Дело (УИД) № 19RS0010-01-2020-000071-12
Производство № 2 – 143/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2020 года с. Шира
Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Укачиковой Д.Г.,
при помощнике судьи Почикаеве Е.С.,
с участием:
представителя процессуального истца - помощника прокурора Ширинского района Сергеевой М.Д.,
представителя ответчика – главы администрации Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия Поздняка И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ширинского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия об устранении нарушений природного и санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ширинского района Республики Хакасия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением к администрации Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия об устранении нарушений природного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой района проведен анализ исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. Установлено, что до настоящего времени на территории муниципального образования Спиринский сельсовет должным образом деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту ТКО) региональным оператором ООО «АЭРОСИТИ-2000» не осуществляется, в связи с отсутствием на территории муниципального образования мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с постановлением администрации Спиринского сельсовета № 23 от 08 апреля 2019 года «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Спиринский сельсовет». По данному факту прокуратурой района 01 августа 2019 года внесено представление № 7-3-2019, по результатам рассмотрения которого администрацией дан ответ, в котором указано, что денежные средства на оборудование мест (площадок) накопления ТКО в бюджете администрации Спиринского сельсовета не предусмотрены. Ссылаясь на положения федерального и регионального законодательства, прокурор Ширинского района просит обязать администрацию Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в срок до 01 сентября 2020 года создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям санитарно - эпидемиологических правил и норм СанПин 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05 декабря 2019 года № 20, по следующим адресам:
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Комсомольская, напротив дома № 11;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Комсомольская, напротив дома № 2;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Октября, дом № 5;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Октября, дом 34, р-н старой бани;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Октября, дом № 52 слева;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Центральная, 11А;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Центральная, 37;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Центральная, 67;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Степная, 8;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Степная, 61;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Новая, 1;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Новая, 3;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Победы, 12, столовая;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Победы, 10;
- Республика Хакасия, Ширинский район, деревня Тупик, ул. Горная, напротив дома № 32;
- Республика Хакасия, Ширинский район, деревня Тупик, ул. Советская, 13;
- Республика Хакасия, Ширинский район, деревня Тупик, ул. Советская, 22;
- Республика Хакасия, Ширинский район, деревня Тупик, ул. Советская, выезд, напротив дома № 42;
- Республика Хакасия, Ширинский район, деревня Тупик, ул. Туимская, 3;
- Республика Хакасия, Ширинский район, деревня Тупик, ул. Зеленая, напротив дома № 1;
- Республика Хакасия, Ширинский район, деревня Чалгыстаг, 50 м на северо-восток от населенного пункта.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ширинского района Сергеева М.Д. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – глава администрации Спиринского сельсовета Ширинского района Поздняк И.Н. в судебном заседании заявленные требования признал, однако отметил, что размещение контейнеров на территории населенных пунктов приведет увеличению риска возникновения пожароопасной ситуации. Просил увеличить срок исполнения по заявленным требованиям до сентября 2021 года в связи с отсутствием в бюджете муниципального образования денежных средств на указанные цели.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федеральный закон № 7-ФЗ) охрана окружающей среды это деятельность, в том числе органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Очистка территорий населенных пунктов – одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно- эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Согласно ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее по тексту – отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО отнесены: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Как следует из содержания п. 10 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 07 ноября 2014 года № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия», в редакции Закона Республики Хакасия от 10 декабря 2018 года № 61-ЗРХ, вступившего в силу с 01 января 2019 года, участие в: организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений.
В силу ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Постановлением администрации Спиринского сельсовета № 23 от 08 апреля 2019 года «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Спиринский сельсовет» утверждено 21 место (площадки) накопления ТКО.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Частью 2 статьи 21 Федерального закона № 52-ФЗ определено, что содержание территорий сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу ч. 1 ст. 22 ФЗ Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2.1 СанПин 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05 декабря 2019 г. № 20, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с п. 2.2 СанПин 2.1.7.3550-19 расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м.
При невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил и норм расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров) (п. 2.3. СанПин 2.1.7.3550-19).
В связи с необорудованием администрацией Спиринского сельсовета мест (площадок) накопления ТКО, прокуратурой района 01 августа 2019 года внесено представление № 7-3-2019 об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
По результатам рассмотрения представления администрацией Спиринского сельсовета дан ответ, в котором указано, что денежные средства на оборудование мест (площадок) накопления ТКО в бюджете администрации Спиринского сельсовета отсутствуют.
Из объяснения главы администрации Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия Поздняка И.Н. от 17 декабря 2019 года следует, что постановлением администрации Спиринского сельсовета № 23 от 08 апреля 2019 года «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Спиринский сельсовет» утверждено 21 место (площадки) накопления ТКО. В настоящее время площадки для установки контейнеров бетонным или асфальтовым покрытием не оборудованы, бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру не ограничены, работы по оборудованию мест накопления ТКО в соответствии с требования санитарно- эпидемиологического законодательства не ведутся.
В судебном заседании представитель ответчика подтвердил достоверность содержания оглашенного объяснения.
Указанные нарушения посягают на один из принципов государственной политики в области обращения с отходами – охрану здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранении биологического разнообразия.
Доводы представителя ответчика о необходимости предоставления срока для исполнения заявленных требований до сентября 2021 года в связи с отсутствием в бюджете муниципального образования денежных средств на указанные цели, суд находит необоснованными, поскольку обязанность участия муниципального образования в: организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов возникла задолго до предъявления искового заявления, длительность в упорядоченности работы по обращению с ТКО приведет к дополнительному загрязнению окружающей среды.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 – 3 ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что до настоящего времени на территории муниципального образования Спиринский сельсовет должным образом деятельность по обращению с ТКО региональным оператором ООО «Аэросити-2000» не осуществляется в связи с отсутствием на территории муниципального образовании мест (площадок) накопления ТКО, в соответствии с постановлением администрации Спиринского сельсовета № 23 от 08 апреля 2019 года «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Спиринский сельсовет», суд находит заявленные требования прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая обстоятельства и причины неправомерного бездействия ответчика, признание исковых требований ответчиком, а также условия, необходимые для исполнения рассматриваемого требования, с учетом принципа разумности, суд считает необходимым установить для ответчика срок для устранения нарушений законодательства до 01 сентября 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Ширинского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия об устранении нарушений природного и санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Обязать администрацию Спиринского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в срок до 01 сентября 2020 года создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов соответствующие требованиям санитарно - эпидемиологических правил и норм СанПин 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05 декабря 2019 года № 20, по следующим адресам:
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Комсомольская, напротив дома № 11;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Комсомольская, напротив дома № 2;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Октября, дом № 5;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Октября, дом 34, р-н старой бани;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Октября, дом № 52 слева;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Центральная, 11А;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Центральная, 37;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Центральная, 67;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Степная, 8;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Степная, 61;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Новая, 1;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Новая, 3;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Победы, 12, столовая;
- Республика Хакасия, Ширинский район, аал Малый Спирин, ул. Победы, 10;
- Республика Хакасия, Ширинский район, деревня Тупик, ул. Горная, напротив дома № 32;
- Республика Хакасия, Ширинский район, деревня Тупик, ул. Советская, 13;
- Республика Хакасия, Ширинский район, деревня Тупик, ул. Советская, 22;
- Республика Хакасия, Ширинский район, деревня Тупик, ул. Советская, выезд, напротив дома № 42;
- Республика Хакасия, Ширинский район, деревня Тупик, ул. Туимская, 3;
- Республика Хакасия, Ширинский район, деревня Тупик, ул. Зеленая, напротив дома № 1;
- Республика Хакасия, Ширинский район, деревня Чалгыстаг, 50 м на северо-восток от населенного пункта.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы в Ширинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Д.Г. Укачикова
Мотивированное решение изготовлено и подписано 17.02.2020 г.
Председательствующий: Д.Г. Укачикова