Судья: Жарова С.К. | Дело <данные изъяты>RS0<данные изъяты>-74 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<данные изъяты> 16 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Тереховой Л.Н.,
судей Бессудновой Л.Н., Мироновой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевым Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> к Петровой Н. Н. о взыскании суммы гранта,
по апелляционной жалобе Министерства сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты>на решение Рузского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,
заслушав доклад судьи Мироновой Т.В.,
объяснения явившихся лиц,
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> обратилось в суд с иском, в котором просит взыскать с Петровой Н. Н. сумму гранта в размере 1450 000 руб.
Требования мотивированы тем, что <данные изъяты> между Министерством сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> (далее - Министерство) и Крестьянским (фермерским) хозяйством «Слободская долина» заключено Соглашение <данные изъяты> о предоставлении средств бюджета <данные изъяты> на поддержку начинающих фермеров в <данные изъяты> (далее - Соглашение). Главой крестьянского (фермерского) хозяйства «Слободская долина» являлась Петрова Н.Н. Соглашение заключено в рамках реализации постановления Правительства от <данные изъяты> <данные изъяты> «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», постановления <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении государственной программы <данные изъяты> «Сельское хозяйство Подмосковья», а также в соответствии с постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> (ред. от <данные изъяты>) «О реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в <данные изъяты>».
В соответствии с предметом Соглашения, ответчику были перечислены средства бюджета <данные изъяты> на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в виде Гранта в размере 1 450 000 рублей, в том числе за счет средств бюджета <данные изъяты> – в размере 435 000 рублей. Средства Гранта перечислены на расчетный счет крестьянского (фермерского) хозяйства «Слободская долина».
Цели и условия предоставления средств из бюджета <данные изъяты> на поддержку начинающих фермеров в <данные изъяты> определены Порядком предоставления Средств из бюджета <данные изъяты> на поддержку начинающих фермеров в <данные изъяты>, утвержденного постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в <данные изъяты>» (далее по тексту - Порядок).
Согласно абз. 13 п. 9 Порядка и п. 2.2.6 Соглашения, ответчик обязуется осуществлять деятельность хозяйства не менее пяти лет после получения Гранта. По сведениям из открытого источника информации Федеральной налоговой службы (egrul.nalog.ru) деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства «Слободская долина» прекращена <данные изъяты>. Срок деятельности хозяйства после получения Гранта, главой которого являлась Петрова Н.Н., составил менее 5 лет (2 года и 8 месяцев). На дату заключения Соглашения, ответчик был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также являлся единственным участником крестьянского (фермерского) хозяйства «Слободская долина». В нарушение п. <данные изъяты>. ответчик не уведомил Министерство о снятии с учета в налоговых органах.
На основании п.17 Порядка, п. 33 Соглашения, в случае несоблюдения участником Программы обязательств, предусмотренных Соглашением и настоящим Порядком, Министерство сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> приостанавливает предоставление средств Гранта и (или) единовременной помощи и в течение 5 календарных дней направляет получателю Гранта и (или) единовременной помощи акт о нарушении условий предоставления Гранта и (или) единовременной помощи, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения. В случае неустранения нарушений в сроки, указанные в акте, Министерство сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> принимает решение о возврате в бюджет <данные изъяты> предоставленного Гранта и (или) единовременной помощи, оформленное в виде требования о возврате Гранта и (или) единовременной помощи, содержащего сумму, сроки, код бюджетной классификации Российской Федераций, по которому должен быть осуществлен возврат средств бюджета <данные изъяты>, реквизиты банковского счета, на который должны быть перечислены средства. Соответствующий акт ответчику направлен <данные изъяты> Исх-395/20-07; требование о выплате направлено в адрес ответчика <данные изъяты> <данные изъяты>ИСХ-2210, оплата до настоящего времени не поступила, в связи с чем, истец обратился в суд.
Решением Рузского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> отказано.
На постановленное решение Министерство сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> подало апелляционную жалобу, полагает, что выводы, содержащиеся в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены неправильно. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> Федотова Е.С. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Петровой Н.Н. – Тарасова Н.В. в судебное заседание явилась, полагала решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в <данные изъяты>», действовавшим на момент заключения соглашения о предоставлении гранта, определен порядок предоставления средств из бюджета <данные изъяты> на поддержку начинающих фермеров в <данные изъяты>.
Утвержденный порядок предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров определяет цели, условия и порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, критерии конкурсного отбора начинающих фермеров для предоставления грантов, а также порядок возврата грантов в региональный бюджет в случае нарушения условий, установленных порядков.
Статьями 28 и 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установленных обязательств по возврату, за исключением случае нарушения условий установленных при предоставлении субсидий.
При этом условия возврата субсидий должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидии.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидии в случае нарушения условий установленных при их предоставлении.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты> между Министерством сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> (далее - Министерство) и Крестьянским (фермерским) хозяйством «Слободская долина» было утверждено Соглашение <данные изъяты> о предоставлении средств бюджета <данные изъяты> на поддержку начинающих фермеров в <данные изъяты> (далее - Соглашение).
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ Главой крестьянского (фермерского) хозяйства «Слободская долина» с <данные изъяты> признана Петрова Н.Н.
В рамках реализации постановления Правительства от <данные изъяты> <данные изъяты> «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», постановления <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении государственной программы <данные изъяты> «Сельское хозяйство Подмосковья», а также в соответствии с постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> (ред. от <данные изъяты>) «О реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в <данные изъяты>» с Главой КФХ «Слободская долина» заключено Соглашение о предоставлении средств на поддержку начинающих фермеров в <данные изъяты>.
В соответствии с предметом Соглашения, Министерство сельского хозяйства предоставляет Участнику Программы (ответчику) средства на создание и развитие КФХ в размере 1 450 000 руб., для покупки сельскохозяйственной техники.
Указанная сумма Гранта в размере 1 450 000 руб. была перечислена на открытый в ПАО Сбербанк счет КФХ «Слободская долина» в полном объеме, что подтверждается платежным поручением <данные изъяты> от 16.06.2015г., на сумму 435 000 руб. и кассовым расхо<данные изъяты> от <данные изъяты>, на сумму 1 015 000 руб.
Цели и условия предоставления средств из бюджета <данные изъяты> на поддержку начинающих фермеров в <данные изъяты> определены Порядком предоставления Средств из бюджета <данные изъяты> на поддержку начинающих фермеров в <данные изъяты>, утвержденного постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в <данные изъяты>» (далее по тексту - Порядок).
Согласно абз. 13 п. 9 Порядка и п. 2.2.6 Соглашения ответчик обязуется осуществлять деятельность хозяйства не менее пяти лет после получения Гранта.
По сведениям из открытого источника информации Федеральной налоговой службы (egrul.nalog.ru) <данные изъяты> деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства «Слободская долина» была прекращена.
В соответствии с данными ИФНС России по <данные изъяты> Крестьянское (фермерское) хозяйство «Слободская долина» прекратило свою деятельность <данные изъяты> с исключением из сведений ЕГРЮЛ о юридическом лице, как недействующем.
На дату заключения Соглашения, ответчик был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также являлся единственным участником крестьянского (фермерского) хозяйства «Слободская долина». В нарушение п. <данные изъяты>. ответчик не уведомил Министерство о снятии с учета в налоговых органах.
В соответствии с п. 3.1 Соглашения ответчик несет ответственность за соблюдение условий предоставления и целевое использование перечисленного Министерством Гранта, достоверность, полноту и своевременность представления в Министерство сведений и отчетности.
Согласно п. 2.2.6. Соглашения, ответчик обязался осуществлять сельскохозяйственную деятельность не менее пяти лет после получения Гранта.
Исходя из даты заключения Соглашения (<данные изъяты>) и даты прекращения деятельности КФХ (<данные изъяты>), срок деятельности хозяйства после получения Гранта, главой которого являлась Петрова Н.Н., составил менее 5 лег (2 года и 8 месяцев).
На основании п.17 Порядка, п. 33 Соглашения, в случае несоблюдения участником Программы обязательств, предусмотренных Соглашением и настоящим Порядком, Министерство сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> приостанавливает предоставление средств Гранта и (или) единовременной помощи и в течение 5 календарных дней направляет получателю Гранта и (или) единовременной помощи акт о нарушении условий предоставления Гранта и (или) единовременной помощи, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения.
В случае не устранения нарушений в сроки, указанные в акте, Министерство сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> принимает решение о возврате в бюджет <данные изъяты> предоставленного Гранта и (или) единовременной помощи, оформленное в виде требования о возврате Гранта и (или) единовременной помощи, содержащего сумму, сроки, код бюджетной классификации Российской Федераций, по которому должен быть осуществлен возврат средств бюджета <данные изъяты>, реквизиты банковского счета, на который должны быть перечислены средства.
Как установлено судом, Министерством сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> ответчику, по отличному от места регистрации адресу, <данные изъяты> за Исх-395/20-07 был направлен Акт о нарушении условий предоставления гранта на создание и развитие КФХ, с предложением в срок до <данные изъяты> устранить выявленные нарушения.
В связи с неустранением изложенных в Акте нарушений, истцом ответчику, по отличному от места регистрации адресу, <данные изъяты> за <данные изъяты>ИСХ-2210 было направлено требование о возврате гранта на создание и развитие КФХ.
В последующем, истцом соответствующий акт был направлен по надлежащему месту регистрации ответчика <данные изъяты> <данные изъяты>Исх-15067, которым ответчику предложено в срок до <данные изъяты> устранить выявленные нарушения.
Денежные средства в счет возврата суммы предоставленного гранта не поступили.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты>, являясь центральным исполнительным органом государственной власти <данные изъяты> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <данные изъяты> в сфере развития сельского хозяйства, в том числе контроль за целевым, правомерным и эффективным использованием бюджетных средств их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из федерального бюджета и бюджета <данные изъяты> на финансирование мероприятий в сфере сельского хозяйства <данные изъяты>, обратилось с иском в суд.
Таким образом, в соответствии с заключенным соглашением о предоставлении гранта, а также в соответствии с Правилами, обязательным условием получения гранта и обязательством, которое принимает на себя начинающий фермер, является осуществление деятельности по ведению крестьянского фермерского хозяйства не менее 5 лет после получения государственной поддержки. Неисполнение данного обязательства влечет возврат данных средств.
Достаточным основанием для возврата средств государственной поддержки является факт прекращения деятельности фермерского хозяйства.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии ст. 200 ГК РФ.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок длязашиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными положениями и исходил из того, что истцом пропущен срок исковой давности для предъявления иска, а ответчик в судебном заседании заявил ходатайство о применении к требованиям истца срока исковой давности.
При этом суд исходил из следующего.
Основанием для возврата средств государственной поддержки является факт прекращения ответчиком деятельности фермерского хозяйства.
Как усматривается из размещенных в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы (egrul.nalog.ru) и «Вестнике государственной регистрации» часть 2 <данные изъяты>(655) от <данные изъяты>/3748 сведений, публикация была осуществлена <данные изъяты> для доведения информации о предстоящей ликвидации ответчика до неопределенного круга лиц, в том числе и для Министерства сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты>.
Таким образом, учитывая, что не позднее <данные изъяты> истец знал о нарушении своего права (об исключении КФХ «Слободская долина» из ЕГРЮЛ), а с требованиями о возврате средств гранта, основанными на прекращении ответчиком фермерского хозяйства, истец в суд обратился в суд только <данные изъяты> (дата первоначального обращения), и, принимая во внимание, что с даты прекращения ответчиком деятельности фермерского хозяйства срок исковой давности истек <данные изъяты>, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом по требованиям о взыскании суммы гранта был пропущен срок исковой давности, что в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Возражая против выводов суда, заявитель в апелляционной жалобе указал, что судом первой инстанции не дана оценкам довода истца об отмененном заочном решении от <данные изъяты> (дело <данные изъяты>), в рамках которого ответчику направлялся (пусть и по ошибочному адресу) Акт о нарушении предоставления гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от <данные изъяты> №Исх-395/20-07, где в соответствии с п. 17 Порядка Соглашения <данные изъяты> предлагалось в срок до <данные изъяты> устранить выявленное нарушение. <данные изъяты> за <данные изъяты>ИСХ-2210 ответчику направлялось требование о возврате гранта не позднее <данные изъяты>.
Поскольку Министерство применило предусмотренный законом или договором досудебный порядок урегулирования спора путем направления ответчику претензии от <данные изъяты>, то течение срока исковой давности было продлено на 6 месяцев, то есть до <данные изъяты>.
Первоначальное исковое заявление по гражданскому делу <данные изъяты> было подано <данные изъяты>.
Кроме того, указало, что о нарушении своих прав истец должен был узнать не ранее даты публикации сведений об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица, то есть <данные изъяты>.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как было указано выше, на основании п.17 Порядка, п. 33 Соглашения, в случае несоблюдения участником Программы обязательств, предусмотренных Соглашением и настоящим Порядком, Министерство сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> приостанавливает предоставление средств Гранта и (или) единовременной помощи и в течение 5 календарных дней направляет получателю Гранта и (или) единовременной помощи акт о нарушении условий предоставления Гранта и (или) единовременнойпомощи, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения.
В случае не устранения нарушений в сроки, указанные в акте, Министерство сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> принимает решение о возврате в бюджет <данные изъяты> предоставленного Гранта и (или) единовременной помощи, оформленное в виде требования о возврате Гранта и (или) единовременной помощи, содержащего сумму, сроки, код бюджетной классификации Российской Федераций, по которому должен быть осуществлен возврат средств бюджета <данные изъяты>, реквизиты банковского счета, на который должны быть перечислены средства.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, <данные изъяты> ответчик прекратил хозяйственную деятельность, нарушив условия предоставления гранта, тем самым, именно с указанного времени у Министерства возникло право требовать устранения нарушений условий его предоставления, с соблюдением установленного Порядка.
Как установлено судом, Министерством сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> ответчику, по отличному от места регистрации адресу, <данные изъяты> за Исх-395/20-07 был направлен Акт о нарушении условий предоставления гранта на создание и развитие КФХ, с предложением в срок до <данные изъяты> устранить выявленные нарушения.
В связи с не устранением изложенных в Акте нарушений, истцом ответчику, по отличному от места регистрации адресу, <данные изъяты> за <данные изъяты>ИСХ-2210 было направлено требование о возврате гранта на создание и развитие КФХ.
Определением Рузского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу <данные изъяты> (2-893/2021) исковое заявление Министерства сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> к Петровой Н. Н. о взыскании суммы гранта оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением претензионного (досудебного) согласованного сторонами порядка урегулирования спора.
Суд установил, что со стороны истца ответчику <данные изъяты> был направлен соответствующий акт, <данные изъяты> требование о выплате гранта по отличному от места регистрации адресу, в связи с чем, согласованный сторонами порядок урегулирования спора со стороны истца считается не соблюденным.
В последующем истцом соответствующий акт был направлен по надлежащему месту регистрации ответчика только <данные изъяты> <данные изъяты>Исх-15067, обращение в суд с настоящим иском последовало <данные изъяты>, то есть с пропуском трехлетнего срока, исчисляемого с <данные изъяты>.
При таких обстоятельствах, на основании заявления ответчика суд обоснованно и правомерно отказал в удовлетворении иска сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты>.
Судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального законодательства не допущено, оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рузского районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия <данные изъяты> без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи