Решение
именем Российской Федерации
город Черемхово 10 августа 2020 года
Черемховский районный суд Иркутской области в составе судьи Новиковой О.А., при секретаре Мелентьевой О.А., с участием представителя административного истца - прокурора г. Черемхово Иркутской области Невидимовой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-205/2020, по административному исковому заявлению прокурора г. Черемхово Иркутской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Черемховского районного муниципального образования, администрации Алехинского муниципального образования Черемховского района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций,
установил:
прокурор города Черемхово обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой города Черемхово организован надзор за исполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе обязанности исполнения законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций, в ходе которого установлено, что муниципальная система централизованного оповещения гражданской обороны и информирования населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации на территории Алехинского муниципального образования Черемховского района не соответствует предъявляемым требованиям, не приобретены и не подключены оконечные устройства (электросирены) к действующей местной автоматизированной системе централизованного оповещения гражданской обороны. В силу пп. «в» п.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях. В адрес административных ответчиков внесены представления. Поскольку в настоящее время система оповещения в населенных пунктах Алехинского муниципального образования Черемховского района не соответствует требованиям закона, необходимо провести организационно-технические мероприятия по модернизации, приобретению и подключению существующих и вновь приобретаемых оконечных устройств (электросирен) к действующей местной автоматизированной системе централизованного оповещения гражданской обороны, в связи с чем, административный истец просит обязать администрацию Черемховского районного муниципального образования, администрацию Алехинского муниципального образования в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушений законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций, путем оборудования населенных пунктов Алехинского муниципального образования Черемховского района (с. Алехино - два устройства, д. Средний Булай - одно устройство) оконечными устройствами и подключению их к местной автоматизированной системе централизованного оповещения гражданской обороны.
В судебном заседании помощник прокурора г. Черемхово Невидимова Ю.В. на удовлетворении требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - глава Алехинского муниципального образования Черемховского района Берсеневой Н.Ю. указала, что с заявленными требованиями не согласна, дополнив, что срок, установленный для исполнения заявленных требований, является недостаточным, просила увеличить его.
Представитель административного ответчика - администрации Черемховского районного муниципального образования Белофастова А.Г., действующая на основании доверенности, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержала доводы, изложенные в возражениях, где указано, что приобретение оконечных устройств системы оповещения является расходным обязательством администрации Алехинского муниципального образования Черемховского района. В случае приобретения названных оконечных устройств организовать их подключение к местной автоматизированной системе централизованного оповещения гражданской обороны Черемховское районное муниципальное образование не возражает.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права, и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований в том числе, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Согласно пунктам «а», «в» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение указанных положений принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которое определяет порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и указанным Постановлением единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 3 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Пунктом 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006, установлено, что на муниципальном уровне (на территории муниципального образования) создается местная система оповещения.
В соответствии с п. 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации.
Указом Президента РФ от 13.11.2012 № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» постановлено создать до 01.01.2014 комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, которая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях должна обеспечить, в том числе своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации, а равно возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты населения в таких ситуациях.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций представляет собой элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
В судебном заседании установлено и следует из материалов административного дела, что в 18 населенных пунктах Черемховского районного муниципального образования следует провести организационно-технические мероприятия по модернизации, приобретению и подключению существующих и вновь приобретаемых оконечных устройств (электросирен) к действующей местной автоматизированной системе централизованного оповещения гражданской обороны. Изложенное подтверждается актом ОГКУ «Центр по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», утвержденным 27.03.2019 заместителем Губернатора Иркутской области, о проверке технической готовности к применению региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны и информирования населения Иркутской области об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций и муниципальных систем оповещения населения в 2019 году.
20.01.2020 по выявленным нарушениям закона мэру Черемховского районного муниципального образования, главе Алехинского муниципального образования Черемховского района прокурором города Черемхово внесены представления об устранении нарушений, и проведении организационно-технических мероприятий по модернизации, приобретению и подключению существующих и вновь приобретаемых оконечных устройств (электросирен) к действующей местной автоматизированной системе централизованного оповещения гражданской обороны.
По сведениям администрации Черемховского районного муниципального образования в администрации Черемховского районного муниципального образования установлена аппаратура П-166М для получения сигналов оповещения и «Рупор» для оповещения руководящего состава района, глав поселений, старост населенных пунктов и служб.
Из представленного к судебному исследованию руководства по эксплуатации комплекса технических средств оповещения П-166М следует, что данный комплекс обеспечивает дистанционное управление оконечными средствами оповещения и информирования населения и должностных лиц, обеспечен устройствами сопряженности, позволяющими автономно, без вмешательства человека доводить сигнал до сельских поселений.
Вместе с тем, из информации администрации Черемховского районного муниципального образования № 7-32-2020 от 09.04.2020 следует, что на территории Алехинского муниципального образования Черемховского района оконечными устройствами необходимо оборудовать с. Алехино - в количестве двух устройств, д. Средний Булай - в количестве одного устройства.
На момент рассмотрения дела судом указанные нарушения не устранены, оконечные устройства в указанном количестве не приобретены и не подключены к действующей местной автоматизированной системе централизованного оповещения гражданской обороны. Данный факт в судебном заседании не оспаривался представителем административного ответчика.
Таким образом, муниципальная система централизованного оповещения гражданской обороны и информирования населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации на территории Алехинского муниципального образования Черемховского района не соответствует предъявляемым требованиям. Отсутствие на территории Алехинского муниципального образования Черемховского района действующей системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и может привести к срыву их своевременного оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В свою очередь, согласно положениям ст.1 Устава Черемховского районного муниципального образования, утвержденного решением Черемховской районной Думы от 16.12.1998 (ред. от 19.12.2019) Черемховское районное муниципальное образование представляет объединенные общей территорией городское и сельские поселения, в пределах которых местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера через выборные и иные органы местного самоуправления и непосредственно населением муниципального образования.
Из положений ст. 2 Устава Черемховского районного муниципального образования, а равно из положений Закона Иркутской области от 16.12.2004 № 95-оз (ред. от 13.07.2018) «О статусе и границах муниципальных образований Черемховского района Иркутской области» следует, что Алехинское муниципальное образование включено в границы Черемховского района Иркутской области.
При таких, обстоятельствах, учитывая, что территория Алехинского муниципального образования является составляющей территории Черемховского районного муниципального образования, суд приходит к выводу, что существующая система оповещения гражданской обороны как на территории Алехинского муниципального образования в частности и как следствие на территории Черемховского районного муниципального образования в целом, не обеспечивает оповещение населения сельских поселений об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В связи с чем, требование истца к администрации Черемховского районного муниципального образования о принятии мер по устранению нарушений законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций также обосновано.
Разрешая вопрос о разграничении обязанностей, изложенных в административном иске, суд исходит из следующего.
В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», финансовое обеспечение мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций местного уровня является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно п. «г» ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу положений п.п. 1 п. 1 ст. 14, п.п. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета.
Статьей 28 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип самостоятельности бюджетов и принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ.
В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
В силу ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджеты городских и сельских поселений являются самостоятельным элементом бюджетной системы Российской Федерации, а не составной частью бюджета муниципального района.
Законом Иркутской области от 03.11.2016 № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, закреплены за сельскими поселениями Черемховского района.
Согласно ст. 6 Устава Алехинского муниципального образования Черемховского района Иркутской области к вопросам местного значения относится, в частности, формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за его исполнением.
С учетом приведенных положений обязанность по поддержанию в состоянии постоянной готовности системы оповещения гражданской обороны и информирования населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, ее модернизация, а также финансирование связанных с этим расходов возложена на органы местного самоуправления поселения, в данном случае на администрацию Алехинского муниципального образования Черемховского района Иркутской области. В связи с этим органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в том числе и по мотивам отсутствия в бюджете Алехинского муниципального образования Черемховского района Иркутской области денежных средств.
Таким образом, обязанность по оборудованию населенных пунктов Алехинского муниципального образования Черемховского района оконечными устройствами лежит на администрации Алехинского муниципального образования.
При таких обстоятельствах, исходя из единства государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций требования прокурора г. Черемхово Иркутской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Черемховского районного муниципального образования, администрации Алехинского муниципального образования о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций подлежат удовлетворению с учетом того, что финансирование создания, совершенствования (реконструкции) и содержания систем оповещения, создания запасов средств оповещения сельского поселения осуществляется за счет соответствующего бюджета.
При определении срока выполнения мероприятий, указанных в иске, суд, руководствуясь принципом исполнения решения в разумные сроки, наряду с объемом и характером выявленных нарушений и доводами административного ответчика, учитывает, что исковое заявление подано прокурором в защиту гарантированных ст. ст. 37, 41, 43, 45, 55 и 56 Конституции РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с целью обеспечения требований безопасности, несоблюдение которых создаст угрозу жизни или здоровью граждан, проживающих на территории Черемховского района, в связи с чем полагает необходимым установить ответчикам срок для исполнения судебного решения в один год шесть месяцев, в течение которого ответчиками должны быть выполнены соответствующие мероприятия по устранению нарушений законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций.
На основании ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, не подлежит взысканию с административных ответчиков, поскольку администрация Алехинского муниципального образования Черемховского района, и администрация Черемховского районного муниципального образования, от уплаты государственной пошлины по делам в судах общей юрисдикции освобождены согласно п.19 ч.1 ст. 333.36 Кодекса административного судопроизводства РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление прокурора г. Черемхово Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Черемховского районного муниципального образования, администрации Алехинского муниципального образования Черемховского района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций - удовлетворить.
Возложить на администрацию Алехинского муниципального образования Черемховского района обязанность в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушений законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций, путем оборудования населенных пунктов Алехинского муниципального образования Черемховского района оконечными устройствами и подключения их к местной автоматизированной системе централизованного оповещения гражданской обороны.
Возложить на администрацию Черемховского районного муниципального образования, обязанность в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушений законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций, путем подключения населенных пунктов Алехинского муниципального образования Черемховского района к местной автоматизированной системе централизованного оповещения гражданской обороны.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Черемховский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня составления судом мотивированного решения, которое будет составлено 17.08.2020.
Судья: О.А. Новикова