УИД 72RS0025-01-2021-014627-24
Дело № 33-2431/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Тюмень 16 мая 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Пуминовой Т.Н.
судей: Завьяловой А.В., Чесноковой А.В.
при секретаре-помощнике судьи: Плесовских А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО4 на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 17 января 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований ФИО4 отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Чесноковой А.В., выслушав объяснения истца ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы в полном объеме, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец ФИО3 обратился в суд с иском к ответчику Департаменту социального развития Тюменской области о признании незаконным отказа в постановке на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат (жилищных субсидий) для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Порядка регистрации и учёта граждан, проживающих в Тюменской области и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения или строительства жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённого постановлением Правительства Тюменской области от 26.03.2012 года № 80-п, в связи с несоответствием категории заявителя требованиям, указанным ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Как указывал истец, он полностью соответствует заявленным требованиям.
Истец ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика ФИО8 полагал требования необоснованными, просил в их удовлетворении отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен истец ФИО3
В апелляционной жалобе и дополнении к ней он просит решение суда отменить. В доводах жалобы указывает, что суд не исследовал представленные доказательства, в частности, не отразил тот факт, что в 2013 году истец был поставлен на учёт под номером 17 как пенсионер, прибывший из районов Крайнего Севера, для получения социальных выплат для приобретения жилья. Также указывает, что он фактически проживает по адресу: <.......> с 2006 года, указанный дом принадлежит на праве собственности родственнику его гражданской жены. Ссылается на то, что своего жилья истец не имеет, до 2006 года проживал в доме, принадлежащем родственникам, в настоящее время также зарегистрирован в доме, прав на который не имеет. Также заявитель полагает, что дело рассмотрено в незаконном составе, поскольку судья подлежал отводу.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда http://oblsud.tum.sudrf.ru (раздел судебное делопроизводство).
Представитель Департамента социального развития Тюменской области, извещённый о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, ходатайств об отложении дела слушанием не заявлял.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено при рассмотрении дела, 21.09.2021 года ФИО2 обратился с заявлением о постановке на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат (жилищных субсидий) для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
07.10.2021 года Департаментом социального развития Тюменской области принято решение об отказе в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат (жилищных субсидий) для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Порядка регистрации и учета граждан, проживающих в Тюменской области и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения или строительства жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, исходя из установленных по делу обстоятельств и доказательств, представленных сторонами, руководствуясь положениями действующего законодательства, указал на то, что ФИО3 фактически были совершены действия – смена регистрации из жилого помещения, где он проживал как член семьи собственника и обеспеченность общей площадью жилья на одного члена семьи отвечала учетной норме площади жилого помещения, установленной законодательством, - с намерением ухудшить свои жилищные условия с целью постановки на учёт и получения социальных выплат (жилищных субсидий) для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем оспариваемое истцом решение Департамента социального развития Тюменской области от 07.10.2021 года об отказе в постановке на учет граждан, имеющих право на получение вышеуказанных социальных выплат является законным и обоснованным.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей») право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
В соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в целях исполнения пункта 8 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, утверждён Порядок регистрации и учета граждан, проживающих в Тюменской области и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения или строительства жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Порядок),
Согласно п. 3 Порядка на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат (далее - учет), принимаются проживающие в Тюменской области граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющие право на социальную выплату в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В целях настоящего Порядка под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются граждане, у которых имеются основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Из материалов дела усматривается, что 04.02.2013 года решением заседания рабочей группы Департамента социального развития Тюменской области ФИО3 принят на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 17.01.2014 года с составом семьи один человек (л.д. 33-34).
Решением заседания рабочей группы Департамент социального развития Тюменской области по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 2 июня 2016 года, ФИО3 снят с учёта граждан, имеющих право на получение социальной выплаты (жилищной субсидии) в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ, о чем ФИО3 был уведомлен 27.07.2016 года (л.д. 23 настоящего гр.дела, л.д.8-9 гр.дело <.......>). Основанием для принятия такого решения послужил тот факт, что в ходе инвентаризации учётных дел граждан, имеющих право на получение социальной выплаты (жилищной субсидии), было выявлено возникновение у ФИО3 права собственности на ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 78,9 кв.м. на основании свидетельства о праве на наследство, что отвечает установленным нормам обеспеченности жилой площадью.
Согласно выписки из ЕГРП <.......> от 9 марта 2017 года за ФИО3 27 июня 2016 года было зарегистрировано право собственности на жилой дом на ? доли по адресу: <.......>, общей площадью 78,9 кв.м., государственная регистрация прекращения права собственности на указанный жилой дом произведена 13 июля 2016 года (л.д.55 гр.дело <.......>).
Из имеющейся в материалах дела <.......> копии паспорта ФИО3, следует, что он был зарегистрирован в период с 16.07.2005 года по 02.09.2021 года по адресу: <.......> (л.д.12), а со 02.09.2021 года - по адресу: <.......> (л.д. 110).
Согласно копии свидетельства о регистрации права собственником жилого дома, общей площадью 26,3 кв.м., по адресу: <.......>, является ФИО9 (л.д. 17).
Из предоставленных ФИО3 копий справки ГУ УПФ РФ в Голышмановском районе Тюменской области (л.д. 14), справки МАУ "КЦСОНГГО" (л.д. 15), адрес направления указанной корреспонденции на имя ФИО3 – <.......>.
Из предоставленной истцом копии справки ГБУЗ ТО "Областная больница № 11" от 20.10.2021 года (л.д. 21) также видно, что ФИО3, фактически проживающий по адресу – <.......>, закреплен в медицинском учреждении с 31.10.2013 года по настоящее время (л.д. 21 дело <.......>).
Помимо изложенного, проживание истца по указанному выше адресу: <.......> подтверждается справкой ГБУЗ Тюменской области «Областная больница № 11» от 26 апреля 2022 года, ответом ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Тюменской области от 12 мая 2021 года.
21.09.2021 года ФИО2 обратился с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат (жилищных субсидий) для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
07.10.2021 года Департаментом социального развития Тюменской области принято решение об отказе в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат (жилищных субсидий) для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Порядка регистрации и учета граждан, проживающих в Тюменской области и имеющих право на получение социальных выплат для приобретения или строительства жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В ответе указано со ссылкой на положения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что заявитель со 2 сентября 2021 года сменил регистрацию по месту жительства и в настоящее время зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем ФИО9 Поскольку заявитель выписался из жилого помещения, где проживал как член семьи собственника и обеспеченность общей площадью жилья на одного члена семьи отвечала учетной норме площади жилого помещения, установленной законодательством, то действия ФИО3 по изменению места его регистрации расценены Департаментом соцразвития Тюменской области как намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью постановки на учет для получения социальной выплаты (л.д.10-11 дело <.......>).
Признавая отказ Департамента социального развития Тюменской области от 7 октября 2021 года законным и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО3 суд первой инстанции не учел следующее.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что для признания перечисленных в данной норме лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Согласно положениям СК РФ и ЖК РФ возможность признания в качестве члена семьи зависит от таких условий, как вселение в жилое помещение на постоянное жительство в качестве членов семьи, проживание в нем и совместное ведение общего хозяйства.
Действительно ФИО3 ранее: в период с 27 июня 2016 года по 13 июля 2016 года на праве собственности принадлежала ? доля на жилой дом по адресу: <.......> общей площадью 78,9 кв.м.
Согласно выпискам из ЕГРН от 12 мая 2022 года следует, что право собственности с 13 июля 2016 года на ? долю на вышеуказанный жилой дом зарегистрировано на имя ФИО2 на основании договора дарения доли земельного участка с долей жилого дома от 13 июля 2016г.
В суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции ФИО3 пояснил, что с 2006 года проживает по <.......> в доме сына гражданской супруги заявителя.
Свидетельским показаниями установлено, что ФИО3 проживает по адресу: <.......> с 2006 года (л.д.61), Сам ФИО3 в суде первой инстанции пояснял, что по указанному выше адресу: <.......> он проживает со своей гражданской женой с 2006 года, сособственниками дома по <.......> являются его мать ФИО1 и сын ФИО2, который постоянно проживает в г. Магадан.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец ФИО3 постоянно в жилом помещении по <.......> с сособственниками жилого дома с 2006 года не проживает, а оказание помощи родителям в силу ст. 87 СК РФ является прямой обязанностью трудоспособных совершеннолетних детей по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботе о них.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ссылка Департамента на положения ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации является необоснованной, поскольку факт регистрации ФИО3 по адресу: <.......> не свидетельствует о том, что он постоянно проживает с матерью ФИО1 и своим сыном ФИО2, ведет с ними общее хозяйство, а потому является членом их семей.
Непроживание же ФИО3 по месту регистрации со 2 сентября 2021 года по <.......> носит вынужденный характер - нахождение данного дома в состоянии обрушения, что подтверждается актом осмотра здания (сооружения) от 26.10.2021 года.
Так, согласно данного акта осмотра здания, проведенного по инициативе Администрации Голышмановского городского округа Тюменской области, в жилом доме, расположенном по адресу: <.......>, являющимся местом регистрации ФИО3, в связи с его обрушением проживающих нет (л.д. 18-19 дело <.......>).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, в связи с чем допущено неправильное применение норм материального права, а потому принято незаконное и необоснованное решение, которое подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения о частичном удовлетворении требований и признании решения Департамента социального развития Тюменской области от 7 октября 2021 года об отказе в постановке ФИО4 на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат (жилищных субсидий) для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей незаконным.
В силу ст. ст. 10 и 46 Конституции РФ, суд не может подменять своим решением решение органа исполнительной власти, в чью компетенцию входит решение вопроса о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат (жилищных субсидий) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с ФЗ от 25.10.20 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в связи с чем оснований для удовлетворения указанных требований истца о возложении обязанности на Департамент социального развития Тюменской области по постановке ФИО3 на учет не подлежат удовлетворению, поскольку это относится регламентом к компетенции Департамента социального развития Тюменской области.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 17 января 2022 года отменить, принять по делу новое решение:
Требования ФИО3 удовлетворить частично.
Признать решение Департамента социального развития Тюменской области от 7 октября 2021 года об отказе в постановке ФИО4 на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат (жилищных субсидий) для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей незаконным.
В удовлетворении остальной части требований ФИО3 отказать.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 мая 2022 года