Решение по делу № 2-152/2021 от 17.02.2021

                                                       Дело № 2-152/2021

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Юрья Кировской области                                       07 апреля 2021 года

Юрьянский районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Гурова А.Н.,

при секретаре Чупраковой О.А.,

с участием помощника прокурора Юрьянской района Окишева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юрьянского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к КОГБУЗ «Юрьянская районная больница», Министерству здравоохранения Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Юрьянского района Кировской области обратился в суд иском (с учетом уточнения) в интересах неопределенного круга лиц к Кировскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Юрьянская районная больница» (далее – КОГБУЗ «Юрьянская РБ», Юрьянская районная больница, больница), Министерству здравоохранения Кировской области о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения КОГБУЗ «Юрьянская РБ» требований законодательства по обеспечению комплексной безопасности социальных объектов с круглосуточным пребыванием граждан. В ходе проверки выявлено, что в здании стационара больницы отсутствует аварийное освещение путей эвакуации, чем нарушаются требования п. 4.3.12 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194.

14.11.2019 в ходе плановой проверки здания стационара Юрьянской больницы, проведенной ОНДПР Юрьянского района, выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности: отделочные материалы потолка на путях эвакуации в коридоре не соответствуют требуемым показателям пожарной безопасности; установка автоматической пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре в подвале выключена, находится в нерабочем состоянии, отсутствует аварийное освещение путей эвакуации. По результатам проверки главному врачу КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» внесено предписание № 25/1/1-3 об устранении выявленных нарушений в срок до 01.11.2020. По ходатайству главного врача больницы на основании п. 10 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указанный срок исполнения перенесен на ноябрь 2021г., нарушения не устранены.

25.12.2020 прокурором в адрес КОГБУЗ «Юрьянская РБ» внесено представление. Данное представление рассмотрено, но нарушения не устранены до настоящего времени.

В здании стационара больницы круглосуточно находятся больные, в том числе несовершеннолетние. Не соблюдение требований пожарной безопасности влечет непосредственную реальную угрозу их жизни и здоровья, а также жизни и здоровью работников указанного стационара в случае возникновения пожара.

В связи с указанными обстоятельствами прокурор просит обязать КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» с учетом уточнения в срок до 01.12.2021 устранить выявленные нарушения пожарной безопасности путем установления в здании стационара больницы, расположенного по адресу: больничный городок, пгт. Юрья, Юрьянский район, Кировская область, автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, аварийного освещения путей эвакуации, на Министерство здравоохранения Кировской области – профинансировать данные мероприятия.

В судебном заседании прокурор Окишев А.Н. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представители ответчиков КОГБУЗ «Юрьянская районная больница», Министерства здравоохранения Кировской области, третьего лица ОНД Юрьянского района Кировской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В судебном заседании 12.03.2021 представитель ответчика КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» Жоглина И.Н. иск признала частично, указав, что в настоящее время составлен локально-сметный расчет, пожарная сигнализация и системы оповещения людей, освещение путей эвакуации не установлены в связи с отсутствием финансирования со стороны Министерства здравоохранения Кировской области. Собственные средства больница тратит на гашение долгов и приобретение лекарственных средств, большими финансовыми средствами не располагают.

Представитель третьего лица ОНД Юрьянского района Кировской области Козлов В.Л. в судебном заседании 12.03.2021 поддержал исковые требования прокурора, указав, что не возражает против установления срока для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности до 01.12.2021.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Кировской области в письменном отзыве исковые требования прокурора в части возложения на министерство обязанности профинансировать мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности в стационаре Юрьянской районной больнице не признал, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия. В обоснование доводов отзыва указал, что КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» является бюджетным учреждение здравоохранения, заключение контрактов и иных гражданско-правовых договоров осуществляется учреждением от собственного имени. Объекты недвижимого имущества находятся у больницы на праве оперативного управления, обязанности по содержанию и обеспечению сохранности данного имущества учреждение несет самостоятельно. Учредитель юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица. Ссылаясь на п.п. 4.4.16 и 3.8. Устава указал, что текущее содержание и ремонт имущества медицинская организация обязана проводить самостоятельно за счет собственных средств и средств обязательного медицинского страхования. Согласно плану финансово-хозяйственной деятельности КОГБУЗ «Юрьянская РБ» на 2021 год запланировано получение дохода от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности – 4160 тыс. руб. При таких обстоятельствах учреждение имеет финансовую возможность выполнить требования прокурора Юрьянского района. Министерство в свою очередь не является собственником имущества и данное имущество не находится в оперативном управлении министерства. Учитывая целевой характер использования бюджетных средств и отсутствие в структуре областного бюджета расходов на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности, министерство не имеет возможности выделить КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» денежные средства для указанных целей, в связи с чем в иске к Министерству здравоохранения Кировской области нужно отказать.

        При данных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, третьего лица.

Выслушав прокурора, изучив представленные письменные доказательства, суд пришел к следующему.

Статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.

В силу ст. 3 вышеназванного закона система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

В соответствии со ст. 38 данного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

    В силу ст. 37 Закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

    Согласно ст.ст. 52, 53 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

В статье 83 указанного закона установлены требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, согласно которым автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 84 данного ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться, в том числе путем включения эвакуационного (аварийного) освещения.

    Исходя из требований пункта 4.3.12 Свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных Приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.

Таким образом, установка пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре является одной из составляющих комплекса мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности лиц, находящихся в круглосуточном медицинском учреждении.

Как установлено в судебном заседании, 12.12.2019 органами пожарного надзора была проведена плановая выездная проверка стационара КОГБУЗ «Юрьянская районная больница», в ходе которой выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности: установка автоматической пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре в подвале выключена, находится в нерабочем состоянии; на объекте отсутствует аварийное освещение путей эвакуации (л.д. 28-29, 30). В адрес главного врача КОГБУЗ «Юрьянская РБ» внесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 01.11.2020 (л.д.31-32, 33-34).

25.12.2020 прокуратурой района в адрес главного врача Юрьянской районной больницы выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в здании стационара больницы (л.д.11-14).

Однако, как установлено в судебном заседании, указанные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности до настоящего времени не устранены.

Из письменного отзыва КОГБУЗ «Юрьянская районная больница», поддержанного в судебном заседании представителем больницы (л.д. 47-48), усматривается, что установленные нарушения они не оспаривают, но указывают на недостаточность финансирования данных мероприятий со стороны Министерства здравоохранения Кировской области. В настоящее время помещение подвала стационара больницы подготовлено для установки пожарной сигнализации, вынесены горючие материалы, убраны деревянные перегородки, двери, лишний мусор, ограничен доступ людей в подвал. Для установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, аварийного освещения путей эвакуации составлен локально-сметный расчет. Дважды 21.05.2019 и 21.11.2019 в Министерство здравоохранения Кировской области направлялись запросы о выделении денежных средств на данные цели, однако денежные средства не были выделены. Юрьянская больница имеет кредиторскую задолженность более 18 млн. руб., в том числе просроченная задолженность составляет более 15 млн. руб., поэтому своими силами устранить нарушения требований пожарной безопасности не представляется возможным.

Согласно Уставу КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» учреждение является некоммерческой организацией, созданной Кировской областью для оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения (п.1.3. Устава). Учредителем и собственником имущества учреждения является Кировская область. Функции и полномочия учредителя учреждения выполняет департамент здравоохранения Кировской области (п.1.5 Устава). Учреждение самостоятельно осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом (п.4.1 Устава). Учреждение обязано осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества за счет средств территориальных внебюджетных фондов, средств областного бюджета в виде субсидий на иные цели, средств оказания платных услуг и осуществления иной, приносящей доход деятельности, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, и иных источников (п. 4.4.16 Устава).

В соответствии со ст. 9.12 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности является обязанностью не только лечебного учреждения, но и Министерства здравоохранения Кировской области, как органа, выполняющего функции и полномочия учредителя, обеспечивающего финансирование государственного медицинского учреждения. В связи с чем исковые требования прокурора Юрьянского района, предъявленные как к медицинскому учреждению, на которое возложена обязанность обеспечить безопасности пребывания в нем граждан, проходящих лечение, и сотрудников данного учреждения, так и на Министерство здравоохранения в части финансирования данных мероприятий, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Вместе с тем, недостаточность бюджетных средств и отсутствие финансирования для устранения выявленных нарушений, не является основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных законом обязанностей, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий государственных органов по обеспечению пожарной безопасности с их финансовыми возможностями, а допущенные нарушения требований пожарной безопасности в случае возникновения пожара могут повлечь негативные последствия для жизни и здоровья людей, находящихся в медицинском учреждении с постоянным пребыванием, в том числе несовершеннолетних, а также сотрудников данного учреждения.

Довод ответчика Министерства здравоохранения Кировской области о наличии у медицинской организации собственного дохода от оказания платных медицинских услуг, позволяющих исполнить требования прокурора, не освобождает его от обязанности профинансировать мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности, в тоже время позволяет учесть данные обстоятельства при определении размера предоставляемой субсидии.

Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что определенные прокурором сроки для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности до 01.12.2021 соответствуют принципу разумности.

В соответствии с ч.1 и ч.4 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Истец в соответствии с пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ, а ответчики в силу пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты госпошлины, в связи с чем судебные расходы по уплате госпошлины возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

          Исковые требования прокурора Юрьянского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Кировской области профинансировать мероприятия по установлению в здании стационара КОГБУЗ «Юрьянская районная больница», расположенного адресу: п. Юрья Юрьянского района Кировской области, больничный городок, автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре; аварийное освещение путей эвакуации.

Обязать Кировское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Юрьянская районная больница» (ОГРН 1144329010594, ИНН/КПП 4338009339/433801001) устранить нарушения требований пожарной безопасности: в подвале здания стационара КОГБУЗ «Юрьянская районная больница», расположенного адресу: п. Юрья Юрьянского района Кировской области, больничный городок, установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения людей о пожаре; аварийное освещение путей эвакуации, в срок до 01.12.2021.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд Кировской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья                                                                                              Гуров А.Н.

2-152/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Юрьянского района
Ответчики
Министерство здравоохранения Кировской области
КОГБУЗ "Юрьянская районная больница"
Другие
ОНД Юрьянского района Кировской области
Суд
Юрьянский районный суд Кировской области
Судья
Гуров А.Н.
Дело на сайте суда
yuryansky.kir.sudrf.ru
17.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2021Передача материалов судье
19.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2021Судебное заседание
07.04.2021Судебное заседание
07.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021Дело оформлено
07.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее