по ш. Крикковское (инв. ), к многоквартирному дому и» уж. Б. Советской (инв. ), по <адрес> в мкр. Лесобиража, по <адрес> (участок от пр. К.Маркса до уж. Октябрьской), к многоквартирному дому по ш. Крикковское (инв. ), к многоквартирному дому по <адрес> (инв. ), транзитные водопроводы через многоквартирные дома №, 7, 11, 12, 13 и 27/50 по ш. Крикковское и по <адрес> находятся в неудовлетворительном состоянии.

    Водопроводы от <адрес> до промзоны Фосфорит (инв.) по <адрес> (от <адрес> до пр. К.Маркса; инв.), к многоквартирным домам Б по ш. Крикковское и А по <адрес> (инв. ), к многоквартирному дому по <адрес> (инв. ), к детскому саду в микрорайоне 3, по 2 Проезду (от <адрес> до 4 Проезда), от ВОС «Сережино» до железной дороги, по <адрес> (от <адрес> до ш. Крикковское) находятся в предаварийном состоянии. Водоводы от водозабора на ВОС «Сережино» до пр. К.Маркса и промзоны Фосфорит находятся в аварийном состоянии. Кроме того, из Акта следует, что самотечные линии от ряжевого оголовка до водоприемного колодца (инв. ) и водоприемный колодец (инв. ) находятся в предаварийном, а водоприемный колодец - в аварийном состоянии, вследствие чего в настоящее время для забора воды используется только 1 ряжевый оголовок (; инв. ). Таким образом, выход из строя ряжевого оголовка (инв. ) неминуемо повлечет прекращение водоснабжения населения <адрес> питьевой водой. Ненадлежащее техническое состояние сетей централизованной системы холодного водоснабжения <адрес> и водозаборных сооружений ВОС «Сережино» свидетельствует о неисполнении администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» обязанности по содержанию муниципального имущества должным образом, что создает угрозу возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций, связанных с прекращением питьевого водоснабжения населения <адрес>, причинения ущерба окружающей среде, нарушения условий жизнедеятельности людей и причинения вреда их жизни и здоровью (том 1 л.д. 2-7).

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил об их удовлетворении в полном объеме, обязав ответчика устранить нарушения в срок до 31.12.2022.

    Представитель ответчика администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» в судебном заседании с предъявленными исковыми требованиями не согласился, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано, что исковое заявление прокурора, предъявленное в интересах неопределенного круга лиц должно отвечать требованиям законодательства. Вопреки требованиям ст. 45 ГПК РФ, ч.3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении не указана, какая норма федерального законодательства нарушается, таким, указанным в иске состоянием имущества, какими именно действиями органа местного самоуправления нарушены права неопределенного круга лиц, в то время как имущество остается работоспособным и в настоящее время холодное и питьевое водоснабжение осуществляется. В исковом заявлении имеется информация о том, что из-за ненадлежащего технического состояния сетей централизованной системы холодного водоснабжения г.Кингисепп и водозаборных сооружений ВОС «Сережино» нарушается в том числе качество холодной питьевой воды. Вместе с тем данный довод нельзя принять во внимание в связи с тем, что однородный иск по обеспечению неопределенного круга лиц качественным водоснабжением уже имеется в производстве суда (), по результатам рассмотрения которого будет принято соответствующее решение. Заявленные требования прокурором обоснованы тем, что ненадлежащее техническое состояние сетей централизованной системы холодного водоснабжения г.Кингисепп и водозаборных сооружений ВОС «Сережино» создает угрозу возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций, связанных с прекращением питьевого водоснабжения населения г.Кингисепп, причинения ущерба окружающей среде, нарушения условий жизнедеятельности людей и причинения вреда их жизни и здоровью. Однако, Администрация не является собственником объектов, указанных в иске. Полномочия собственника муниципального имущества МО «Кингисеппское городское поселение» осуществляет Комитет по управлению имуществом МО «Кингисеппский муниципальный район». В исковом заявлении прокурор ссылается на «Техническое обследование централизованной системы водоснабжения г.Кингисепп», утвержденное главой администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» и гендиректором ОАО «Кингисеппский водоканал» от 23.06.2020. Вместе с тем, акты, являющиеся частью документации технического обследования, подписаны членами комиссии, состоящей из работников ОАО «КВК» и представителей Администрации, однако, указанные лица не являются экспертной организацией, и, соответственно выводы комиссии носят лишь рекомендательный характер и не могут свидетельствовать о необходимости в определенный срок устранить выявленные недостатки. Также обследование проведено в отсутствии собственника имущества - Комитета по управлению имуществом МО «Кингисеппский муниципальный район». Согласно ст.10 Федерального закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. МО «Кингисеппское городское поселение» является собственником объектов централизованного водоснабжения МО «Кингисеппское городское поселение», которые переданы ОАО «Кингисеппский водоканал» по заключенному концессионному соглашению от 30Д2.2016 года. Полномочия собственника муниципального имущества МО «Кингисеппское городское поселение», в соответствии с решением Совета депутатов МО «Кингисеппское городское поселение от 07.10.2016 «Об уполномоченных органах местного самоуправления МО «Кингисеппское городское поселение» по реализации Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», по заключенному с ОАО «КВК» концессионному соглашению, осуществляет Комитет по управлению имуществом МО «Кингисеппский муниципальный район». Предметом концессионного соглашения является модернизация объектов водоснабжения и осуществление холодного водоснабжения с использованием объекта соглашения, а именно системы централизованного водоснабжения города Кингисеппа. В силу п. 31 Соглашения ОАО «КВК» обязуется поддерживать объект Соглашения, являющийся системой коммунальной инфраструктуры, а именно системой централизованного водоснабжения города Кингисеппа, в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт в рамках расходов, предусмотренных в тарифах, нести расходы на содержание объекта Соглашения. Таким образом, в соответствии с представленными полномочиями Администрацией организовано водоснабжение населения в границах поселения, а также созданы условия необходимые для организации подачи ОАО «КВК» питьевого водоснабжения, при этом проведение ремонта и реконструкции сетей не входит в полномочия органа местного самоуправления. Кроме того, в связи с тем, что объекты централизованной сети водоснабжения находятся во владении по концессионному соглашению у ОАО «КВК» собственник в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и положений заключенного концессионного соглашения не имеет права производить какие-либо действия на объекте концессии. Таким образом, ОАО «КВК» обязано обеспечивать соблюдение требований СанПиН 1.2.3685-21, при необходимости, путем выполнения за свой счет текущего и капитального ремонта объекта концессионного соглашения.

    Прокурор в исковом заявлении ссылается на «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» утвержденные Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168. Из буквального толкования Правил следует, что Правила регламентируют действия организаций водопроводно-канализационного хозяйства в отношениях связанных с бесперебойным, надежным и эффективным предоставлением услуг водоснабжения и водоотведения абонентам из числа населения, а именно абзац 6 предисловия гласит о том, что Правила являются обязательными для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности. Таким образом, данные Правила не могут быть применены в отношении органа местного самоуправления и должны исполняться ОАО «КВК». Исходя из вышеизложенного, полагает, что Администрация не является надлежащим ответчиком по настоящему исковому заявлению, поскольку - Администрация не является собственником указанного в иске имущества; - представителем собственника имущества является Комитет по управлению имуществом МО «Кингисеппский муниципальный район»; - Администрацией организовано в границах МО «Кингисеппское городское поселение» централизованное водоснабжение населения (объекты водоснабжения переданы по концессионному соглашению ОАО «КВК» для осуществления холодного водоснабжения); - Администрация не является хозяйствующим субъектом - ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги - холодное водоснабжение; - Собственник централизованной сети водоснабжения - Комитет по управлению имуществом, в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и положений заключенного концессионного соглашения не имеет права производить какие-либо действия на объекте концессии; - ОАО «КВК» определено как гарантирующий поставщик холодного водоснабжения; ОАО «КВК», как организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. На основании изложенного, полагает, что требования искового заявления Кингисеппской городской прокуратуры к Администрации не подлежат удовлетворению (том 2 л.д. 81-85). Обратила внимание, что между Администрацией с ГУП «Леноблинвентаризация» и Ленинградским областным комитетом по управлению госимуществом ведется переписка по вопросу передачи в Леноблкомимущество имущества, находящегося в казне муниципального образования, а именно: системы централизованного водоснабжения г.Кингисеппа. Леноблкомимущество подготовлен и направлен на согласование в Правительство Ленинградской области проект распоряжения «О принятии в государственную собственность Ленинградской области муниципального имущества казны муниципального образования «Кингисеппское городское поселение» муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области (том 4 л.д. 1-3). В случае удовлетворения заявленных требований просила предоставить срок до 31.12.2024.

Представитель третьего лица ОАО «Кингисеппский водоканал» в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, в котором указано, что с иском согласна, считает необходимым отметить следующее. Заключенным между Комитетом по управлению имуществом Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» и ОАО «Кингисеппский водоканал» ОАО «Кингисеппский водоканал» концессионным соглашением в отношении объектов водоснабжения, концессионер принял обязательство по модернизации недвижимого имущества, перечень которого определен в Приложении № 2.1 соглашения. Объекты, указанные в иске не входят в данный перечень. Механический износ сооружений и оборудования водозаборных и очистных сооружений напрямую связан с гарантированностью обеспечения питьевой водой абонентов, объектов жизнеобеспечения и также влияет на качественные показатели питьевой воды. ОАО «КВК» неоднократно предпринимало и продолжает предпринимать все возможные и законные способы в рамках концессионного соглашения, предлагая собственнику имущества различные варианты решения вопроса связанного с обеспечением населения г.Кингисеппа качественной питьевой водой, однако до настоящего времени ОАО «КВК» так и не смогло добиться финансирования работ по реконструкции водоочистных сооружений в п.Сережино. Несмотря на наличие концессионного соглашения, собственник имущества, реализуя свое право распоряжаться принадлежащим ему имуществом в период с 2017 года по 2018 год выделял денежные средства из собственного бюджета на ремонт инженерного оборудования (объекты и сети водоснабжения). ОАО «КВК» неоднократно направлял в разные инстанции письма о необходимости ремонта, модернизации и (или) реконструкции водопроводных сетей и сооружений, никогда не настаивало на выделении денежных средств именно ОАО «КВК». Собственник имущества мог и может любым удобным для него способом решить ситуацию с ремонтом, модернизацией и (или) реконструкцией своего имущества тем самым обеспечив потребителей питьевой водой соответствующей установленным законодательством требованиям (том 1 л.д. 153-155). Дополнила, что 30.12.2021 закончился срок на который было заключено концессионное соглашение, объекты водоснабжения переданы ОАО «КВК» в аренду. ОАО «КВК» инициировал и провел обследование объектов водоснабжения, в результате которого установлен износ объектов и сетей 98% и 95%, что влияет на качество питьевой воды.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (том 4 л.д. 85).

Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (том 4 л.д. 78, 81,82) и письменные пояснения, в которых указал, что МО «Кингисеппское городское поселение» является собственником объектов, перечисленных в иске, однако данные объекты централизованного водоснабжения переданы ОАО «КВК» по концессионному соглашению. Концессия была заключена в соответствии с п. 4.10 ст.37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» с ОАО «КВК» как с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения и представившим предложение о его заключении с приложением проекта концессионного соглашения. Таким образом, ОАО «КВК» выразило желание на заключение концессии, которой предусматривалась обязанность осуществления холодного (питьевого) водоснабжения с использованием объекта концессии в техническом состоянии, указанном в приложении к соглашению. Акт приема-передачи объекта концессии был подписан ОАО «КВК» без замечаний к состоянию (исправности) объекта концессии и его составным частям. Состяоние объекта концессии описано в приложении № 2, № 2.1 к соглашению. Предметом концессионного соглашения является модернизация объектов водоснабжения и осуществление холодного водоснабжения с использованием объекта соглашения, а именно системы централизованного водоснабжении г.Кингисеппа. в силу п. 3.1 соглашения ОАО «КВК» обязуется поддерживать объект соглашения, являющийся системой коммунальной инфраструктуры, а именно системой централизованного водоснабжения г.Кингисеппа в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт в рамках расходов, предусмотренных в тарифах, нести расходы на содержание объекта соглашения. В связи с тем, что объекты централизованной сети водоснабжения находятся во владении по концессионному соглашению у ОАО «КВК» собственник в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ и положений заключенного концессионного соглашения не имеет права производить какие-либо действия на объекте концессии. Отметил, что ОАО «КВК» не обращался в Комитет с заявлениями о технической неисправности объектов концессии, необходимостью модернизации объектов с выделением денежных средств из бюджета МО «Кингисеппское городское поселение», а также с предложением расторгнуть концессионное соглашение. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать (том 2 л.д. 124-126).

Представитель третьего лица Правительства Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (том 4 л.д. 84) и письменные пояснения, в которых указал, что полномочия органов местного самоуправления МО «Кингисеппское городское поселение»в сфере водоснабжения и водоотведения Правительству Ленинградской области не передавались, что подтверждается отсутствием подписанного акта приема-передачи муниципального имущества в государственную собственность Ленинградской области. Отметил, что в результате конкурсного отбора заявок администраций муниципальных образований Ленинградской области не предоставление субсидий в целях софинансирования капитальных сложений в объекты муниципальной собственности в рамках подпрограммы «Водоснабжение и водоотведение Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение устойчивого функционирования и развития коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Ленинградской области, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 27.12.2017 № 624 в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 19.07.2021 № 456, объект «Строительство водозаборных сооружений в рамках реконструкции существующего водозабора «Сережино» в г.Кингисепп, в том числе проектно-изыскательские работы» включен в перечень объектов адресной инвестиционной программы Ленинградской области (том 3 л.д. 232-234)

Представитель третьего лица МО "Кингисеппское городское поселение" МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (том 4 л.д. 78, 81,82) представил письменные пояснения, в которых указана позиция, аналогичная возражения ответчика (том 3 л.д. 83-87).

Представитель третьего лица Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил письменные пояснения, в которых просил о рассмотрении дела в его отсутствие и удовлетворении заявленных требований, указав, что до настоящего времени имущество, указанное в иске, не передано в собственность Ленинградской области (том 4 л.д. 91-93).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

     В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

    В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе организация водоснабжения населения.

    Согласно ч. 1, 2 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

    Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон № 52) установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

    В силу ч.ч. 1 и 3 ст. 19 Федерального закона № 52 питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.     Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.     Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

    Согласно ст. 10 Федерального закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

    Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.12.1999 № 168 (далее - Правила № 168), регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

    В соответствии с п. 2.2.1 Правил № 168 одной из основных задач эксплуатации водозаборных сооружений является проведение плановых осмотров и ремонтов сооружений и оборудования, своевременное устранение нарушений и аварий.

    В силу п. 2.10.1 Правил № 168 водоводы и водопроводная сеть (далее -сеть) должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

    Согласно пп. «в» п. 2.10.2 Правил № 168 в задачи технической эксплуатации сети входит планово-предупредительный и капитальный ремонты на сети.

    Подпункт «б» п. 2.10.20 Правил № 168 предусматривает, что к капитальному ремонту на сети относятся работы по прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб.

    Части 1 и 6 ст. 37 Федерального закона № 416-ФЗ устанавливают, что не реже одного раза в 5 лет (в течение долгосрочного периода регулирования) должно проводиться обязательное техническое обследование централизованной системы холодного водоснабжения в целях определения: -технических возможностей сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, по подготовке питьевой воды в соответствие с установленными требованиями с учетом состояния источника водоснабжения его сезонных изменений; - технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа, энергетической эффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности; -экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения новых технологий; - сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованной системы холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.

    Согласно ч.ч. 3 и 4 ст. 37 Федерального закона № 416-ФЗ техническое обследование проводится организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления.

    В силу ч. 5 ст. 37 Федерального закона № 416-ФЗ требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Указанные требования установлены приказом Министерства строительства Российской Федерации от 05.08.2014 № 437/пр.

Судом установлено, что в гор. Кингисепп Ленинградской области централизованное холодное водоснабжение осуществляется посредством использования системы коммунальной инфраструктуры, состоящей из водопроводных сетей и сооружений, посредством забора и очистки поверхностных вод из р. Луга водозаборными очистными сооружениями (ВОС) «Сережино», собственником указанного имущества является МО «Кингисеппское городское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район», администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» исполняет полномочия исполнительно-распорядительного органа МО «Кингисеппское городское поселение».

Таким образом, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по водоснабжению.

Деятельность по централизованному снабжению населения города Кингисеппа Ленинградской области питьевой водой осуществляет ОАО «Кингисеппский водоканал».

Обслуживание системы водоснабжения гор. Кингисепп осуществляется двумя участками: водозаборные очистные сооружения (ВОС «Сережино») и водопроводные сети и сооружения (ВС и С).

В городе Кингисепп две технологические зоны водоснабжения:

- водозаборные очистные сооружения (Далее ВОС) «Сережино», обеспечивающие водой г. Кингисепп в пос. Кингисеппский;

- артезианские скважины из защищенного горизонта обеспечивают водой микрорайон Касколовка.

Водозаборные очистные сооружения предназначены для обеспечения населения гор. Кингисеппа питьевой водой согласно требованиям СанПиН 2.1.4-1074-01 «Питьевая вода» (том 1 л.д. 178).

Согласно условиям Концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения МО «Кингисеппское городское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, заключенного между КУИ МО «Кингисеппский муниципальный район» (концедент) и ОАО «Кингисеппский водоканал» (концессионер) 30 декабря 2016 года, концессионер обязуется за свой счет модернизировать недвижимое имущество и движимое имущество, состав и описание которого приведено в п. 2.1 раздела 2 настоящего Соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять холодное водоснабжение с использованием объекта Соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования объектом Соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности.

Объектом Соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно: система централизованного водоснабжения гор. Кингисеппа, предназначенная для осуществления деятельности, указанной в п. 1 настоящего Соглашения. Сведения о составе и описании объекта Соглашения указаны в Приложении N 2 к настоящему Соглашению.

Перечень модернизируемых объектов, входящих в состав объекта Соглашения, устанавливается Приложением N 2.1

Концессионер обязан за свой счет модернизировать объект Соглашения состав и описание, технико-экономические показатели которого установлены в приложении N 2.1 в сроки, указанные в размере IX настоящего Соглашения.

Концедент может оказывать концессионеру содействие при выполнении работ по модернизации, созданию и реконструкции объектов водоснабжения, не входящих в состав имущества, перечисленного в приложении 2.1 к настоящему Соглашению, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, осуществлению мероприятий по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств в отношении иного имущества путем осуществления финансирования данных мероприятий (п. 18 Соглашения).

Концессионер обязан использовать (эксплуатировать) систему централизованного водоснабжения города Кингисеппа в установленном настоящем Соглашением порядке в целях осуществления деятельности, указанной в п. 1 настоящего Соглашения.

Концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт в рамках расходов предусмотренных в тарифах, нести расходы на содержание объекта Соглашения.

Концедент оставляет за собой право производить строительство, капитальный ремонт реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, состав и описание которого приведены в Приложении 2 Соглашения путем участия в региональных (областных) и федеральных программах, в соответствии с условиями программы (Раздел VI Соглашения).

В Приложении 2 Соглашения указан Объект Соглашения - передаваемая во владение и пользования концессионеру для осуществления деятельности по обеспечению граждан холодным водоснабжением система коммунальной инфраструктуры, включает в себя в том числе водопроводные сети, комплекс водозаборных очистный сооружений «Сережино», трубопроводы и иные сооружения.

Перечень модернизируемых объектов, требующих реконструкции, осуществляемой силами концессионера – ОАО «Кингисеппский водоканал», указан в Приложении 2.1 Соглашения (том 1 л.д. 156-191).

Согласно указанному Приложению ВОС «Сережино» не входит в перечень объектов, обязанность по модернизации и реконструкции которого лежит на ОАО «Кингисеппский водоканал», при этом, в обязанности ОАО «Кингисеппский водоканал» входит осуществление холодного водоснабжения с использованием объекта Соглашения, в состав которого входит система забора и очистки воды ВОС «Сережино», с его обязанностью поддерживать указанное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт в рамках расходов, предусмотренных в тарифах, нести расходы на содержание объекта Соглашения, а концедент оставляет за собой право производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, состав и описание которых приведены в Приложении 2 Соглашения (том 1 л.д. 157оборот, п. 31-32 Соглашения).

Согласно п. 49 Соглашения Концессионер обязан осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) объекта Соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

При этом, условиями концессионного соглашения не регулируются правоотношения с потребителями и ответственность его сторон перед потребителями, связанные с ненадлежащим качеством питьевого водоснабжения.

Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9.1) установление нормативов состава сточных вод; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 10 указанного Закона собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 23 указанного Закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Судом установлено, что в рамках проведенной Кингисеппской городской прокуратурой проверки качества питьевого водоснабжения граждан, проживающих в гор. Кингисепп Ленинградской области, проводимой по жалобам граждан, установлены отклонения показателей качества питьевой воды, в частности: показатели окисляемости проб и по показателю хлороформа в пробы из распределительной водопроводной сети г.Кингисепп из насосных станций подкачки воды не соответствуют СанПиН 1.2.3685-21 и СанПиН 1.2.3684-21 (том 1 л.д. 123-128), указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Следовательно, с учетом действующей структуры системы водоснабжения гор. Кингисеппа (том 1 л.д. 178), выявленные нарушения СанПиН 1.2.3685-21 и СанПиН 1.2.3684-21 (ранее действующий СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения») непосредственно связаны с системой очистки воды, осуществляемой ВОС «Сережино», состоящей из нескольких объектов коммунальной инфраструктуры, переданных в эксплуатацию ОАО «Кингисеппский водоканал» (том 1 л.д. 162-163, 164-177), с обязанностью ОАО «Кингисеппский водоканал» поддерживать указанный объект в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт в рамках расходов, предусмотренных в тарифах, несением расходов на содержание указанного объекта, то есть с обязательством осуществлять текущее обслуживание системы ВОС «Сережино», но без обязательства производить модернизацию, реконструкцию либо замену оборудования ВОС «Сережино» (том 1 л.д. 156-157).

То обстоятельство, что качество воды связано с состоянием действующего оборудования ВОС «Сережино», а также неудовлетворительное состояние водозаборных сооружений ВОС «Сережино» и сетей централизованной системы холодного водоснабжения г. Кингисепп подтверждается техническим обследованием централизованной системы холодного водоснабжения г. Кингисепп, утвержденного главой Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» и генеральным директором ОАО «КВК» 23.06.2020 (том 1 л.д. 8-14), актом № 1 технического обследования водопроводных сетей централизованного холодного водоснабжения г. Кингисепп, утвержденного заместителем главы Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» и генеральным директором ОАО «КВК» 23.06.2020 (том 1 л.д. 15-31), актом № 2 технического обследования водозаборных сооружений централизованного холодного водоснабжения г. Кингисепп, утвержденного заместителем главы Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» и генеральным директором ОАО «КВК» 23.06.2020 (том 1 л.д. 32-94), актом № 5 технического обследования артезианских скважин централизованного холодного водоснабжения г. Кингисепп, утвержденного заместителем главы Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» и генеральным директором ОАО «КВК» 23.06.2020 (том 1 л.д. 95-99), отчетом о результатах научно-исследовательской работы (том 2 л.д. 21-50), актом технического состояния самотечных водоводов от ряжевого оголовка № 1 до водоприемного колодца № 1 водозаборных очистных сооружений «Сережино» г.Кингисепп (том 2 л.д. 51).

Ответчик в обоснование возражений на иск указал, что в исковом заявлении прокурор ссылается на «Техническое обследование централизованной системы водоснабжения г.Кингисепп», утвержденное главой администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» и гендиректором ОАО «Кингисеппский водоканал» от 23.06.2020. Вместе с тем, акты, являющиеся частью документации технического обследования, подписаны членами комиссии, состоящей из работников ОАО «КВК» и представителей Администрации, однако, указанные лица не являются экспертной организацией, и, соответственно выводы комиссии носят лишь рекомендательный характер и не могут свидетельствовать о необходимости в определенный срок устранить выявленные недостатки.

При подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела представителю ответчика разъяснялось право на заявление ходатайства о назначении судебной экспертизы (том 1 л.д. 146-147, том 2 л.д. 89, том 4 л.д. 95). Данного ходатайства от ответчика не поступило.

Доводы представителя ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком, отклоняются судом, поскольку в силу прямого указания п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 416-ФЗ, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, осуществляется органом местного самоуправления.

При этом суд отмечает, что по смыслу содержания условий п. 31 Концессионного соглашения, концессионер (ОАО «Кингисеппский водоканал») обязан осуществлять капитальный ремонт Объекта Соглашения (в том числе системы ВОС «Сережино») только в рамках расходов, предусмотренных в тарифах, что не освобождает административного ответчика от обязанности, установленной ч. 2 ст. 23 Федерального закона N 416-ФЗ, обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, тогда как соответствующего финансирования, обеспечивающего возможность для ОАО «Кингисеппский водоканал» обеспечить капитальный ремонт ВОС «Сережино», ответчик не осуществлял, что сторонами не оспаривается.

Также судом установлено, что срок действия концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения МО «Кингисеппское городское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, заключенное между КУИ МО «Кингисеппский муниципальный район» (концедент) и ОАО «Кингисеппский водоканал» (концессионер) 30 декабря 2016 года истек 30 декабря 2021 года. В настоящее время решается вопрос о передаче объектов водоснабжения в аренду ОАО «КВК».

В связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Доводы ответчика о том, что в настоящее время ведется работа по передаче спорных объектов в государственную собственность правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку на момент вынесения решения суда спорные объекты не переданы в государственную собственность. В последствие, после регистрации спорных объектов в государственную собственность, участники процесса не лишены возможности обратиться с заявлением о замене должника.

Круг лиц, прав которых в результате могут быть нарушены, не может быть определен, в связи с чем у Кингисеппского городского прокурора имелись основания для обращения в суд с иском на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ, в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из правила, содержащегося в части 2 статьи 206 ГПК РФ, с учетом характера дела, мнения сторон, принципа разумных пределов исполнения решения, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд определяет срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено в срок до 31.12.2022. Вместе с тем, суд обращает внимание, что ответчик не лишен права обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда с предоставлением документов, подтверждающих уважительность не исполнения решения суда в установленный срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Кингисеппского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области об обязании произвести ремонт водозаборных сооружений, сетей централизованной системы холодного водоснабжения удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в срок до 31.12.2022 произвести ремонт водозаборных сооружений ВОС «Сережино»:      самотечных линий от ряжевого оголовка до водоприемного колодца ; водоприемного колодца ; водоприемного колодца .

    Обязать Администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» <адрес> в срок до 31.12.2022 произвести ремонт сетей централизованной системы холодного водоснабжения г. Кингисепп:

    водопроводов по <адрес> (инв. ), по <адрес> (инв. ), по <адрес> (от <адрес> до <адрес>), по пер. Зеленому (от <адрес> до <адрес>) к ж/<адрес> (инв.), к многоквартирным домам №, 19 и 31 по <адрес> (инв. №, 50000104 и 50000206), к многоквартирным домам по <адрес> и №, 21 и 23 по <адрес> (инв. ), к многоквартирному дому по <адрес> (инв. ), по <адрес> в мкр. Лесобиржа, по <адрес> (участок от пр. К.Маркса до <адрес>), к многоквартирному дому по <адрес> (инв. ), к многоквартирному дому по <адрес> (инв. ), транзитных водопроводов через многоквартирные дома №, 7,11,12,13 и 27/50 по <адрес> и по <адрес>;

    водопроводов от <адрес> до промзоны Фосфорит (инв. ), по <адрес> (от <адрес> до пр. К.Маркса; инв. ), к многоквартирным домам Б по <адрес> и А по <адрес> (инв. ), к многоквартирному дому по <адрес> (инв. ), к детскому саду в микрорайоне 3, по 2 Проезду (от <адрес> до 4 Проезда), от ВОС «Сережино» до железной дороги, по <адрес> (от <адрес> до <адрес>),

    водоводов от водозабора на ВОС «Сережино» до пр. К.Маркса и промзоны Фосфорит.

    Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательном виде с подачей жалобы через Кингисеппский городской суд.

Мотивированное решение составлено 25 января 2022 года.

        Судья

2-2/2022 (2-735/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кингисеппский городской прокурор
Ответчики
администрация МО "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области
Другие
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах
Комитет по управлению имуществом Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район»
ОАО "Кингисеппский водоканал"
Правительство Ленинградской области
Ленинградский областной комитет по управлениюгосударственным имуществом
МО "Кингисеппское городское поселение" МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области
Суд
Кингисеппский городской суд Ленинградской области
Судья
Мицюк Валентина Васильевна
Дело на сайте суда
kingisepp.lo.sudrf.ru
18.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2021Передача материалов судье
24.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.07.2021Предварительное судебное заседание
11.08.2021Судебное заседание
10.09.2021Судебное заседание
25.11.2021Производство по делу возобновлено
23.12.2021Судебное заседание
18.01.2022Судебное заседание
25.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее