Решение по делу № 2-2807/2018 ~ М-2089/2018 от 24.04.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2018 года г. Ангарск

Ангарский городской суд в составе председательствующего судьи Зайцевой Т.Л., при секретаре Галиулиной А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2807/2018 по иску Пуляевской Т.М. к Буяльской Е.В. о признании договора дарения квартиры недействительным, применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

Истец Пуляевская Т.М. обратилась в суд с иском к ответчику Буяльской Е.В. о признании договора дарения квартиры недействительным, применении последствий недействительности сделки, указав (с учетом уточнений), что она являлась собственником жилого помещения – двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ..., на основании договора на передачу и продажу квартиры (домов) в собственность граждан от **. В данной квартире она проживала и проживает до настоящего времени, иного жилья на каком-либо праве у нее не имеется. Ответчица приходится ей племянницей, дочь ее родной сестры ФИО5 В 2009 году она дала свое согласие на регистрацию ответчика в указанное выше жилое помещение с условием, что она будет оплачивать за жилое помещение, ухаживать за ней и достойно похоронит ее. При этом, живет она в квартире одна, ей 70 лет, детей у нее нет, супруг умер, она страдает тяжелыми заболеваниями: сахарный диабет, гипертония 2 степени, церебральный атеросклероз, в 2017 году перенесла инсульт, у нее постоянно кружиться голова, она путает события, все забывает, после смерти супруга у нее было очень плохое самочувствие, она испытывала сильную депрессию, потерю сна, аппетита, памяти, ее преследовали навязчивые мысли и галлюцинации, которые выражались в том, что она приходила домой и видела умершего супруга. Невропатологом она была направлена в психоневрологический диспансер, где проходила лечение на дневном стационаре. В 2010 году ответчица вместе с матерью уговаривали ее оформить свое жилое помещение на ответчика на обмен того, что ответчик будет за ней ухаживать, похоронит её и она согласилась. ** ответчица вместе с мужем возила ее в регистрационную службу где она подписала все необходимые документы, но в тот момент она плохо себя чувствовала, не ориентировалась. По своему состоянию здоровья она не понимала юридическую значимость подписанных документов, она не знала какой договор оформляла ответчица, она не желала при жизни отказываться от жилого помещения, она считала, что жилое помещение перейдет в собственность ответчика после ее смерти. ** она получила извещение на свое имя о том, что имеется большая задолженность за квартиру. С ее пенсии удержали задолженность. Ответчик не осуществляла какую-либо ей помощь. На основании ст. 177 ГК РФ просит признать договор дарения от ** жилого помещения по адресу: ..., недействительным, применить последствия недействительности сделки, передав ей спорное жилое помещение в ее собственность.

В судебном заседании истица Пуляевская Т.М. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и в уточнении к нему.

Представитель истца Полякова И.Е., действующая на основании ордера № 9 от 04.06.2018, в судебном заседании исковые требования Пуляевской Т.М. поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему.

Ответчик Буяльская Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме.

Представитель ответчика Уфимцев Д.В., действующий на основании ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования истца не признал в полном объеме, просил применить срок давности, который составляет один год с момента совершения сделки.

Суд, выслушав истца, представителя истца, ответчика, представителя ответчика, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ следует, что права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику. Лишь собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Как следует из ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу п. 1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Из содержания указанной нормы следует, что сделки - это действия, направленные на достижение правового результата.

В силу п. 3 ст. 154 ГК РФ, для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка).

В соответствии с п.1 ст.572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

В судебном заседании установлено, что между Пуляевской Т.М. (даритель) и Буяльской Е.В. (одаряемый) ** был заключен договор дарения: жилого помещения – квартиры, общей площадью 31 кв.м, расположенной по адресу: ...

Переход права собственности зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... Ангарский отдел в установленном порядке ** за .

Согласно п.1. договора дарения от **, Даритель безвозмездно передает в собственность, а Одаряемый принимает в дар недвижимое имущество: квартиру, общей площадью 31 кв.м, расположенной по адресу: ...

Договор соответствует требованиям ст. 574 ГК РФ о форме договора дарения.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от **, собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ..., является Буяльская Е.В.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ч. 1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.

Заявляя требование о признании договора дарения недействительным, истица указала, что сделка заключена ею, находившейся в момент ее совершения в таком состоянии, когда она, в силу своего состояния здоровья, не была способна понимать значение своих действий или руководить ими.

Для признания сделки недействительной по основанию, изложенному в п. 1 ст. 177 ГК РФ, неспособность понимать значение своих действий или руководить ими должна иметь место в момент совершения сделки.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд, в свою очередь, создает необходимые условия для предоставления сторонам возможности доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются.

Исходя из обстоятельств, подлежащих доказыванию по настоящему делу, сторона истца была должна доказать, что в момент совершения сделки ** она не была способна понимать значение своих действий или руководить ими, а ответчик – доказать обратное.

Данные значимые обстоятельства разъяснены судом сторонам.

Анализ представленных сторонами доказательств приводит к выводу об отсутствии оснований для признания сделки недействительной по основанию, указанному в п. 1 ст. 177 ГК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.2, 3 ст. 67 ГПК РФ ).

По ходатайству стороны истца судом была проведена амбулаторная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Согласно заключению амбулаторной судебной комплексной психолого-психиатрической экспертной комиссии от ** , установлено, что отсутствуют какие-либо объективные данные о том, что Пуляевская Т.М. при заключении договора дарения квартиры ** находилась в таком состоянии (психическом и психологическом), которое лишило бы ее способности либо ограничивало её способность правильно воспринимать обстоятельств, понимать значение своих действий и руководить ими при оформлении договора дарения, понимать природу и сущность совершаемой сделки и содержания подписываемых документов, осознавать правовые последствия совершаемых юридических действий.

Суд полагает, что заключение судебной психолого-психиатрической экспертизы необходимо принять как доказательство отсутствия порока воли истца в момент совершения оспариваемой сделки. Заключение дано уполномоченным специализированным органом, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. В экспертном заключении дано подробное описание, экспертиза проведена законно и обосновано, получены ответы на все поставленные вопросы, оснований сомневаться в ее выводах у суда нет, эксперты, проводившие экспертизу, обладают всеми необходимыми специальными познаниями в данной области.

Участники процесса несогласие с заключением не высказали, ходатайство о дополнительной либо повторной экспертизе не заявляли.

Также выводы экспертизы подтверждаются иными доказательствами.

** лично Пуляевской Т.М. подписан оспариваемый договор. Данное обстоятельство истцом в процессе признано.

Как следует из копии регистрационного дела по регистрации перехода права на квартиру по адресу: ..., подпись в заявлении на проведение регистрации стоит истца.

В силу положений ст. ст. 55 и 69 ГПК РФ судом исследованы показания свидетелей со стороны истца и ответчика.

Оценивая показания в совокупности допрошенных в ходе судебного заседания свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО5, ФИО12, ФИО13, суд приходит к выводу об отсутствии в них сведений, однозначно подтверждающих неспособность истицы понимать значение своих действий или руководить ими **.

При этом, суд учитывает то обстоятельство, что в ходе судебного заседания Пуляевская Т.М. указывала, что на момент совершения сделки ** она работала.

Исходя из изложенного, в момент подписания договора дарения от ** истица понимала значение своих действий и могла руководить ими, доказательств обратного истцом не представлено.

Также, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, предусмотренного ст. 181 ГК РФ.

Согласно п.2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.

Как разъяснено в п.п. 1, 12, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 07.02.2017) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п.1 ст.200 ГК РФ).

Бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск.

Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

В силу положений ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным указанным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка ) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Истцом заявлено требование о признании сделки недействительной по ст. 177 ГК РФ.

В силу положений ст.166 ГК РФ данная сделка является оспоримой.

В соответствие с п.2 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Исходя из того, что истец самостоятельно подписал оспариваемый договор, подавал документы на регистрацию перехода права собственности, учитывая содержание заключения экспертов от ** , о нарушенном праве она узнала с даты подписания данного договора – **.

С иском в суд истица обратилась только **.

Как указала истица в процессе, о том, что она подарила квартиру, она, якобы, узнала в феврале 2018 года, только тогда, когда получила сведения из ЕГРП. При этом, суд учитывает, что истица поясняла, а также указала в уточнении исковых требований, что у истицы и ответчика была договоренность о том, что Пуляевская Т.М. подпишет договор дарения, а Буяльская Е.В. будет нести все расходы по оплате за спорное жилое помещение и коммунальные услуги, а также ухаживать за Пуляевской Т.М., похоронить ее.

Таким образом, в 2010 истец знала о том, что спорная квартира ей не принадлежит, и могла оспаривать сделку об отчуждении квартиры, но таким правом не воспользовалась, а обратилась в суд лишь ** с существенным пропуском срока исковой давности, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока не представила.

На основании изложенного, требования истца о признании сделки недействительной вследствие невозможности понимать значение своих действий и руководить ими (ч. 1 ст. 177 ГК РФ ), удовлетворению не подлежат.

Поскольку в удовлетворении требований истца о признании сделки недействительной отказано, то и в удовлетворении производных требований о применении последствий недействительности сделки путем прекращения права собственности Буяльской Е.В. на указанную квартиру и возвращении квартиры в собственность Пуляевской Т.М., надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ... ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ **.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-2807/2018 ~ М-2089/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пуляевская Татьяна Михайловна
Ответчики
Буяльская Елена Валерьевна
Другие
Полякова Инесса Евгеньевна
Уфимцев Дмитрий Владимирович
Суд
Ангарский городской суд
Судья
Зайцева Т.Л.
24.04.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2018[И] Передача материалов судье
28.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
05.06.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2018[И] Судебное заседание
04.07.2018[И] Судебное заседание
17.07.2018[И] Судебное заседание
18.09.2018[И] Производство по делу возобновлено
02.10.2018[И] Судебное заседание
10.10.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2019[И] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.03.2019[И] Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.03.2019[И] Судебное заседание
27.03.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
19.06.2019[И] Дело оформлено
19.06.2019[И] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее