Номер дела в суде 1 инстанции №2-1777/2023
УИД 37RS0022-01-2023-001091-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 января 2024 г. г. Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе председательствующего Белоусовой Н.Ю.,
Судей Селезневой А.С., Петуховой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Смертиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Селезневой А.С.
дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области на решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 02 августа 2023 г. по делу по исковому заявлению Шараховского Виктора Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о защите социального права,
УСТАНОВИЛА:
Шараховский В.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, которое мотивировано тем, что на основании решения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГг. Шараховский В.А. признан инвалидом <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГг. на основании решения ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» инвалидность была снята.
В связи с ошибочностью принятого решения, на основании решения ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России истец был признан инвалидом <данные изъяты> бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, ОСФР по <адрес> выплатил Шараховскому В.А. ежемесячную денежную выплату в соответствии с положениями ФЗ «О государственной социальной помощи» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 121 212, 24 руб. Выплата произведена без учета стоимости набора социальных услуг в размере 86 021, 04 руб.
В связи с изложенным, истец просил суд взыскать с ОСФР по <адрес> невыплаченную часть ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 86 021, 04 руб., судебные расходы.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 02 августа 2023 г. исковое заявление Шараховского В.А. удовлетворено. С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области в пользу Шараховского В.А. взыскана невыплаченная сумма ежемесячной денежной выплаты в размере 83021 руб., судебные расходы в размере 7298 руб.
С решением суда не согласен ответчик ОСФР по Ивановской области, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца Шараховского В.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФКУ «ГБ МСЭ по Ивановской области», извещенных о времени и месте слушания дела в порядке норм главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Выслушав представителя ответчика ОСФР по Ивановской области по доверенности Афанасьеву О.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела на основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на основании решения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан инвалидом <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» инвалидность была снята.
В связи с ошибочностью принятого решения, на основании решения ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ истец был признан инвалидом <данные изъяты> бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ
Ошибочность ранее принятого решения в судебном заседании представителем ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не оспаривалась.
С учетом принятого решения, ОСФР по <адрес> выплатил Шараховскому В.А. ежемесячную денежную выплату в соответствии с положениями ФЗ Российской Федерации «О государственной социальной помощи» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 121 212, 24 руб.
Выплата произведена без учета стоимости набора социальных услуг в размере 86 021, 04 руб., что представителем ответчика не оспаривалось.
Разрешая спор, суд, проанализировав нормы статей 2, 27, 28.1 ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статей 6.2, 6.3, 6.7 ФЗ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», исследовав и оценив представленные по делу доказательства, учитывая ошибочность принятого решения о снятии инвалидности истца и его последующую отмену, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из того, что истец по независящим от него обстоятельствам в течение периода времени с даты снятия инвалидности и до даты восстановления в инвалидности не имел возможности реализовать свое право на получение мер социальной поддержки, и восстановление нарушенного права истца возможно лишь путем получения ежемесячной денежной выплаты.
При определении размера невыплаченной суммы ежемесячной денежной выплаты суд руководствовался представленным истцом расчетом, не оспоренным и признанным стороной ответчика арифметически верным.
Вопрос о взыскании судебных расходов, рассмотрен судом исходя из положений ст. ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом объема, оказанных представителем услуг.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, части 1 и 2), и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Приведенные положения Конституции Российской Федерации предопределяют создание системы социальной защиты тех категорий граждан, которые в силу возраста, болезни и иных объективных обстоятельств нуждаются в государственной поддержке. Обеспечение эффективности функционирования этой системы, в том числе посредством правового регулирования общественных отношений по предоставлению гражданам мер социальной защиты, отнесено к полномочиям федерального законодателя, который при определении мер социальной защиты располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе самостоятельно избирать и изменять формы, порядок и условия их предоставления, однако при этом он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах - как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).
Реализуя свои дискреционные полномочия в данной сфере, федеральный законодатель принял ряд законов, направленных на обеспечение социальной поддержки инвалидов, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.д.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации
В ст. 2 названного Закона приведено понятие социальной защиты инвалидов.
Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2).
Социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (ч. 2 ст. 2).
Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ч. 1 ст. 1).
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Право инвалидов на ежемесячную денежную выплату закреплено в ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).
По смыслу ч. 3 и ч. 4 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» допускается отказ гражданина от получения набора социальных услуг полностью или частично, заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год принимается территориальными отделениями пенсионного фонда России от граждан, указанных в ст. 6.1 настоящего ФЗ в срок до 01 октября текущего года.
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определять наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Пунктом 21 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (действующего до 2019 г.) предусмотрено, что для предоставления государственной услуги гражданином в зависимости от отнесения его к определенной категории лиц, имеющих право на получение ЕДВ, или его представителем в территориальный орган ПФР предъявляются документы, в том числе, для инвалидов, документ о признании гражданина инвалидом, которым является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, утвержденная Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2010 г. N 1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2011 г. N 19539).
Согласно положениям вышеуказанных правовых норм момент назначения ежемесячной денежной выплаты инвалидам законодатель связывает с двумя обстоятельствами - с заявительным порядком назначения выплаты и наличием у гражданина права на ее получение, которое подлежит подтверждению путем выдачи ему справки, предусмотренной пунктом 21.5. Административного регламента.
Как следует из материалов дела, решением Бюро № от ДД.ММ.ГГГГ4 г. Шараховский В.А. признан инвалидом <данные изъяты> на срок до ДД.ММ.ГГГГ В связи, с чем ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, на основании которого Шараховскому В.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была назначена данная выплата. После повторного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ инвалидность истцу не была установлена, выплата ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ прекращена.
ДД.ММ.ГГГГ решение Бюро № от ДД.ММ.ГГГГ экспертами ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России изменено, Шараховскому В.А. установлена <данные изъяты> инвалидности бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ
В без заявительном порядке ответчиком истцу установлена ежемесячная денежная выплата с ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением полного набора социальных услуг в натуральной форме.
С заявлением об изменении суммы, направляемой на оплату набора социальных услуг Шараховский В.А. обратился в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ, то ест в течение пяти дней со дня принятия решения (из которых два дня приходились на нерабочий день Отделения), являющегося основанием для назначения и выплаты ему пенсии и социальных выплат по инвалидности.
Таким образом, истец предпринял меры для реализации своего права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты незамедлительно с момента, когда ему стало известно о наличии данного права.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что никто не может быть лишен права на предоставление мер социальной поддержки только по формальным основаниям, судебная коллегия, считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что истец по независящим от него обстоятельствам не имел возможности реализовать свое право на получение мер социальной поддержки, и восстановление нарушенного права истца возможно лишь путем получения набора социальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты.
Доводы апелляционной жалобы дублируют позицию истца, высказанную в суде первой инстанции, по существу не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», предусматривающие определенные сроки для обращения с целью реализации права на получение набора социальных услуг, не может повлечь отмену состоявшегося судебного акта, так как не свидетельствует об ошибочности выводов суда по существу разрешенного спора.
Указанная норма закона направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей, в том числе в результате необоснованного принятия решения о снятии инвалидности, не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права. При этом Фонд не может быть освобожден от исполнения указанных обязанностей.
Более того, исходя из действующего в спорный период административного регламента, для обращения с заявлением о предоставлении государственной услуги, истцу необходимо было представить документ о признании гражданина инвалидом, которым являлась справка, подтверждающая факт установления инвалидности, утвержденная Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2010 г. N 1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2011 г. N 19539), которых у истца в спорный период времени не имелось. В связи с чем доводы ответчика о несоблюдении порядка реализации права на получение набора социальных услуг являются несостоятельными, поскольку право истца на получение набора социальных услуг не было реализовано по независящим от него причинам, в связи отказом в установлении инвалидности истцу, что в свою очередь привело к лишению истца права на получение гарантированных государством мер социальной поддержки в какой-либо форме.
Ссылка на порядок и пределы выделяемых бюджетных средств также не является основанием для отмены решения суда, поскольку, установив Федеральным законом социальные гарантии инвалидов, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Ввиду изложенного, доводы ответчика не могут служить правовым основанием для освобождения Российской Федерации от выполнения обязательств по финансовому обеспечению предоставления гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.
Доводы ответчика в жалобе о том, что бюджетом государственного внебюджетного фонда – Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации не предусмотрены средства на оплату судебных расходов, не могут быть признаны состоятельными, поскольку и в силу положений ст. ст. 98, 100 ГПК РФ не являются основанием для освобождения ответчика от обязанности по возмещению понесенных истцом судебных расходов, при этом источник финансирования лица, с которого подлежат взысканию судебные расходы стороне, в пользу которой вынесено решение суда, правового значения не имеет.
Иных доводов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судом первой инстанции все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам, нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не установлено. Оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда г. Иваново от 02 августа 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи