УИД 60RS0001-01-2023-7015-20
Дело № 2-183/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 августа 2024 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.А.,
при секретаре Мызниковой М.И.,
с участием представителя истца ИУМ, представителя ответчика НВА, представителя третьего лица Веретённика В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегионального территориального управления Росимущества в Псковской и Новгородской областях к ТТВ о признании сделки недействительной, истребовании имущества из чужого незаконно владения, признании права собственности Российской Федерации, осуществления действий по выделению из состава помещений и доступа в помещение, приведение защитного помещения в первоначальное состояние,
У С Т А Н О В И Л :
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях, далее МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, обратилось в суд с иском к ТТВ об изъятии имущества из чужого незаконного владения и признании права собственности.
В обоснование требований указано, что на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях является собственником помещения убежища № расположенного по адресу: <адрес> Указанный объект учитывается в реестре федерального имущества под реестровым номером В13600002295, площадью 99,9 кв.м.
Согласно сведениям ЕГРН правообладателем помещения является ТТВ, помещение поставлено на кадастровый учет в 2014 году.
Истец обратился в 2023 году с претензией к ТТВ о передаче имущества в федеральную собственность, которая осталась без исполнения, в связи с этим, истец обратился с иском в суд.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования и просил суд изъять из чужого незаконного владения помещение №, расположенное по адресу: <адрес> и признать право собственности за Российской Федерацией, признать недействительной сделку – договор купли-продажи, заключенную между ТТВ и Администрацией города Пскова, обязать привести в первоначальное состояние помещение, входящее в состав помещения в целях подготовки единого плана на помещение убежища №, обязать ТТВ осуществить действия по выделению из состава помещения, помещение, площадью 37,5 кв.м., расположенное в подвале, а также осуществить действия по обеспечению доступа в два других помещения в целях подготовки единого технического плана на помещение убежища №, обязать ТТВ осуществить действия по приведению защитного сооружения в первоначальное состояние – освободить заложенные дверные проемы в две другие части помещения убежища; ограничить доступ из помещения магазина в подвальное помещение – убрать лестницу, заложить вход в подвальное помещение в целях подготовки единого технического плана на убежище.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области (далее ГУ МЧС России по Псковской области), Администрация города Пскова, Управление городской деятельности Администрации города Пскова, Комитет по надзору и регионального контролю Псковской области, Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области.
В судебном заседании представитель истца ИУМ исковые требования поддержала в части истребования имущества из чужого незаконного владения и признании права собственности за Российской Федерацией, в обоснование указав, что ответчик приобрела квартиру на первом этаже и после перепланировки и перевода жилого помещения в нежилое в состав помещения вошла часть подвального помещения, площадью 98 кв.м. При этом, документы о приобретении помещения, площадью 37,5 кв.м., ответчиком не представлены. Остальные требования просила не рассматривать.
Ответчик ТТВ в судебное заседание не явилась, в письменных возражениях указала, что исковые требования не признает, в 2000 году она приобрела квартиру по адресу: <адрес> Под квартирой находился подвал, которым пользовались продавцы квартиры. Она стала пользоваться подвалом и нести бремя его содержания. В 2005 году она зарегистрировала право собственности на подвал. В течение 24 лет она законно, открыто и добросовестно владеет имуществом. Просила исковые требования оставить без удовлетворения.
Представитель ответчика НВА считала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, указав, что МО г. Пскова и истец, наделенные правами и полномочиями по учету и регистрации имущества, в течение более 19 лет интереса к имуществу не проявляли. Спорное имущество ответчиком приобретено на основании договора купли-продажи, право собственности зарегистрировано. Ответчик является добросовестным владельцем имущества. Использование защитного сооружения гражданской обороны не отвечает признакам готовности к использованию по назначению. Оснований для признания того, что защитное сооружение выбыло из федеральной собственности помимо воли собственника, не имеется. Защитное сооружение в реестре федеральной и муниципальной собственности не состояло и не состоит. Истцом пропущен срок исковой давности, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица - ГУ МЧС России по Псковской области ВВС. исковые требования поддержал.
Представители третьих лиц - Администрации города Пскова, Управления городской деятельности Администрации города Пскова, Комитета по надзору и регионального контролю Псковской области, Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.
Статьей 301 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Исходя из смысла статьи 301 Гражданского кодекса РФ, обращаясь с иском об истребовании имущества, истец должен доказать факт принадлежности ему на праве собственности спорного имущества, факт незаконного владения ответчиком индивидуально-определенным имуществом истца и наличие у ответчика этого имущества в натуре.
Как следует из разъяснений, данных в пунктах 32, 34, 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Таким образом, заявляя иск, истец должен доказать обстоятельства, подтверждающие наличие у нее законного титула на истребуемую вещь, обладающую индивидуально-определенными признаками, сохранившуюся в натуре, а также фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора. Для удовлетворения исковых требований необходимо наличие указанных фактов в совокупности, отсутствие или недоказанность одного из них влечет отказ в удовлетворении иска.
В судебном заседании истец просил истребовать имущество из чужого незаконного владения, в качестве правового обоснования указал, что запись в ЕГРН о правообладателе нарушает его права, препятствует в проведении инвентаризационных работ в отношении спорного имущества, а также является препятствием для возвращения перепланированного помещения в первоначальное состояние, отвечающее требованиям паспорта убежища.
Из материалов дела судом установлено, что согласно выписке из реестра федерального имущества № 319/13 от 23.05.2023 объект – помещение убежище №, расположенный по адресу: <адрес> под. 6 значится под реестровым номером № (присвоен ДД.ММ.ГГГГ), общей площадью 99,9 кв.м. (том 1, л.д. 18-20).
Исходя из представленных в материалы дела документов, в вышеуказанном здании, в подвале находится нежилое помещение №, площадью 98 кв.м., с КН №, в состав которого входит спорное помещение, площадью 37,5 кв.м, которое относится к объектам гражданской обороны, принято в эксплуатацию в 1956 году, что подтверждается паспортом защитного сооружения гражданской обороны (том 1, л.д. 26-28).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на нежилое помещение, площадью 98 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в состав которого входит спорный объект, площадью 37,5 кв., зарегистрировано 21.01.2014 за ответчиком ТТВ
Указанный объект недвижимости является объектом культурного наследия, в связи с чем ТТВ выдано охранное обязательство.
Из пояснений стороны ответчика и представленных документов следует, что 28.12.2000 ТТВ на основании договора купли-продажи приобрела в собственность жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, которое в последующем, в установленном законном порядке перевела в нежилое помещение с присвоением номера 1009, что подтверждается техническим паспортом.
01.12.2003 Управление строительства и архитектуры г. Пскова выдало ТТВ разрешительное письмо на разработку проекта переоборудования подвального помещения по адресу: <адрес> целью увеличения площадей офиса.
Ответчиком не представлено правоустанавливающих документов на спорный объект.
Согласно акту осмотра помещения № по адресу: <адрес> составленному рабочей группой в составе представителя истца, представителей ГБУ ПО «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», представителя ГУ МЧС России по Псковской области, помещение, площадью 98 кв.м. представляет собой нежилое помещение, состоящее из помещения, расположенного на первом этаже, лестницы и подвального помещения. На первом этаже расположен торговый зал магазина, подвальное помещение используется в качестве подсобного помещения и склада. В подвале расположен специальный подвал, произведена перепланировка – заложены 2 прохода, отсутствует возможность доступа в другие части помещения специального подвала, оборудован проход на 1-й этаж.
Факт нахождения в пользовании ответчика спорного объекта подтверждается паспортом ЗС ГО; отчетными документами по результатам проведенных инвентаризаций и оценки технического состояния ЗС ГО на территории Псковской области, копией поэтажного плана подвального помещения и экспликацией к поэтажному плану.
При разрешении заявленных требований, суд принимает во внимание следующее.
На основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1) Российская Федерация в лице МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях является собственником нежилого помещения № - убежище №, инвентарный №, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 11.10.2022 ПР-1918 по вопросам оформления права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на защитные сооружения гражданской обороны, рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить государственную регистрацию права собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на защитные сооружения гражданской обороны, включенные в перечень подлежащих оформлению в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в срок до 26.10.2023.
В целях исполнения пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 октября 2022 г. № Пр-1918, на основании статьи 5 Закона Псковской области от 19 февраля 2002 г. № 174-ОЗ "Об исполнительных органах Псковской области", протокола заседания оперативного штаба Псковской области по реализации мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 757, от 21 октября 2022 г. № 1, на территории Псковской области создана рабочая группа по формированию перечня защитных сооружений гражданской обороны Псковской области, подлежащих передаче в собственность Псковской области и муниципальных образований Псковской области (Распоряжение Губернатора Псковской области от 28.10.2022 № 175-РГ в настоящий момент отменено).
Согласно совместно утвержденному перечню защитных сооружений гражданской обороны, введенных в эксплуатацию до 21.01.1992 г., необходимых для осуществления органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий в сфере защиты населения, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, спорный объект включен как защитное сооружение (пункт 47 перечня) (том 1, л.д. 36-39).
Указанный перечень согласован с Главным управлением МЧС России по Псковской области и утвержден руководителем МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, а также Губернатором Псковской области ВМЮ, во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 11.10.2022 № Пр-1918 и приказа Росимущества от 12.10.2022 № 227.
Согласно пункту 47 утвержденного перечня, объект недвижимого имущества - помещение убежища №, инвентарный №, <адрес>, подлежит передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность для осуществления полномочий в сфере защиты населения.
МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях 12.07.2022 заключен государственный контракт № на выполнение работ по изготовлению технических планов для постановки на государственный кадастровый учет объектов гражданской обороны, расположенных на территории Псковской области с ГБУ ПО «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», в том числе на спорное защитное сооружение №.
22.11.2022 между МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях и ГБУ ПО «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» заключен государственный контракт № К22-111 на выполнение работ по подготовке заключений с указанием причин невозможности проведения кадастровых работ по 66 объектам недвижимого имущества, расположенных на территории Псковской области, в том числе спорного объекта № 75-160.
В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса РФ особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (пункт 5 статьи 214 ГК РФ).
Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление от 27.12.1991 № 3020-1).
В соответствии с пунктами 1, 2 раздела 3 приложения № 1 к постановлению от 27.12.1991 № 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны, как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.
Вопросы гражданской обороны и создания защитных сооружений регулируются Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон № 28-ФЗ) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (статья 1 Закона № 28-ФЗ).
В части 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ определено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Порядок создания убежищ утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядок создания убежищ).
Согласно пункту 2 данного Порядка создания убежищ, к объектам гражданской обороны относится убежище, под которыми понимается защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части создания объектов гражданской обороны определены в пунктах 8 и 9 этого Порядка.
Учет защитных сооружений ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения, в журнале учета защитных сооружений (пункт 2.1 Правил № 583).
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила эксплуатации ЗС ГО), согласно которым статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта ЗС ГО (абзац 2 пункта 1.2); документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения и который оформляется, в частности, после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО (пункт 2.2).
Основанием для ведения учета спорного объекта гражданской обороны убежища с инвентарным номером 75-1-60 является представленный в материалы настоящего дела паспорт ЗС ГО от 1956 г.
Так, статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Следовательно, убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования, создается исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях № 1 - 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 не упомянуты.
Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации в установленном порядке.
Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации № 327 от 22.12.1994, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
Указом Президента Российской Федерации от 21.03.1992 № 288 «О мобилизационной подготовке народного хозяйства России» на органы исполнительной власти территориальных образований и руководителей министерств, ведомств, объединений, предприятий, имеющих мобилизационные задания, возлагалась ответственность за организацию и осуществление мобилизационных мероприятий.
В настоящее время статус защитного сооружения гражданской обороны, а именно - убежища, подтверждается соответствующим паспортом, данное защитное сооружение гражданской обороны стоит на учете в ГУ МЧС России по Псковской области и числится в реестре федеральной собственности с 2014 года.
Из приведенных положений закона и установленных по делу обстоятельств следует, что уполномоченный орган не принимал решения о передаче спорного объекта в собственность ТТВ, документов, подтверждающих основание возникновения права собственности, не представлено, в связи, с чем спорный объект гражданской обороны не может считаться отчужденным из государственной собственности.
Следовательно, спорный объект обладал статусом защитного сооружения гражданской обороны на момент приобретения его ответчиком, который не утрачен до настоящего времени и до момента распоряжения им мог быть передан только на ответственное хранение и в пользование ТТВ
Таким образом, в силу прямого законодательного запрета, спорное защитное сооружение не подлежало передаче в собственность иным лицам.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 37, 38 и 39 постановления № 10/22, в соответствии со статьей 302 ГК РФ ответчик вправе возразить против истребования имущества из его владения путем представления доказательств возмездного приобретения им имущества у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем он не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель); ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем; собственник вправе опровергнуть возражение приобретателя о его добросовестности, доказав, что при совершении сделки приобретатель должен был усомниться в праве продавца на отчуждение имущества. Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.
Именно такие фактические обстоятельства, повлекшие выбытие имущества из владения лица, и учитываются судом при разрешении вопроса о возможности удовлетворения виндикационного иска против ответчика, являющегося добросовестным приобретателем имущества по возмездной сделке.
Из приведенных правовых норм и разъяснений по их толкованию следует, что при рассмотрении иска собственника об истребовании принадлежащего ему имущества из незаконного владения лица, к которому это имущество перешло на основании возмездной сделки, юридически значимыми и подлежащими судебной оценке обстоятельствами являются наличие либо отсутствие воли собственника на выбытие имущества из его владения, а также соответствие либо несоответствие поведения приобретателя имущества требованиям добросовестности.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность по управлению государственным имуществом, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В силу пункта 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 432 от 05.06.2008, Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Иск заявлен в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В свою очередь, пунктами 1 и 2 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
В этой связи дата государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорное помещение не имеет правового значения для установления факта его действительности как ранее возникшего и возникшего на основании закона.
Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27.09.2016 № 1748-О, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, производимая соответствующим учреждением, будучи юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, не может подменять собой основание возникновения, изменения и прекращения права.
Таким образом, Российская Федерация является собственником спорного объекта недвижимости, право собственности на который возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.
Спорное недвижимое имущество выбыло из владения Российской Федерации помимо воли собственника.
В силу пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающие права и законные интересы другой стороны, содействующей ей, в том числе в получении необходимой информации, если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).
При этом по общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как установлено судом, основания возникновения права собственности ответчиком не представлено, в связи с этим суд констатирует, что ТТА приобрела объект гражданской обороны у неуправомоченного отчуждателя, в связи с чем отсутствуют основания для признания её добросовестным приобретателем.
Поскольку право собственности Российской Федерации на данные помещения является ранее возникшим и юридически действительным в силу закона вне зависимости от государственной регистрации, исковые требования об истребовании государственного имущества из чужого незаконного владения ответчика подлежат удовлетворению.
Признание права является одним из способов защиты права. При этом лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать законность оснований возникновения права собственности на недвижимость (ст. 12 ГК РФ).
Иск о признании права относится к искам о правах на недвижимое имущество (абзац третий пункта 2 Постановления № 10/22).
Признание права как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права.
Истцом по требованию о признании права собственности является собственник индивидуально-определенной вещи, права которого оспариваются (не признаются) иным лицом, не находящимся с собственником в обязательственном или иных относительных отношениях по поводу спорной вещи.
Предметом иска о признании права собственности является констатация факта принадлежности истцу права собственности, иного вещного права на имущество.
Решение по иску о признании права собственности устраняет сомнение в праве, обеспечивает необходимую уверенность в наличии права, придает определенность взаимоотношениям сторон и служит основой для осуществления конкретных правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
Таким образом, решение суда по рассматриваемому делу об истребовании имущества является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН в отношении права собственности на часть нежилого помещения, имеющего статус защитного сооружения гражданской обороны, и признании права собственности за истцом не требуется.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований о признании права собственности надлежит отказать.
Заявленные истцом требования о признании сделки недействительной, осуществления действий по выделению из состава помещений и доступа в помещение удовлетворению не подлежат, поскольку в судебном заседании представитель истца на указанных требованиях не настаивал и просил их не рассматривать.
Подлежит удовлетворению требование истца о приведении истца в первоначальное состояние в связи со следующим.
Согласно акту осмотра помещения № было установлено, что в спорном помещении незаконно произведена перепланировка – заложены 2 прохода, отсутствует возможность доступа в другие части помещения специального подвала, оборудован проход на 1-й этаж.
Принимая во внимание изложенное и, учитывая, что в помещение убежище истребовано из чужого незаконного владения суд возлагает на ТТВ совершить определенные действия о приведении помещения в первоначальное состояние - освободить заложенные дверные проемы в две другие части помещения убежища; ограничить доступ из помещения магазина в подвальное помещение – убрать лестницу, заложить вход в подвальное помещение.
В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем работ, которые необходимо совершить, суд устанавливает ответчику срок в два месяца, полагая указанный срок разумным и достаточным.
Разрешая ходатайство ответчика о пропуске истом срока исковой давности, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного Кодекса.
Согласно статьи 200 Гражданского кодекса РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пунктом 2 статьи 199 ГК РФ).
К виндикационным искам подлежит применению общий срок исковой давности. Течение срока исковой давности по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения следует исчислять с того момента, когда собственник узнал или должен был узнать о том, что имущество выбыло из его владения.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов срок исковой давности исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав.
Объекты гражданской обороны определенным образом ограничены в обороте и не подлежат отчуждению в частную собственность.
Сделки по распоряжению таким имуществом, совершенные вопреки указанному законодательному запрету, являются ничтожными (пункт 2 статьи 168 ГК РФ, пункт 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации») и не влекут за собой правовых последствий, за исключением связанных с их недействительностью (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
Вместе с тем, если совершение подобных сделок сопровождалось реальным выбытием объектов гражданской обороны из владения публично-правового образования (в лице компетентных органов), то вопрос о возможности истребования этого имущества из чужого незаконного владения решается судом, с учетом установленных главой 12 ГК РФ правил об исковой давности.
При разрешении спора суд учитывает, что нарушение прав законного собственника приобрело длящийся и видоизменяющийся характер.
Российская Федерация не являлась участником сделки по отчуждению спорного объекта.
Суд принимает во внимание, что о выбытии спорного объекта гражданской обороны из федеральной собственности истец узнал при осуществлении технической инвентаризации объектов гражданской обороны в 2022 году в результате исполнения государственного контракта от 12.07.2022.
Аналогичная позиция по исчислению срока исковой давности изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 № 309-ЭС17-10203.
Таким образом, Российская Федерация в лице уполномоченного органа МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, до момента получения сведений от ГБУ ПО «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» не было известно о выбытии имущества из владения Российской Федерации.
Также суд отмечает, что при установлении факта доказанности принадлежности спорного объекта Российской Федерации и его выбытия из федеральной собственности помимо воли собственника, оставление недвижимого имущества в собственности ответчика только по причине истечения исковой давности означало бы легализацию приобретения недвижимого имущества не предусмотренным законом способом и на основаниях, не предусмотренных законом.
Кроме того, согласно статье 208 Гражданского кодекса РФ исковая давность не распространяется на требования о защите нематериальных благ. Зарегистрированное в ЕГРН право собственности ТТВ на защитное сооружение гражданской обороны нарушает права и интересы Российской Федерации как собственника защитного сооружения, а также права неограниченного круга лиц на защиту жизни, здоровья и на использование средств коллективной и индивидуальной защиты, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
С настоящим иском истец обратился в суд 04.08.2023, в связи, с чем срок исковой давности не пропущен.
Доводы стороны ответчика о том, что ТТВ является добросовестным приобретателем, владела и пользовалась спорным объектом 19 лет, оплачивала налоги и коммунальные платежи не основаны на законе, а потому подлежат отклонению.
В силу части первой статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае она взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с этим, с ТТВ подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей в доход Муниципального образования «Город Псков».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Межрегионального территориального управления Росимущества в Псковской и Новгородской областях (ИНН №) к ТТВ (<данные изъяты>) о признании сделки недействительной, истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании права собственности Российской Федерации, осуществлении действий по выделению из состава помещений и доступа в помещения, приведении защитного сооружения в первоначальное состояние удовлетворить частично.
Истребовать из чужого незаконного владения ТТВ в пользу Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Росимущества в Псковской и Новгородской областях помещение (убежище №), площадью 37,5 кв.м из состава помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать ТТВ привести помещение (убежище №), площадью 37,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> в первоначальное состояние, а именно: освободить заложенные дверные проемы в две другие части помещения убежища, ограничить доступ из помещения магазина в подвальное помещение, убрать лестницу, заложить вход в подвальное помещение в срок два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Псковской и Новгородской областях отказать.
Взыскать с ТТВ в доход муниципального образования «Город Псков» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Семёнова
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2024 года.