Дело № 2-5085/2021 17 июня 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Уланова А.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Данилевской Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокофьевой Светланы Михайловны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга об оспаривании решения в части, обязании произвести перерасчёт,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с названным иском, в котором, уточнив требования в ходе рассмотрения дела, просит суд признать незаконным решение УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга о назначении истцу пенсии в части, в которой при определении размера пенсии не приняты к расчёту средства страховых взносов за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года в сумме 1 113 306 рублей 17 копеек, а также за период с 1 января 2015 года по 2 сентября 2016 года в соответствующем размере выплат по линии МВД, просит также возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт пенсии с учётом названных взносов.
Требования иска основывает на том, что с 16 декабря 2020 года истцу назначена страховая пенсия по старости, однако ему стало известно, что при определении размера пенсии не учтены взносы за период с с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года в сумме 1 113 306 рублей 17 копеек, а также за период с 1 января 2015 года по 2 сентября 2016 года, поскольку данный период учтён при назначении пенсии по линии МВД.
Истец полагает такие действия ответчика незаконными, поскольку внесённые взносы не учитывались при назначении специальной пенсии, законом отказ в их учёте при определении размера страховой пенсии не установлен.
Истец в судебное заседание явился, на требованиях настаивал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте рассмотрения дела, суд определил в порядке статьи 167 ГПК Российской Федерации рассматривать спор в отсутствие стороны ответчика.
Выслушав стороны, изучив материалы настоящего гражданского дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 21 декабря 2020 года Прокофьевой С.М. решением ГУ УПФР в Красносельском районе Санкт-Петербурга назначена пенсии по старости с 16 декабря 2020 года.
Пенсия назначена на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно справке ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 21 января 2019 года с 2 сентября 2016 года Прокофьева С.М. выступает получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД России; при назначении пенсии учтён стаж работы, в том числе, с 1 сентября 1983 года по 15 июня 1989 года, с 24 февраля 1994 года по 1 сентября 2016 года.
В отзыве пенсионного органа на иск признано, что при назначении пенсии истцу не принят к определению размера пенсии размер страховых взносов за период с 11 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, а также за период с 1 января 2015 года по 2 сентября 2016 года, поскольку названные периоды совпали с периодом службы, принятым к зачёту по линии МВД России.
Разрешая требования иска, с учётом пояснений стороны истца, суд приходит к выводу, что в пункте 1 просительной части иска Прокофьева С.М. фактически оспаривает решение пенсионного органа в части несогласия с размером назначенной пенсии.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, как и ранее действовавшая норма (абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с этим законом.
Приведенные нормативные положения являются элементом правового механизма, гарантирующего пенсионерам, получающим пенсию по Закону РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I и работающим по трудовому договору, возможность получать страховую часть трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 года - страховой пенсии) с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (с 1 января 2015 года - страховой пенсии), предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года - Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.
В законодательстве не содержится нормы, позволяющей таким пенсионерам при реализации права на одновременное получение двух пенсий по их выбору исключить период, учтенный при расчете стажа для назначения им пенсии за выслугу лет, и включить этот же период в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости.
Указанная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2016 по делу N 72-КГ16-1.
Суд однако принимает во внимание, что в данном случае истец не ставит вопрос о назначении пенсии и определении его трудового стажа, в отношении которого применимы названные правила и их толкование Верховного Суда Российской Федерации.
Как правильно указал ответчик, порядок определения размера пенсии установлен специальными нормами главы 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В названной главе не имеется каких-либо специальных указаний на то, что сумма взносов, осуществлённых в период, который не подлежит включению в стаж, также не подлежит включению.
Применение широкой аналогии закона в данном случае суд находит не отвечающей духу пенсионного законодательства, поскольку фактически данные отчисления не принимались к зачёту при назначении истцу пенсии по линии МВД России, отказ их принятия к зачёту пенсионным органом приведёт к нивелированию самой идеи их уплаты, поставит их правовой статус в зависимость от обстоятельства – назначения специальной пенсии, что не предусмотрено напрямую законом.
Кроме этого суд принимает во внимание, что в спорный период времени взносы в отношении истца оплачивались не только по линии МВД России, но и иными работодателями, что следует из выписки индивидуального счёта застрахованного лица.
В таких обстоятельствах, поскольку непосредственно пенсионное законодательство не содержит указания на исключение названных взносов из общей суммы, применяемой при определении размера пенсии, то суд полагает, что решение пенсионного органа не соответствует закону в той мере, в которой не приняло к зачёту названные взносы при определении размера пенсии.
С учётом ранее сделанного вывода о необоснованности решения пенсионного органа в части, суд полагает подлежащими удовлетворению иск и в части возложения на пенсионный орган обязанности произвести доплату к пенсии с учётом определения правильного её размера на дату назначения с включением спорных страховых взносов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 67, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2002 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░ ░░░░░ 1 113 306 ░░░░░░ 17 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 11 ░░░░░░ 2002 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ ░ ░░░░░ 1 113 306 ░░░░░░ 17 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 28 ░░░░ 2021 ░░░░.