Дело № 2а-1376/2021
УИД 37RS0019-01-2021-002170-79
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 октября 2021 года г. Иваново
Советский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Липатовой А.Ю.,
при секретаре Ковалевой Н.Н.,
с участием прокурора Моторова А.А.
с участием представителей административного истца Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 162 г. Иванова Гуркиной О.В., Романовского А.А., представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Советского района г. Иваново – Коротковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 162 города Иванова к Территориальной избирательной комиссии Советского района г. Иваново о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Участковая избирательная комиссия избирательного участка № 162 города Иванова обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Советского района г. Иваново о признании решения незаконным. Требования мотивированы тем, что решением Территориальной избирательной комиссии Советского района города Иваново № 143-1 от 19.09.2021 признаны недействительными избирательные бюллетени, содержащиеся в Комплексе обработки избирательных бюллетеней участковой избирательной комиссии избирательного участка № 162 города Иванова в связи с невозможностью определить действительное волеизъявление избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования 17 и 18 сентября 2021 года. Указанное решение основано на неправильном применении норм материального права и нарушает гарантии, предоставленные избирательным комиссиям на самостоятельность и независимость их деятельности, нарушает права избирателей. Положения п. 9 ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» не наделяют Территориальную избирательную комиссию правом признавать недействительными избирательные бюллетени во время избирательного процесса. Таким правом в соответствии со ст. 85 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» наделена участковая избирательная комиссия и только в определенных данной статьей случаях. Спорная ситуация с бюллетенями выездного голосования возникла около 18 часов 17.09.2021, решение Территориальной избирательной комиссией принято 19.09.2021, когда бюллетени выездного голосования были приняты Комплексом обработки избирательных бюллетеней. В данном случае необходимо было признавать бюллетени недействительными, а по подведению итогов голосования рассмотреть вопрос о возможности определить действительное волеизъявление избирателей, с учетом количества спорных голосов и числа проголосовавших избирателей на избирательном участка № 162 и принять соответствующее решение. У Территориальной комиссии Советского района г. Иваново отсутствовали для признания недействительными избирательных бюллетеней, содержащихся в Комплексе обработки избирательных бюллетеней участковой избирательной комиссии избирательного участка № 162 города Иванова. Принимая указанное решение Территориальная избирательная комиссия Советского района г. Иваново фактически вмешалась в самостоятельность и независимость деятельности участковой избирательной комиссии избирательного участка № 162 г. Иванова, так как признала бюллетени недействительными до подведения итогов голосования, а выполнение членами избирательной комиссии своих обязанностей с нарушением законодательства. Обжалуемое решение нарушает права не только граждан, принявших участие в голосовании и бюллетени которых признаны недействительными, так как их голоса не были учтены при подведении итогов голосования, но и действия членов комиссии, так как данные действия фактически признаны недействительными. По основаниям, изложенным в административном иске, руководствуясь ст.ст. 62,63,125,126,244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Участковая избирательная комиссия избирательного участка № 162 г. Иваново просит признать решение Территориальной избирательной комиссии Советского района г. Иваново № 143-1 от 19.09.2021 незаконным.
В судебном заседании представителем административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Советского района г. Иваново – Коротковой И.В. заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отсутствием у административного истца права на обжалование решения административного ответчика.
Представители административного истца Гуркина О.В., Романовский А.А. возражали против удовлетворения заявленного ходатайства, поскольку право административного истца на обжалование решения административного ответчика предусмотрено положениями п. 10 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 5 ст. 239 КАС РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Моторова А.А., полагавшего, что производство по данному административному делу подлежит прекращению, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 225 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что имеются основания, указанные в части 6 статьи 39, части 7 статьи 40, частях 1 и 2 статьи 194 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если имеются иные основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Особенности производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации определены главой 24 КАС РФ.
Согласно ч. 5 ст. 239 КАС РФ избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума. Избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», положения закона о праве избирательных комиссий на обращение в суд с требованиями о защите избирательных прав и права на участие в референдуме должны применяться с учетом норм, в которых закреплено право комиссий определенного уровня на обращение в суд с конкретными требованиями, связанными с нарушением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Таким образом, право избирательных комиссий по обращению в суд с требованиями о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации возможно в случаях, прямо предусмотренных законом, непосредственно обусловлено полномочиями данных комиссий и имеет цель устранения нарушений законодательства о выборах и референдумах.
Полномочия участковой избирательной комиссии определены в п. 6 ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», к числу которых полномочия по осуществлению контрольных функций в отношении решений вышестоящих комиссий, в том числе по оспариванию решений этих комиссий, связанных с вопросами признания избирательных бюллетеней недействительными, не отнесены.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 11 статьи 20, пунктом 6 статьи 75 названного федерального закона на Территориальную избирательную комиссию, как государственный орган субъекта Российской Федерации, организующий подготовку и проведение выборов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной законом, возложена обязанность по рассмотрению жалоб на решения нижестоящих комиссий, нарушающих избирательные права граждан, с вынесением одного из следующих решений: об оставлении жалобы без удовлетворения; об отмене обжалуемого решения полностью или в части, с принятием решения по существу; об отмене обжалуемого решения полностью или в части, с возложением на нижестоящую комиссию обязанности повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.
В соответствии с п.п. 10,11 ст.20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.
Данное правое регулирование направлено на эффективную реализацию избирательными комиссиями задач, определенных в пункте 3 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и на исключение несогласованности в действиях избирательных комиссией, которая может повлечь нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме.
Исходя из указанных норм права, суд приходит к выводу о том, что у нижестоящей избирательной комиссии отсутствует право на обжалование решение вышестоящей избирательной комиссии.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что производство по административному делу по административному исковому заявлению Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 162 города Иванова к Территориальной избирательной комиссии Советского района г. Иваново о признании решения незаконным подлежит прекращению, поскольку у Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 162 г. Иваново отсутствует право на обращение в суд с требования об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Советского района г. Иваново.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 128,194,195,239 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по административному исковому заявлению Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 162 города Иванова к Территориальной избирательной комиссии Советского района г. Иваново о признании решения незаконным прекратить.
Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья подпись А.Ю. Липатова