дело № 33а-2039/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Уфа 31 января 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Якуповой Н.Н.,
судей: Гаиткуловой Ф.С. и Гибадуллиной Л.Г.,
с участием прокурора Сафина А.Р.,
при секретаре Идельбаеве З.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Садриевой И.Ф. – Вагина И.В. на решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Гаиткуловой Ф.С., судебная коллегия
установила:
прокурор Стерлибашевского района Республики Башкортостан обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан о признании решения от 01 июня 2017 за №... незаконным, обязании рассмотреть представление в соответствии с законодательством о противодействии коррупции, принять решение об ответственности главы сельского поселения. В обоснование требований указал, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. В ходе проведенной проверки в деятельности главы администрации сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район РБ установлены нарушения законодательства о противодействии коррупции. Так, 29 сентября 2015 года глава администрации сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район РБ Садриева И.Ф. приняла на должность водителя администрации сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район РБ своего мужа ФИО1 Согласно табелям учета рабочего времени администрации сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район РБ, а также имеющейся бухгалтерской документации в 2015-2016 годах ФИО1 была начислена заработная плата. Зачастую ФИО1 отсутствовал на работе, однако по устному указанию главы администрации сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район РБ в табелях проставлялась отметка о выходе ФИО1 на работу, хотя в это время ФИО1 находился на работе в ином месте. Садриева И.Ф. меры по недопущению возможности возникновения конфликта интересов, не приняла. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой Стерлибашевского района 30 марта 2017 года в Совет сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений с требованием рассмотреть вопрос об ответственности главы администрации сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район РБ. Согласно поступившей информации из Совета сельского поселения от 05 июня 2017 года решением Совета сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район РБ от 01 июня 2017 года за №... к главе сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан Садриевой И.Ф. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Прокурор считает, что принятое вышеуказанное решение Совета сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан от 01июня 2017 за №... является незаконным.
Истец просил решение Совета сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан от 01 июня 2017 за №... признать незаконным. Обязать Совет сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан рассмотреть представление прокурора Стерлибашевского района от 30 марта2017 в соответствии с законодательством о противодействии коррупции. Обязать Совет сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан принять решение об ответственности главы сельского поселения Янгурчинский сельсовет MP Стерлибашевский район РБ Садриевой И.Ф. в соответствии с законодательством о противодействии коррупции.
Решением Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 ноября 2017 года исковые требования прокурора Стерлибашевского района Республики Башкортостан удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, представитель ФИО1 – Вагин И.В. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что представление прокурора было рассмотрено на заседании Совета с участием представителя истца, в соответствии с действующим законодательством принято решение о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания. При этом порядок принятия решения не нарушен. Совет вправе не согласиться с доводами представления и принять решение об отсутствии оснований для исполнения требований прокурора. Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью Совета сельского поселения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, выслушав Садриеву И.Ф., ее представителя Вагина И.В, председателя Совета сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан Сагдатгарееву Р.Р. поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца прокурора Сафина А.Р., возражавшего удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений ст. 70 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 9.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ч. 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Часть 1 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
В соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Как следует из материалов дела, решением Совета сельского поселения Янгурчинский сельсовет Муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан от 28 сентября 2015 года №... депутат от избирательного округа №... Садриева И.Ф. избрана главой сельского поселения.
29 сентября 2015 года на основании распоряжения №... администрации сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан на должность водителя принят муж Садриевой И.Ф. – ФИО1, с указанным лицом заключен трудовой договор
Распоряжением администрации сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан от 01 октября 2016 года №... ФИО1 уволен с должности водителя с 01 октября 2016 года.
За период времени с 29 сентября 2015 года по 01 октября 2016 года из бюджета администрации сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район РБ на заработную плату и обязательные платежи выделены денежные средства в размере 148178,77 руб., при этом ФИО1 за указанный период выплачена заработная плата в размере 114 736, 38 руб.
В период времени с 26 июня 2015 года по 02 ноября 2015 года ФИО1. осуществлял трудовую деятельность в ООО «...», в период времени с 10 декабря 2015 года по настоящий время в ООО ....
ФИО1 возвратил в бюджет сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан 39 060 руб.
Сведения о том, что Садриева И.Ф., занимая должность главы сельского поселения, в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии коррупции» принимала меры по недопущению возможности возникновения конфликта интересов, уведомила работодателя о конфликте интересов, в материалах дела отсутствуют
30 марта 2017 года в Совет сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан прокурорам внесено представление об устранении выявленных нарушений с требованием рассмотреть вопрос об ответственности главы администрации сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан.
Решением Совета сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район РБ от 01 июня 2017 года за № 39-03 к главе сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан Садриевой И.Ф. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, руководствуясь приведенными правовыми нормами, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение Совета сельского поселения Янгурчинский сельсовет муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан от 01 июня 2017 года за № №... не соответствует требованиям Федерального закона «О противодействии коррупции».
С такими выводами суда не находит оснований не согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на правильном норм материального права и согласуется с материалами дела, допущенные Садриевой И.Ф. нарушения свидетельствуют о несоблюдении правовых и организационных основ предупреждения коррупции и борьбы с ней, игнорировании требований действующего законодательства, что может привести к коррупционным проявлениям.
Как усматривается из представленных стороной истца доказательств, бездействие Совета, выразившееся в не пресечении в установленном законом порядке совершения коррупционного правонарушения противоречит установленному в п.4 ст.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции» принципу противодействию коррупции в виде неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, препятствует предупреждению коррупционных правонарушений, которые в соответствии с пп. «б» п. 2 названного закона составляют деятельность органов местного самоуправления по противодействию коррупции, что в свою очередь противоречит интересам Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Довод апелляционной жалобы о том, что Совет вправе принять решение об отсутствии оснований для исполнения требований прокурора, применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью Совета сельского поселения, не может быть признан обоснованным, поскольку основан на неверном понимании положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
Специфика полномочий главы сельского поселения муниципального образования предопределяет правовой статус указанного должностного лица органа местного самоуправления, исходя из особенностей которого, обусловленных характером выполняемой им деятельности и предъявляемыми к нему квалификационными требованиями, законодатель вправе в рамках своей дискреции определять с помощью специального правового регулирования права и обязанности таких лиц, налагаемые на них ограничения, связанные с их должностью, а также предоставлять им соответствующие гарантии с учетом задач, принципов организации и функционирования.
Специальные нормы, которые регулируют служебные отношения лиц, замещающих соответствующие должности, могут отличаться от норм, регламентирующих отношения, возникающие в процессе реализации права на свободное распоряжение своими способностями к труду в иных формах, что не может рассматриваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации, который не препятствует законодателю при осуществлении специального правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности.
По мнению судебной коллегии, взыскание в виде замечания могло быть применено в данном случае при малозначительности совершенного должностным лицом коррупционного правонарушения.
Несмотря на то, что факт совершения Садриевой И.Ф. нарушений требований федерального законодательства о противодействии коррупции нашел свое подтверждение, наложенное на нее взыскание в виде замечания за данное нарушение не соответствует характеру и тяжести совершенного нарушения.
При таких данных суд первой инстанции правомерно обязал административного ответчика повторно рассмотреть внесенное в Совет представление прокурора.
Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, целью и одним из основных принципов которой являются ускорение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а также стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с п. п. «е» п. 9 Национальной стратегии противодействия коррупции она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные ответчиком в суде первой инстанции, проверенные судом и которым дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дав надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам, постановил законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.307 – 309 КАС РФ судебная коллегия
определила:
решение Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Садриевой И.Ф. – Вагина И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Якупова
Судьи Ф.С. Гаиткулова
Л.Г. Гибадуллина