Решение от 10.08.2020 по делу № 2а-650/2020 от 04.08.2020

Дело № 2а-650/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2020 года г. Колпашево Томской области    

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Шачневой А.А.,

при секретаре судебного заседания Москвичёвой И.Н.,

помощник судьи Ледовских Ю.Н.,

с участием административного ответчика Узыканова Г.Б.,

представителей административного ответчика муниципальной избирательной комиссии Колпашевского района Колмакова А.А., действующего на основании постановления Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Гришаева Д.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

помощника Колпашевского городского прокурора Озорнова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Узыканова Г.Б. к муниципальной избирательной комиссии Колпашевского района о признании незаконным действия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Узыканов Г.Б. обратился в Колпашевский городской суд Томской области с административным исковым заявлением к муниципальной избирательной комиссии Колпашевского района, с учетом дальнейшего изменения предмета исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ, о признании незаконными действий муниципальной избирательной комиссии Колпашевского района Томской области по допуску лица, не имеющего полномочий по приёму документов для регистрации в качестве кандидата в <адрес>, обязании муниципальной избирательной комиссии Колпашевского района Томской области вернуть ему документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты <адрес> на основании того, что рабочая группа МИК их не принимала и произвести принятие документов сначала без повторного сбора подписей.

    В обоснование заявленных административных исковых требований указал, что он в ДД.ММ.ГГГГ года принял решение участвовать и баллотироваться в качестве кандидата в <адрес> и в муниципальной избирательной комиссии Колпашевского района ДД.ММ.ГГГГ у какой-то сотрудницы получил пакет документов. ДД.ММ.ГГГГ подал заявление на регистрацию той же сотруднице, так получилось, эту сотрудницу давно знает – ФИО1, в прошлом Председатель ТИК, так как он не в первый раз участвует в выборах в качестве кандидата. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приняла документы, перепроверив их и указав сразу где необходимо поставить подписи, однако, специально – намеренно или по собственной не внимательности, не указала на то, что он не заверил подписные листы, их всего четыре и подписей тринадцать собранных им лично у родственников и ближайших знакомых, при этом он пронумеровал их с её указания, она проверила все документы, пересчитала все подписные листы и подписи граждан, в них две из которых им в её присутствии были перечеркнуты и им удостоверены. ДД.ММ.ГГГГ примерно в 17 часов 00 минут ему поступил короткий вызов на телефон из избирательной комиссии, он перезвонил, телефон взяла ФИО1, сообщила ему, что в регистрации ему отказано на основании того, что он не поставил свои подписи – не заверил подписные листы, на что он сказал, что подъедет и поставит подписи, так как собирал их сам, но ФИО1 ему было отказано, поскольку поздно и они в этот день очень заняты. ДД.ММ.ГГГГ утром в 09 часов 56 минут он получил итоговый протокол и попросил устранить нарушения путем проставления собственноручных подписей там, где их не хватает, регистрационные мероприятия еще не закончились, на что ему ФИО1 в категорической форме в этом отказала. Более того, ему не понятна и абсурдна формулировка в Итоговом протоколе – «…собрано 100% подписей для регистрации…, подписи признаны достоверными…, … недействительны подписи…, … подписей недостаточно для регистрации…». Также за все время пребывания в кабинете избирательной комиссии (четыре раза) и рядом с кабинетом (ожидания в очереди за желающими зарегистрироваться в качестве кандидатов) он не разу не видел никого из избирательной комиссии, кроме ФИО1, которая также постоянно консультировала по телефону других лиц, желающих зарегистрироваться, в правильности заполнения документов и т.д. Также ФИО1 занимается приёмом документов у граждан, выдвигающихся в качестве кандидатов в депутаты в <адрес>, при этом во всех документах, которые она принимала нет её фамилии, но есть подписи других лиц (председателя ТИК и т.д.), которых он не разу не видел, а видел только их автографы в данных документах. Сама ФИО1, после того, как он потребовал назвать её должность, представилась главным специалистом избирательной комиссии Томской области. Считает, что документы кандидатов должна принимать рабочая специально созданная группа МИК, а не один какой-то человек и, соответственно, полагает, рабочая группа не должна была принимать у него документы с какими-либо нарушениями, тем более с нарушениями, устраняемыми на месте.

Административный ответчик Узыканов Г.Б. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, с учетом уточнения, по основаниям, указанным выше. Дополнительно пояснил, что на данный момент в Колпашевском районе ведётся избирательная кампания, он решил баллотироваться, баллотируется не в первый раз, соответственно, обратившись в ИК Колпашевского района, пришёл в кабинет, где располагается ИК Колпашевского тайна, увидел ФИО1, которую он давно знает, раньше она была председателем ТИК, она ему все объяснила, он получил пакет документов: анкету, заявление, в этот же день заполнил и вернулся, в кабинете находилась также одна ФИО1, третий раз приехал на следующий день после исправления указанных ею ошибок, также никого кроме ФИО1 в кабинете не было. Она ему снова сказала что поправить, дала следующий комплект документов - подписные листы, объяснила процедуру их заполнения, определились по количеству подписей – минимум 11, максимум 15. Он на следующий день объездил родственников и ДД.ММ.ГГГГ в понедельник принёс документы, была очередь, он не один с ФИО1 работал. Он зашел к ФИО1, начал заполнять документы, она указала где необходимо поставить подписи, он проставил подписи, в том числе об извещении его о рассмотрении данных документов в 2 часа, также он пронумеровал и проброшюровал подписные листы. В подтверждение принятия документов ему выдавались акты. Частично он не заполнил данные документы, в целях заполнения с помощью специалистов избирательной комиссии, а поскольку у ФИО1 постоянно звонил телефон, возможно, он забыл. О том, что он не будет присутствовать на рассмотрении документов, уведомил, ФИО1 ему дала номер телефона, по которому он сможет позвонить ДД.ММ.ГГГГ, чтобы узнать результаты. Однако ему третьего числа поступил дозвон в 17:00 от ИК без пяти минут пять вечера, перезвонил, ФИО1 сообщила по телефону, что его документы не прошли регистрацию, потому что он не поставил подписи под подписными листами, на вопрос о возможности подъехать и поставить их, ответила, что уже поздно. Четвёртого числа утром он приехал, получил документы, после чего спросил у ФИО1, почему она принимала документы при отсутствии полномочий на это, в документах не было её подписей. Она что-то сказала, он не понял, заново собрать подписи ему отказали. После чего он обратился с заявлением в суд, параллельно отправил жалобы в ЦИК. Кроме того, полагает, что представленные в суд трудовой договор и удостоверение ФИО1 недействительны в виду указанной даты заключения и выдачи, а также в разных документах указана разная должность.

Представитель административного ответчика муниципальной избирательной комиссии Колпашевского района Колмаков А.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что изложенное административным истцом имеет место быть, не отрицал, что когда Узыканов Г.Б. предоставлял документы его (Колмакова А.А.) в кабинете не было. ФИО1 он давал поручение о том, что, если кандидат не желает ожидать председателя или члена комиссии, то взять у кандидата оставленные документы и передать ему. После сдачи Узыкановым Г.Б. документов, ФИО1 ему позвонила, говорила забрать документы для рассмотрения комиссией в 14 часов. В основные обязанности ФИО1 входит внесение информации по кандидатам, выборам в ГАС «Выборы». Прием документов от кандидатов в её непосредственные обязанности не входит, но она может оказывать содействие избирательной комиссии по его поручениям. В 2 часа рабочая группа рассмотрела подписные листы, документы кандидата. Помещение, в котором принимались документы, это кабинет , кабинет системного администратора, поскольку ТИК, на которую сейчас возложены полномочия МИК, своего помещения как такового не имеет. На время выборной кампании выделяется кабинет. Лицо, принимающее документы, не имеет право давать разъяснения, в том числе как заполнять подписные листы, сверять подписи и т.д., вся информация имеется на сайте Колпашевского района в разделе «Выборы». На документах подпись его (Колмакова А.А.). Факт получения документов от ФИО1 не отрицает. Узыканов Г.Б. был извещен, что в 2 часа состоится заседание рабочей группы, но он не пришёл. После заседания его уведомили, о том, что необходимо прийти и забрать документы, не заверенные кандидатом. Подписи в актах он (Колмаков А.А.) ставил в тот же день, до приема, поскольку ему необходимо было отъехать, никакой строгой отчетности в этой части нет. Протокола, положения, регламентирующих процедуру приёма документов у кандидатов, нет, есть регламент, что должно содержать решение рабочей группы.

В письменном отзыве представителя административного ответчика Колмакова А.А. на заявление Узыканова Г.Б. также указано, что сторона ответчика не согласна с заявленными требованиями в виду их незаконности и необоснолванности. По первому требованию истца указано, решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов <адрес> шестого созыва. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Муниципальная избирательная комиссия Колпашевского района (далее - МИК) осуществляла прием документов от кандидатов в депутаты <адрес> шестого созыва. Состав МИК состоит из десяти человек: председатель Колмаков А.А.; секретарь ФИО5; заместитель председателя ФИО6; члены комиссии: ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 ФИО1 не состоит в составе МИК, а является системным администратором системы ГАС «Выборы» и входит в штат Избирательной комиссии <адрес> (далее - ИКТО), как главный специалист. Работает по трудовому договору в ИКТО, а также по договору оказания услуг, заключенного с МИК. Имеет право доступа ко всем документам кандидатов, в том числе и к подписным листам. Являясь системным администратором ГАС «Выборы», она заносит всю информацию по кандидатам и осуществляет проверку персональных данных избирателей, поставивших свои подписи в подписных листах, используя программу Регистра избирателей, участников референдума ГАС «Выборы». ФИО1 в своей работе руководствуется Должностным регламентом, которые утвержден постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , заносит всю имеющуюся информацию по каждому кандидату в систему «ГАС Выборы». ФИО1 находилась на своем рабочем месте в кабинете , куда и принес документы на сдачу истец. Не убедившись в полномочиях системного администратора, истец передал ей документы, которые она незамедлительно передала председателю МИК Колмакову А.А., который в свою очередь передал документы кандидата Узыканова Г.Б. председателю Рабочей группы по приему и проверке документов, представленных кандидатами и избирательными объединениями при проведении выборов депутатов <адрес> шестого созыва ДД.ММ.ГГГГ (далее — Рабочая группа) ФИО5 Таким образом, документы были приняты МИК, что подтверждается актом о приеме документов подписанным членами МИК и Узыкановым Г.Б. Если посмотреть хронологию действий кандидата и МИК, то установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 17 минут кандидат сдал документы в МИК, на что сделан Акт о приеме документов. В 10 часов 21 минуту этого же дня истец был уведомлен письменно о проведении проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, предоставленных кандидатом МИК. По поручению председателя Рабочей группы ФИО1, в соответствии с п.3.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», была проведена проверка персональных данных избирателей, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата Узыканова Г.Б., обнаружена одна недействительная подпись, о чем ФИО1 письменно сообщила председателю Рабочей группы». В 14 часов 00 минут Рабочая группа начала проверку в отсутствии кандидата (истца), поскольку последний на заседание Рабочей группы не явился. По результатам проверки подписных листов Рабочая группа составила Итоговый протокол от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что все предоставленные кандидатом из подписей признаны недействительными, поскольку в подписных листах отсутствует информация о сборщике подписей и подписи самого кандидата на каждом подписном листе в нарушение п.п. 1, 13 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ). Согласно п.п. «з» п. 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ Федерального закона N 67-ФЗ, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей и кандидата. Из вышеизложенного, полагает, что рассмотрением документов кандидата Узыканова Г.Б. по существу занималась Рабочая группа, а не ФИО1, которая в то время просто находилась на своем непосредственном рабочем месте и лишь осуществила передачу документов председателю МИК. В том, что кандидат не проверил полномочия ФИО1, нет вины МИК. Сторона административного ответчика также отмечает, что права кандидата Узыканова Г.Б., при сдаче документов ДД.ММ.ГГГГ, ни коим образом со стороны МИК не нарушены. Это кандидат не выполнил все необходимые действия при осуществлении сбора подписей и предоставления в МИК подписных листов. Отметил, что нормами законодательства не предусмотрен процесс дачи консультаций кандидату со стороны членов МИК по правильности заполнения подписных листов. Кандидат обязан предоставить в МИК полный пакет документов для его регистрации. Нормы действующего законодательства не предусматривают возможность избирательной комиссии отказать кандидату в приеме документов даже в случае наличия в них недостатков, в обязанности МИК входить проверить предоставленный кандидатом пакет документов и по итогам проверки комиссия принимает решение о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации в качестве кандидата. Кроме того в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ невозможно внесение изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, а также в список лиц, осуществлявших сбор этих подписей, с целью приведения указанных документов в соответствие с установленными требованиями, поскольку названные сведения не являются сведениями о кандидате. Таким образом, считает, что доводы административного истца о том что поданные им документы не должны были приниматься МИК не основаны на нормах действующего законодательства. По третьему требованию истца указал, что такое действие, как возврат кандидату подписных листов, уже прошедших проверку и на основании которых вынесен итоговый протокол Рабочей группы по проверки подписей, нормами законодательства не предусмотрено. Подписные листы хранятся в материалах дела кандидата и являются основанием либо для его регистрации, либо для отказа в его регистрации. Считает, что МИК не были допущены нарушения действующего законодательства, которые каким-либо образом могут повлиять на принимаемое решение.

Представитель административного ответчика муниципальной избирательной комиссии Колпашевского района Гришаев Д.В., действующий на основании доверенности, в настоящем судебном заседании административные исковые требования не признал, поддержал пояснения представителя Колмакова А.А., данные ранее в судебном заседании, и изложенные в письменном отзыве на заявление.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5, показал, что работает в МКУ «Имущество» директором. Когда Узыканов Г.Б. приходил в муниципальную избирательную комиссию, его не было. Решением МИК создана рабочая группа проверки подписей, он является председателем, после передачи документов рассмотрение было в понедельник ДД.ММ.ГГГГ, в послеобеденное время в кабинете ФИО1. Документы проверялись двумя людьми: им и ФИО15 Документы проверили на наличие подписей, правильность заполнения, в ходе проверки были выявлены нарушения, на которые они указали в протоколе Комиссии. Одним из нарушений было не удостоверение подписью кандидата в депутаты и сборщика подписей подписных листов. Рабочей группой было вынесено предложение для ИК не допускать данного кандидата в депутаты к регистрации, но решение ИК об этом будет приниматься позже. В законе не предусмотрено возможности последующего исправления недостатков в документах. Кто фактически принимал документы у истца ему не известно, ему документы передал Колмаков А.А. В актах он поставил подпись до приема документов, в тот день у него на работе были иные задачи. Обязанности секретаря он исполняет в свободное от работы время, официального освобождения от работы нет.

Свидетель ФИО1 ранее в судебном заседании показала, что работает главным специалистом Избирательной комиссии <адрес>. Административный ответчик приходил сдавать документы в ИК, она выдала ему один бланк подписного листа, кроме того образцы подписных листов имеются на сайте ТИК. Выдача образцов подписных листов регламентируется решением МИК. Подписные листы принимались от истца по акту, подписанному Колмаковым А.А., ФИО5, копия акта выдавалась кандидату. Подписи в акте ФИО5 и Колмаков А.А. ставили заранее, т.к. у них были другие срочные дела. Представленные Узыкановым Г.Б. документы она отдала Колмакову А.А. сразу же, как тот пришел. Она является системным администратором ГАС «Выборы» ТИК Колпашевского района. Приём документов в ее полномочия не входит, она взяла у кандидата документы по поручению председателя для последующей их передачи, т.к., согласно договору с МИК она имеет право выполнять иные поручения председателя МИК. Также согласно своему должностному регламенту она в период избирательной компании находится в непосредственном подчинении у председателя МИК. Поэтому согласно поручению, данному ей Колмаковым А.А., она его выполнила: взяла у административного истца документы и передала в комиссию. Рабочая группа ИК в 14 часов рассматривала эти документы, согласно перечню они были в полном объёме. На ТИК в период проведения муниципальной избирательной компании, уровня районного, возложены обязанности МИК. В данный момент она как специалист руководствуется планами работы ТИК, заданиями и поручениям его председателя. Председатель МИК организует работу МИК. Процедура регистрации кандидатов состоит в том, что сначала проводится заседание комиссии, которая проверяет документы, поданные кандидатами, если они полные, соответствуют закону, рабочая группа принимает решение рекомендовать комиссии зарегистрировать кандидата. По прошествии времени собирается заседание комиссии, в которой уже принимается решение о регистрации или отказе в регистрации. В законе не предусмотрена возможность доработки или возвращения документов, когда они не соответствуют установленным требованиям, документы подаются один раз. Кандидат имеет право донести только не полученные комиссией документы до регистрации кандидата. В данном случае оформление документов не соответствовало требованиям закона. Ввиду ненадлежащего оформления подписных листов эти подписи признаны недействительными (пп. З п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ). Создание рабочей группы предусмотрено п. 3 ст. 38 указанного Федерального закона: законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность сведений избирателей, участников референдума и их подписей, в соответствии с этим пунктом закона создается рабочая группа в соответствии с ее положениями.

Прокурор Озорнов Н.А. в судебном заседании считал необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований, с учетом из изменения, Узыканова Г.Б, к муниципальной избирательной комиссии по Колпашевскому району в полном объеме.

Исследовав представленные доказательства, заслушав стороны, показания свидетелей, заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (части 1, 2 статьи 32); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (часть 1 статьи 1; статья 2; часть 1 статьи 17; части 1, 2 статьи 19); каждому гарантируется государственная, в том числе судебная защита его прав и свобод (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 47).

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 1 регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (пункт 6 часть 2 статьи 1).

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Срок на обращение в суд с указанным административным заявлением административным истцом не пропущен.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

Гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов регулируются главой V указанного Федерального закона.

Пунктами 1, 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Как установлено в судебном заседании решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов <адрес> шестого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Узыкановым Г.Б. в окружную избирательную комиссию по трехмандатному избирательному кругу лично представлено заявление о согласии баллотироваться в депутаты <адрес> по указанному избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата <адрес>, с перечнем документов, указанных в представленном акте о приеме документов при выдвижении кандидата муниципальной избирательной комиссии, выданном Узыканову Г.Б., что также подтверждено в ходе судебного заседания. Указанные документы приняты членами комиссии Колмаковым А.А., ФИО5, о чем свидетельствуют их подписи, фамилия инициалы и печать муниципальной избирательной комиссии Колпашевского района.

Из вышеуказанного следует, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат Узыканов Г.Б. считается выдвинутым и приобрел права и обязанности кандидата, предусмотренные приведенным Федеральным законом, иным законом.

В пункте 1 ст. 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что необходимым условием регистрации, в том числе кандидата, на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

На выборах, в том числе депутатов представительного органа муниципального образования в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона (пункт 8 статьи 35.1 приведенного Федерального закона).

Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

На основании форм подписных листов, установленных настоящим Федеральным законом, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа (пункт 8.1)

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. (пункт 12).

После окончания сбора подписей кандидат подсчитывает общее число собранных подписей избирателей и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы. Протокол подписывается соответственно кандидатом (пункт 15).

Подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном (не более 100 листов в одной папке) и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе, а в случае, предусмотренном законом, - и в машиночитаемом виде (пункт 16).

Кандидатом Узыкановым Г.Б. собраны подписи в поддержку его самовыдвижения и ДД.ММ.ГГГГ представлены в муниципальную избирательную комиссию, в том числе 4 подписных листа и протокол об итогах сбора подписей в количестве -11, что следует из акта о приеме ДД.ММ.ГГГГ документов при регистрации кандидата муниципальной избирательной комиссии Колпашевского района в лице её членов Колмакова А.А., ФИО5, подписавших данный акт.

В ходе судебного заседания административный истец указал на то, что документы для регистрации его в качестве кандидата <адрес> у него принимало лицо, не имеющее на это полномочий, поскольку указанные документы принимаются соответствующей рабочей группой, а в случае принятия, последняя не должна принимать документы с какими-либо нарушениями, в том числе устраняемыми на месте.

Разрешая требования административного истца в части признания незаконными действия (бездействия) муниципальной избирательной комиссии Колпашевского района по допуску лица, не имеющего полномочий по приёму документов для регистрации в качестве кандидата в <адрес>, суд исходит из следующего.

Согласно положению пункта 19 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ и оказанию услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, а также с обеспечением полномочий комиссий, по гражданско-правовым договорам

Аналогичное положение об организации деятельности избирательной комиссии предусмотрено пунктом 20 статьи 27 Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» от 14.02.2005 № 29-ФЗ.

В силу пункта 19 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" деятельность по подготовке и проведению выборов осуществляется в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Колмаков А.А. назначен председателем территориальной избирательной комиссии Колпашевского района.

Постановлением избирательной комиссии Томской области от ДД.ММ.ГГГГ на территориальную избирательную комиссию Колпашевского района возложены полномочия муниципальной избирательной комиссии Колпашевского района.

Согласно трудовому договору, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Избирательной комиссией <адрес> (Работодатель) и ФИО1 (Работник), работник поступает на государственную должность в информационный центр Избирательной комиссии <адрес> на государственную должность главного специалиста – системного администратора ИЦ ИКТО по <адрес>.

В подтверждение полномочий ФИО1 также представлен в материалы должностной регламент государственного гражданского служащего Информационного центра (отдела) Избирательной комиссии <адрес>, исполняющего функциональные обязанности системного администратора комплекса средств автоматизации территориальной избирательной комиссии, утвержденный постановлением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в общих положениях которого указано также на нахождении последней в оперативном подчинении у председателя ТИК в пределах его полномочий, в частности, в период подготовки и проведения выборов.

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальной избирательной комиссией <адрес> в лице её председателя Колмакова А.А. (Заказчик) и ФИО1 – системным администратором ГАС «Выборы» ТИК <адрес> (Исполнитель) заключен договор выполнения работ (услуг), согласно которому последняя выполняет помимо прочего и иные поручения председателя муниципальной избирательной комиссии Колпашевского района. Срок исполнения работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Изложенное в совокупности свидетельствует о том, что ФИО1 документы, представляемые в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, были получены и переданы председателю муниципальной избирательной комиссии Колмакову А.А., а не приняты, как указывает о том административный истец, что не противоречит нормам действующего законодательства, предусматривающим возможность избирательной комиссии заключения гражданско-правовых договоров по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с подготовкой и проведением выборов, на основании которого председателем указанной комиссии было дано поручение ФИО1, в соответствии с должностным регламентом которой, находящейся в оперативном подчинении у председателя территориальной избирательной комиссии в данный период, передать сданные документы кандидатами председателю комиссии, что также было подтверждено им в судебном заседании.

Положениями статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что (пункт 1.1.) при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

По смыслу приведенного нормативного положения законом прямо запрещено вносить уточнения и дополнения в подписные листы с подписями избирателей, представленные в избирательную комиссию для регистрации кандидата, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона к их оформлению, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения только в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, ранее представленные в избирательную комиссию, для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации в установленные сроки, не предусматривая возможности предоставления дополнительных документов.

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.

При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должен извещаться, в том числе кандидат (пункт 6).

Аналогичные, в том числе указанным выше требованиям приведены в Законе Томской области «О муниципальных выборах в Томской области» от 14.02.2005 № 29-ФЗ, в частности согласно абзацу 3 пункту 5 статьи 33 которого по решению избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.

ДД.ММ.ГГГГ муниципальной избирательной комиссией Колпашевского района принято решение , которым утверждено Положение о Рабочей группе по приему и проверке документов, представленных кандидатами и избирательными объединениями при проведении выборов депутатов <адрес> шестого созыва ДД.ММ.ГГГГ и образована указанная Рабочая группа в составе: руководитель рабочей группы – ФИО5, заместитель руководителя рабочей группы – ФИО6, член рабочей группы – ФИО11

В утвержденном положении определено, что рабочая группа по приему и проверке документов, представленных кандидатами и избирательными объединениями в муниципальную избирательную комиссию Колпашевского района (далее – ИКМО) при проведении муниципальных выборов ДД.ММ.ГГГГ образовывается решением ИКМО из числа ИКМО и привлеченных специалистов. Количественный состав специалистов, привлекаемых для работы в Рабочей группе, определяется с учетом задач Рабочей группы, объёмов документов, представленных кандидатами и избирательными объединениями, сроков подготовки материалов, необходимых для рассмотрения на заседаниях комиссии решений, и может меняться на различных этапах деятельности Рабочей группы.

ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 21 минуту кандидат Узыканов Г.Б. извещен о проведении ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, представленных им в муниципальную избирательную комиссию Колпашевского района, о чем свидетельствует его подпись на уведомлении.

Исходя из пунктов 6.3, 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительными.

В силу пункта 7 статьи 38 приведенного Федерального закона по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается, в том числе кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В установленных случаях, в том числе кандидат вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные, в частности, копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.

Согласно итоговому протоколу рабочей группы проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты по указанному избирательному округу Узыканова Г.Б., проведенной с 15 часов 05 минут по 15 часов 20 минут ДД.ММ.ГГГГ, выявлено: все подписные листы в количестве 4 отвечают требованиям Закона Томской области «О муниципальных выборах в Томской области», каждая папка с подписными листами заверена печатью избирательной комиссии. При пересчете подтвердилось, что кандидатом представлено 11 подписей, необходимых для регистрации, и 0 подписей свыше требуемого количества подписей. Для проверки отобрано 11 подписей, недостоверными признано 0 подписей, недействительными признано 11 подписей: 1. Иные нарушения порядка заполнения подписных листов; 2. Нет подписи кандидата; 3. Иные нарушения в заверительной записи сборщика. В связи с чем количество подписей в поддержку кандидата не отвечает требования для его регистрации. Рабочая группа внесла предложение в окружную избирательную комиссию по трехмандатному избирательному округу отказать в регистрации кандидата в депутаты <адрес> Узыканова Г.Б.

В представленной в материалы дела ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты по трехмандатному избирательному округу Узыканова Г.Б. указаны основания (причины) признания подписей избирателей недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей. Данный документ и итоговый протокол подписаны руководителем рабочей группы ФИО5 и членом рабочей группы ФИО11

Разрешая требование административного истца о возложении обязанности на муниципальную избирательную комиссию вернуть ему документы о регистрации в качестве кандидата в депутаты <адрес>, на основании того, что рабочая группа указанной избирательной комиссии их не принимала и принять документы без повторного сбора подписей, суд учитывает, что документы, представленные кандидатом переданы по отдельному поручению председателя Муниципальной избирательной комиссии последнему лицом, находящимся в оперативном подчинении у председателя указанной комиссии в период подготовки и проведения выборов, фактически документы приняты членами муниципальной избирательной комиссии, доказательств обратного в суд не представлено, возможность возврата указанных документов в целях приведения их в соответствие с требованиями закона и их дооформления законом не предусмотрена, требования закона о внесении уточнения или дополнения не распространяются на подписные листы с подписями избирателей, представленные в избирательную комиссию для регистрации такого кандидата, составленные в поддержку выдвижения кандидата, что в полной мере согласуется с п. 1.1. ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

При этом к доводу административного ответчика об отсутствии у него при сдаче документов ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ сведений о полномочиях ФИО1 суд относится критически в виду того, что отсутствие информированности истца об этом при разрешении данного административного иска правового значения не имеет.

Доводы административного истца о нарушении административным ответчиком положений методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах РФ, утвержденных постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ суд также находит несостоятельными ввиду того, что они рекомендованы к использованию при проведении выборов в субъектах РФ. Помимо этого, сами по себе данные рекомендации в силу своей юридической силы не изменяют действие положений статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не предусматривающей возможности внесения уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, представленных в избирательную комиссию для регистрации кандидата, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Узыканова Г.Б. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░: 10 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

2а-650/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Узыканов Григорий Борисович
Прокуратура г. Колпашево
Ответчики
Муниципальная избирательная комиссия
Другие
Избирательная комиссия Томской области
Суд
Колпашевский городской суд Томской области
Судья
Шачнева Александра Александровна
Дело на сайте суда
kolpashevsky.tms.sudrf.ru
05.08.2020Регистрация административного искового заявления
05.08.2020Передача материалов судье
05.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2020Подготовка дела (собеседование)
06.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2020Судебное заседание
12.08.2020Судебное заседание
12.08.2020Подготовка дела (собеседование)
12.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2020Судебное заседание
07.08.2020Судебное заседание
12.08.2020Судебное заседание
12.08.2020Судебное заседание
12.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2020Подготовка дела (собеседование)
18.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2020Регистрация административного искового заявления
04.08.2020Передача материалов судье
04.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2020Подготовка дела (собеседование)
06.08.2020Судебное заседание
06.08.2020Подготовка дела (собеседование)
06.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2020Судебное заседание
10.08.2020Судебное заседание
10.08.2020Судебное заседание
10.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2020Дело оформлено
10.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее