Решение по делу № 2-676/2015 (2-10880/2014;) от 13.11.2014

Дело № 2-676/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 марта 2015 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Патрушевой А.Г.,

при секретаре Сметаниной Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сиротина Д.А. к Министерству архитектуры и строительства Республики Коми о признании права на получение государственной жилищной субсидии, обязании выдать государственную жилищную субсидию,

у с т а н о в и л :

Сиротин Д.А. обратился в суд с иском к Министерству архитектуры и строительства Республики Коми (ранее – Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми) о признании права на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с датой постановки на учет ** ** **.; обязании выдать Сиротину Д.А. и членам его семьи государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация МО ГО «Воркута», Сиротина Т.М., Гуменюк А.И.

В ходе рассмотрения дела представитель Сиротина Д.А. на иске настаивал.

Представитель Министерства архитектуры и строительства Республики Коми с иском не согласилась.

Иные лица участия в судебном заседании не приняли.

Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Сиротин Д.А. родился ** ** **. в г...., является ..., c ** ** **. ему назначена пенсия по инвалидности ..., ** ** **. ему бессрочно установлена инвалидность ....

** ** **. был заключен брак между Сиротиным Д.А. и Сиротиной (Гуменюк) Т.М.

После заключения брака Сиротиным Д.А. и Сиротиной Т.М. рожден сын Д.Д. (** ** **.р.).

У Сиротиной Т.М. также имеется сын от предыдущего брака – А.И., ** ** **.р.

В период с ** ** **. по ** ** **. Сиротин Д.А. сохранял регистрацию по месту жительства по адресу: ... с ** ** **. по настоящее время Сиротин Д.А. сохраняет регистрацию по адресу: ...

Сиротина Т.М. в период с ** ** **. до ** ** **. сохраняла регистрацию по месту жительства по адресу: г..., с ** ** **. по настоящее время Сиротина Т.М. сохраняет регистрацию по адресу: ....

** ** **. Сиротина (Гуменюк) Т.М. обратилась в Администрацию г.Воркуты с заявлением о постановке в очередь на получение жилья за пределами г.... с составом семьи ... человека.

Сиротина Т.М. была включена в качестве заявителя в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат (субсидий) для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «работающие» с датой постановки на учет ** ** **. с составом семьи ... человека.

В связи с установлением Сиротину Д.А. инвалидности, Сиротина Т.М. ** ** **. обратилась в Администрацию МО ГО «Воркута» с заявлением о переводе очереди в списке граждан, имеющих право на получение субсидий, с нее на Сиротина Д.А.

На заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации МО ГО «Воркута» от ** ** **. (протокол №...) рекомендовано перевести очередь на получение жилья за пределами г.... с Сиротина Т.М. на Сиротина Д.А.

Распоряжением Администрации МО ГО «Воркута» от ** ** **. №... утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам №... от ** ** **.

Сиротин Д.А., как житель г..., Администрацией МО ГО «Воркута» был включен в сводный список граждан – получателей сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2014 год по Республике Коми по категории «инвалиды» с составом семьи 4 человека (Сиротин Д.А., Сиротина Т.М., н/с Д.Д., А.И.), с датой постановки на учет ** ** **.

Учетное дело Сиротина Д.А. для оформления и выдачи государственного жилищного сертификата было направлено в Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.

Письмом № №... от №.... Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми уведомило Администрацию МО ГО «Воркута» и Сиротина Д.А. об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата выпуска ... года, поскольку по состоянию на ** ** **. (дата постановки на учет) Сиротина Т.М. не имела стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее 10 лет. В связи с чем, не имела права на включение в очередь, а также в связи с тем, что по состоянию на ** ** **. Сиротин Д.А. не являлся членом семьи Сиротиной Т.М., поскольку не состоял с ней в зарегистрированном браке и был зарегистрирован по месту жительства по иному адресу.

Полагая отказ Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, не основанным на законе, Сиротин Д.А. обратился в суд.

Доводы ответчика об отсутствии у Сиротиной Т.М. по состоянию на ** ** **. права состоять в списке граждан, нуждающихся в получении жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд находит необоснованными, по следующим основаниям.

Распределение средств федерального бюджета на 1996 и 1997 годы, направляемых на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в климатически благоприятные регионы; размер предоставляемых гражданам жилищных субсидий, а также условия и порядок их предоставления, установлены Федеральным законом от 17.08.1996г. № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году».

Согласно положениям статей 4, 9 указанного Закона выделенные средства направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в первую очередь на переселение граждан из закрывающихся городов, поселков и с полярных станций, а также пенсионеров, инвалидов и безработных (в течение более года) граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с региональными программами приобретения и строительства жилья в климатически благоприятных регионах. Коэффициент работы подлежал исчислению начиная с 10 лет. При этом очередность предоставления субсидий гражданам определяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 Положения о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.08.1996г. №937 (действовавшего по состоянию на 12.09.1997г.), безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета предоставляется, в том числе, лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.

В целях реализации положений Федерального закона от 17.08.1996г. №116-ФЗ Указом Главы Республики Коми от 17.12.1996г. № 329 утверждено Положение о порядке предоставления безвозмездных жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Пунктом 10 указанного Положения предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет, с учетом первоочередного права для граждан из закрывающихся поселков, пенсионеров, инвалидов, безработных (в течение более года), а также работникам бюджетной сферы, лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Ответчиком указано, что по состоянию на ** ** **. общий трудовой стаж Сиротиной Т.М. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составлял ...

При этом в расчет трудового стажа не был включен период обучения Сиротиной Т.М. с ** ** **. по ** ** **. (...) в ....

В соответствии со ст. 91 Закона РФ от 20.11.1990г № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей по состоянию на 12.09.1997г.) подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в ст. 89 указанного Закона (работа, включаемая в общий трудовой стаж).

Таким образом, общий трудовой стаж Сиротиной Т.М. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на ** ** **. превышал ... лет. В связи с чем, Сиротина Т.М. имела право по состоянию на ** ** **. состоять на учете на получение субсидии на строительство или приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в качестве заявителя.

Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ, подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее – Подпрограмма) и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. № 153 (далее – Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов).

Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ установлено, что право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее – жилищные субсидии) имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи (ст. 1 Закона).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012г.) инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, жилищные субсидии предоставляются во вторую очередь гражданам, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями 2 и 3 ст. 5 указанного Федерального закона.

В силу ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012г.) при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения. Аналогичные положения содержатся в действующей редакции Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ (ст. 1).Сиротиным Д.А. указано, что по состоянию на ** ** **. он и Сиротина Т.М. проживали совместно, фактически состоянии в брачных отношениях, вели общее совместное хозяйство, хотя формально сохраняли регистрацию по месту жительства по разным адресам.

Признание граждан членами одной семьи основано на факте их совместного проживания и ведения ими общего совместного хозяйства, а не на факте их совместной регистрации по месту жительства.

Допрошенная ** ** **. ... судом в качестве свидетеля Г.С. показала, что знакома с Сиротиной Т.М. и Сиротиным Д.А. с ** ** **. Сиротин Д.А. и Сиротина Т.М. познакомились весной ** ** **, с лета ** ** ** года стали проживать совместно по адресу: .... Через год-полтора они переехали в квартиру в доме №... по ... ..., когда проживали там, в ** ** ** году у них родился сын. В ** ** ** году они переехали в квартиры по адресу: .... В период с ** ** **. по ** ** **. Сиротина Т.М. и Сиротин Д.А. проживали совместно и вели общее хозяйство.

Допрошенная ** ** **. ... судом в качестве свидетеля Л.В. показала, что знакома с Сиротиной Т.М. с детства, Сиротина Д.А. знает как мужа Сиротиной Т.М. Сиротин Д.А. и Сиротина Т.М. проживают совместно примерно с весны ** ** ** года, изначально жили в доме по ..., потом в доме по ... ..., сейчас проживают в квартире по адресу: .... Также свидетель показала, что неоднократно бывала у них в гостях во всех трех квартирах. В период с ** ** **. по ** ** **. Сиротина Т.М. и Сиротин Д.А. проживали совместно и вели общее хозяйство.

Допрошенная ** ** **. ... в качестве свидетеля Е.В. показала, что знакома с Сиротиной Т.М. с детства, Сиротина Д.А. знает как мужа Сиротиной Т.М. Они были ее соседями, когда она проживала в г..... До ** ** ** года Сиротин Д.А. и Сиротина Т.М. проживали в квартире в доме №... по ..., с ** ** ** года – в квартире в доме №... по ..., потом переехали в квартиру в ... по ул. .... С ** ** ** года и по настоящее время Сиротина Т.М. и Сиротин Д.А. проживают совместно и ведут общее хозяйство

Сам по себе факт регистрации по месту жительства или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону удостоверения акта свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства отнесено к компетенции органов регистрационного учета. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. В Постановлении Конституционного суда РФ от 02.02.1998г. по делу о проверке конституционности п.в 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713, Конституционный Суд РФ признал, что регистрация является лишь предусмотренным Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.

В ходе рассмотрения дела подтвержден факт совместного проживания Сиротина Д.А. и Сиротиной Т.М. и ведения ими общего совместного хозяйства по состоянию на ** ** **., таким образом, Сиротин Д.А. являлся членом семьи Сиротиной Т.М. на момент постановки ее на соответствующий учет.

По состоянию на ** ** **. Сиротин Д.А., являющийся ..., проживал на территории г... более 10 лет.

По состоянию на ** ** **. (дата перевода очереди) Сиротин Д.А. являющийся ..., родившимся в г...., где прожил более ... лет, относился к гражданам, имеющим право на получение субсидии, по следующим основаниям.

Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012г.) право на получение гражданином, являющимся инвалидом с детства, было связано только с фактом рождения его в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и проживанием в указанных районах не менее 15 лет.

Указанный Федеральный закон не содержит положений об уменьшении времени проживания в районе Крайнего Севера инвалидов с детства по сравнению с трудовым стажем.

Федеральным законом от 17.08.1996г. №116-ФЗ, Положением о порядке предоставления безвозмездных жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Указом Главы Республики Коми от 17.12.1996г. №329, Положением о предоставлении жилой площади за пределами г.Воркуты, приобретенной администрацией города за счет жилищных субсидий, выделенных Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1996г. №116-ФЗ, утвержденным решением Совета г.Воркуты от 10.06.1997г., инвалиды были отнесены к льготной категории граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилищных субсидий, без установления каких-либо ограничений по стажу, возрасту и причинам инвалидности.

Поскольку ранее действовавшее законодательство не ставило в зависимость право инвалидов с детства на получение жилищных субсидий от времени их проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то положения действующих в настоящее время нормативных актов должны применяться с учетом сохранения ранее возникших прав граждан.

Право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до внесения с 01.01.2012г. изменений в Федеральный закон от 25.10.2002г. № 125-ФЗ, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами.

Суд не может принять во внимание доводы ответчика о том, что решение Администрации МО ГО «Воркута» о переводе очереди Сиротиной Т.М. на Сиротина Д.А. принято в нарушение федерального законодательства, по следующим основаниям.

Как было установлено ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002г. №125-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2012г.) очередность предоставления жилищных субсидий для каждой из пяти очередей определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.

Ответчик ежегодно (с ** ** **.) по состоянию на 01 января текущего года формирует общереспубликанские списки граждан (по пяти очередям), состоящих на учете на переселение с использованием федеральных субсидий. Списки формируются по датам постановки граждан на учет на переселение.

Согласно п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002г. №879, и на основании Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ, очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет.

В силу положений ст. 4 действовавшего на период включения Сиротиной Т.М. в число лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, Федерального закона от 17.08.1996г. № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» выделенные средства направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в первую очередь на переселение граждан из закрывающихся городов, поселков и с полярных станций, а также пенсионеров, инвалидов и безработных (в течение более года) граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с региональными программами приобретения и строительства жилья в климатически благоприятных регионах.

Постановка на учет Сиротина Д.А. – ..., родившегося в г...., не противоречила требованиям законодательства РФ, предусматривающего первоочередное право на получение субсидии инвалидами.

Доказательств принадлежности Сиротину Д.А. и членам его семьи жилья в других регионах Российской Федерации не предоставлено.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище.

Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на получение социальных гарантий в связи с инвалидностью, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (ч. 3 ст. 37; ст. 40; ч. 1 ст. 27; части 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите.

В связи с чем, суд приходит к выводу о неправомерности отказа Министерства архитектуры и строительства Республики Коми Сиротину Д.А. в выдаче государственного жилищного сертификата выпуска ** ** **.

За Сиротиным Д.А. подлежит признанию право на получение государственной жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ, с датой постановки на учет ** ** **.; на Министерство архитектуры и строительства Республики Коми подлежит обязанность выдать Сиротину Д.А. и членам его семьи государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ.

Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать за Сиротиным Д.А. право на получение государственной жилищной субсидии в ** ** ** году в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с датой постановки на учет ** ** **.

Обязать Министерство архитектуры и строительства Республики Коми выдать Сиротину ДА. и членам его семьи государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в ...

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья -                              Патрушева А.Г.

2-676/2015 (2-10880/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сиротин Д.А.
Ответчики
Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК
Другие
Сиротина Т.М.
АМО ГО "Воркута"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
13.11.2014Передача материалов судье
13.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2014Судебное заседание
26.03.2015Производство по делу возобновлено
26.03.2015Судебное заседание
02.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее