Дело №а-758/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2018 года г. Гусь-Хрустальный
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Петровой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Меркуловой А.Н.,
с участием административного истца Смирнова В.Ю.,
его представителя Осокиной Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковое заявление Смирнова Василия Юрьевича к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники администрации Владимирской области по муниципальному образованию Гусь-Хрустальный район и город Гусь-Хрустальный, инспекции Гостехнадзора администрации Владимирской области о признании отказа незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов В.Ю. обратился в суд с административными исковыми требованиями к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники администрации Владимирской области по муниципальному образованию город Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальный район (далее Инспекция Гостехнадзора по МО г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальный район), в котором просит признать незаконным отказ государственного инженера-инспектора Гостехнадзора инспекции по МО Гусь-Хрустальный район и г. Гусь-Хрустальный от 04.04.2018 в снятии с учета транспортного средства – <данные изъяты> года выпуска и обязать ответчика снять с регистрационного учета данное транспортное средство.
Определением суда от 24.04.2018 в качестве административного соответчика привлечена Инспекция Гостехнадзора Владимирской области.
В обоснование иска указало, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФИО2 заключен договор купли-продажи <данные изъяты>. В тот же день покупателю переданы транспортное средство, правоустанавливающие и технические документы на него, продавцом получены денежные средства. Однако ФИО2, который перевез снегоход по месту своего постоянного проживания в <адрес>, не изменены регистрационные данные о владельце транспортного средства, в связи с чем истцу поступают требования об уплате транспортного налога.
04.04.2018 Смирнов В.Ю. обратился в Инспекцию Гостехнадзора по МО г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальный район с заявлением о снятии самоходной машины с учета, однако ответчик не произвел регистрационные действия в связи с непредставлением регистрационных документов и паспорта самоходной машины, а также государственного регистрационного знака.
Ссылаясь на переход права собственности на самоходную машину ФИО2, который не желает ставить на учет приобретенный снегоход по месту своего жительства в <адрес>, отсутствие у истца паспорта транспортного средства, свидетельства о его регистрации и государственного регистрационного знака, указал, что лишен возможности снять самоходную машину с регистрационного учета в установленном порядке.
В судебном заседании административный истец Смирнов В.Ю. и его представитель Осокина Е.В. поддержали заявленные требования в полном объеме по доводам указанным в иске. Просили их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков - Инспекции Гостехнадзора по МО г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальный район и Инспекции Гостехнадзора Владимирской области – Иванов В.В., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В представленных в суд отзывах на административное исковое заявление Смирнова В.Ю., полагали обжалуемый отказ в снятии с учета самоходной машины правомерным. При этом Инспекция Гостехнадзора по МО г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальный район просила принять решение в соответствии с требованиями действующего законодательства. Инспекция Гостехнадзора Владимирской области административные исковые требования Смирнова В.Ю. не признала.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие административных ответчиков, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав мнение административного истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию.
В силу п. 3 ст. 15 Закона N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Государственная регистрация автотранспортных средств на территории Российской Федерации производится в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", п. 2 которого установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в том числе органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее - органы гостехнадзора).
Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 3 постановления).
Согласно п. 4 постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Согласно п. 4 постановления регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Единый порядок государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним независимо от принадлежности, а также выдачи на машины государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации), установлен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16 января 1995 года, зарегистрированными в Минюсте России 27 января 1995 года N 785 (далее - Правила).
Согласно п. п. 1.2, 1.3 Правил они распространяются на всех, в том числе физических лиц граждан Российской Федерации, являющихся собственниками машин, либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях этими машинами. Правила обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин (п. 1.4 Правил)
Согласно п. 1.5 Правил собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Пунктом 1.10 Правил предусмотрено, что регистрация машин является обязанностью их владельцев и осуществляется государственными инспекциями гостехнадзора национально-государственных и административно-территориальных образований.
В соответствии с п. п. 5.1, 5.2 Правил владельцы обязаны снять машины с учета по месту их регистрации, в том числе в случае прекращения права собственности на машины. При снятии с учета машин их владельцы обязаны представить в государственную инспекцию гостехнадзора заявления с отметкой военного комиссариата в необходимых случаях, предъявить документы, удостоверяющие личность в соответствии с п. 2.10 настоящих Правил, регистрационные документы и паспорта машин и сдать государственные регистрационные знаки. В регистрационных документах и паспортах машин проставляются отметки о снятии с учета машин.
Таким образом, на владельца самоходной машины возложена обязанность снять ее с учета по месту регистрации в случае прекращения права собственности на машину. Для снятия ее с учета в государственную инспекцию гостехнадзора необходимо представить, в том числе регистрационные документы и паспорт машины, сдать государственные регистрационные знаки.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО3 как владельца зарегистрирована <данные изъяты>
Согласно договору, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Смирновым В.Ю. и ФИО2 данная самоходная машина продана последнему.
04.04.2018 Смирнов В.Ю. обратился в Инспекцию Гостехнадзора по МО г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальный район с заявлением о снятии снегохода с регистрационного учета, представив договор купли-продажи.
Письмом начальника Инспекции Гостехнадзора по МО г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальный район Иванова В.В. от 04.04.2018 истцу, на основании п. 5.2 Правил регистрации отказано в приеме документов и указано, что для снятия с учета самоходных машин необходимы документы, подтверждающие личность владельца, паспорт самоходной машины, свидетельство о регистрации, а также необходимо сдать государственный регистрационный знак.
Вместе с тем заявителем в органы Гостехнадзора не были представлены свидетельство о регистрации, паспорт и государственный регистрационный знак самоходной машины.
Довод административного истца и его представителя о том, что данный отказ незаконен и нарушает его права и законные интересы, поскольку в оспариваемом отказе имеются ссылка на нормативно-правовые акты регулирующие снятие с учета самоходной машины в связи с его утилизацией, суд находит несостоятельным, так как оспариваемый отказ указанных ссылок не содержит.
Ссылка в оспариваемом отказе на отдельные пункты административного регламента утвержденного постановлением Губернатора владимирской области от 05.03.2012 № 213, утратившего силу на момент принятия решения в связи с изданием постановления администрации Владимирской области от 12.05.2016 № 399, не является основанием для признания отказа незаконным, поскольку инспектор Гостехнадзора по МО г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальному району при принятии решения руководствовался действующими Правилами.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что Смирновым В.Ю. не представлены документы, предусмотренные п. 5.2 Правил, государственный регистрационный знак, суд считает, что отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности по снятию самоходной машины, зарегистрированной на имя истца, с регистрационного учета.
Пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ устанавливает, что для признания оспариваемого решения, действий (бездействий) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий – противоречие их закону и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий по делу судом не установлена, поскольку начальник Инспекции Гостехнадзора по МО г. Гусь-Хрустальный и Гусь-Хрустальному району Иванов В.В. при рассмотрении заявления Смирнова В.Ю. о снятии машины с учета, действуя в соответствии с законом, в пределах представленных ему полномочий принял решение об отказе, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Смирнова Василия Юрьевича к Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники администрации Владимирской области по муниципальному образованию Гусь-Хрустальный район и город Гусь-Хрустальный, инспекции Гостехнадзора администрации Владимирской области о признании отказа незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Петрова
Мотивированное решение суда изготовлено 21 мая 2018 года.