Дело № 2-139/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Быстрый Исток             14 декабря 2018 года

Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Соловарова С.В.,

при секретаре Рябининой Е.В.,

с участием истцов Исаевой Г.А. и Исаева К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаева Г.А., Исаев К.А. к администрации Быстроистокского района Алтайского края, третьим лицам Управлению социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам Алтайского края, Министерству труда и социальной защиты Алтайского края о признании пострадавшими в результате паводка, признании права на получение единовременной материальной помощи, обязании внести в список граждан, нуждающихся в получении единовременных денежных выплат,

установил:

Истцы Исаева Г.А. и Исаев К.А. обратились в суд с иском к администрации Быстроистокского района Алтайского края, третьим лицам Управлению социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам Алтайского края, Министерству труда и социальной защиты Алтайского края о признании их пострадавшими в результате паводка, признании права на получение единовременной материальной помощи в размере 10.000руб. на человека, возложении на ответчика обязанности внести в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года.

В обоснование требований указали, что они с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают в принадлежащем им жилом доме <адрес> в с. Хлеборобное Быстроистокского района Алтайского края на основании договора на передачу квартиры (дома) в собственность от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы Быстроистокского района № 104 от 27.03.2018 на территории Быстроистокского района введен режим чрезвычайной ситуации в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края. Вышеуказанное жилое помещение, в котором они проживают, оказалось в зоне затопления; они понесли материальный ущерб от паводка: вода протекала по их приусадебному участку, затопила надворные постройки, сено и зерноотходы, предназначенные для корма домашнего скота, в доме было затоплено подполье, отчего дом напитался сыростью, вода на приусадебном участке стояла более десяти дней. Воспользовавшись предоставленным им правом, они обратились в администрацию Хлеборобного сельсовета о включении в списки на предоставление соответствующей выплаты были включены в эти списки подтопленных приусадебных участков в результате паводковых и талых вод в марте-апреле 2018 года, в ЕДДС. Однако в списке, утвержденной межведомственной комиссией по паводку, их фамилий не оказалось. На их обращение в Администрацию Быстроистокского района разъяснить причину невнесения в списки на предоставление соответствующей единовременной материальной помощи, получили ответ с рекомендацией обратиться в Быстроистокский районный суд, что они и сделали.

В судебном заседании истцы Исаева Г.А. и Исаев К.А. на заявленных требованиях настаивали в полном объеме и просили их удовлетворить, пояснив, что считают незаконным невключение их ответчиком в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека, поскольку они имеют в собственности жилой дом <адрес> в с. Хлеборобное Быстроистокского района, в котором постоянно проживают и зарегистрированы. Во время весеннего паводка в марте 2018 года сильными дождями и разлившейся рекой Ануй их приусадебный участок был затоплен, в результате пострадали надворные постройки, было затоплено сено и зерноотходы, вода была в подполье дома, сейчас в доме до сих пор сырость, плесень поднялась снизу по стенам до окон. В период ЧС они продолжали жить в своем доме, который отапливался, как и прежде, печью, водопровод в доме работал, пищу они готовили на газовой плите, из дома в течение всего периода подтопления ходили на работу, не работала канализация, в подполье испортился картофель, разбились банки с консервацией, но не все. Акт обследования дома и имущества не составлялся, комиссия работала в селе, но их дом не осматривала. Было также испорчено сено, зерноотходы для свиней, КРС. Имущество, находившееся в доме, водой повреждено не было, так как вода выше пола не поднималась.

Ответчик администрация Быстроистокского района Алтайского края и третьи лица, в том числе привлеченные судом к участию в деле администрация Хлеборобного сельсовета и ГУ МЧС России по Алтайскому краю, надлежаще о нем извещенные, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, при этом ответчик и органы соцзащиты в письменных возражениях с требованиями истцов не согласились, так как они не были включены в соответствующие списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в марте 2018 года; при этом представитель ответчика Гарифулин О.А. в судебном заседании 19.10.2018 заявил, что с требованиями истцов согласен. Администрация района отказала Исаевым во включении их в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в связи с ЧС в марте 2018 года в размере 10 тысяч рублей в связи с тем, что они не были включены в ранее составленный список, а одним из оснований для отказа в предоставлении денежных выплат согласно п.2.11 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края 25.05.2018 № 179, является отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в п.2.3 Порядка. На момент обращения Исаевых в Администрацию района режим ЧС на территории Алтайского края уже был отменен постановлением Правительства от 20.04.2018, в связи с чем им было рекомендовано обратиться в суд.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющими принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений ст.ст.59, 60 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела; обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ст.18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 № 68-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года "О чрезвычайном положении".

В соответствии с п.1 ст.24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных названным Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно приказу МЧС России от 30.12.2011 № 795 (в ред. от 14.07.2016) под фактором нарушения условий жизнедеятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации: невозможность проживания потерпевших в жилых помещениях, нарушение транспортного сообщения, нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года № 110 (в редакции от 30.05.2018 года) утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее-Правила), которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 627 внесен ряд изменений в Правила.

В соответствии с п. 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (подп. «г»).

В соответствии с п. 2(1) Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;

На основании распоряжения Правительства РФ от 24.05.2018 г. № 969-р выделены Правительству Алтайского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 г. на территории Алтайского края, бюджетные ассигнования.

Правительством Алтайского края разработан Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, утвержденный Постановлением № 179 от 25.05.2018 (далее - Порядок).

Данный Порядок предусматривает, в том числе, оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.

Согласно п. 1.2 Порядка, единовременные денежные выплаты предоставляются за счет средств, полученных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Из утвержденного Порядка следует, что получателями единовременной материальной помощи являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации.

К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживающие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (п.2.1). Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке (п.2.2.). Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п. 2.3.). Списки граждан, указанных п.2.3 настоящего порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссиями или их заместителями (п.д.2.5).

Основаниями для отказа в предоставлении денежных выплат являются: отсутствие одного или несколько документов, предусмотренных п.2.9 Порядка; недостоверность предоставленных документов или содержащихся в заявлении или документах сведений; предоставление гражданину денежной выплаты по аналогичному основанию; отсутствие сведений о гражданине в списках, указанных в пунктах 2.3, 2.4 Порядка (п. 2.11).

Таким образом, для включения в списки граждан, которые имеют право на получение вышеуказанной единовременной материальной помощи в связи с затоплением в марте 2018 года на территории Быстроистокского района Алтайского края, необходимо наличие одновременно следующих условий: постоянное проживание в жилом помещении, которое находилось в зоне затопления, нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Постановлением главы Быстроистокского района от 26.03.2018 № 103 с 26.03.2018 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил районного звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Быстроистокского района, главам Быстроистокского, Усть-Ануйского, Новопокровского, Верх-Ануйского, Хлеборобного сельсоветов рекомендовано принять ряд мер по контролю за паводковой ситуацией, организации информирования населения и др.

Постановлением главы Быстроистокского района от 27.03.2018 № 104 с 27.03.2018 на территории Быстроистокского района введен режим чрезвычайной ситуации в связи с подъемом паводковых вод в реке Ануй и подтопления приусадебных участков и жилых домов в с.Усть-Ануй, Новопокровка, Верх-Ануйское и Хлеборобное.

Распоряжением главы Быстроистокского района от 29.03.2018 № 34р создана межведомственная комиссия по оценке ущерба, нанесенного паводком в марте 2018 года на территории Быстроистокского района, на которую возложен ряд обязанностей, в том числе организация учета подтопленных населенных пунктов, улиц и домов (где вода выше уровня пола и нанесен частичный либо полный ущерб имуществу первой необходимости), утверждение списков подтопленных населенных пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления, обследование и составление актов подтопленных жилых домов с оценкой утраты имущества первой необходимости.

Постановлением главы Быстроистокского района от 03.04.2018 № 126 утвержден список населенных пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории Быстроистокского района (приложение № 1), в котором жилой дом <адрес> в с.Хлеборобное Быстроистокского района, в котором проживают истцы Исаевы, отсутствует.

На основании данного списка главой Быстроистокского района был составлен список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, утвержденный 17.04.2018 Губернатором Алтайского края, в который истцы также не включены.

При этом, как следует из ответа администрации Быстроистокского района, нормативно-правовых актов, определяющих и утверждающих границы зон подтопления в селах Усть-Ануй, Новопокровка, Верх-Ануйское и Хлеборобное в марте 2018 года, не принималось.

24.08.2018 ответчик на обращение истцов сообщил, что им отказано во включении в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации в связи с тем, что их дом не был подтоплен и поэтому соответствующие сведения о них в названный список не включены.

Акт обследования дома <адрес> в с.Хлеборобное ни администрацией Хлеборобного сельсовета, ни иными органами (межведомственной комиссией) не составлялся.

Из объяснений истцов Исаевых, главы администрации Хлеборобного сельсовета Немтиновой Т.П., свидетелей М., С. следует, что земельный участок, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, был затоплен водой, которая зашла в подполье, также были затоплены надворные постройки - дровяник, сарай, баня, углярка, гараж, а также сено и зерноотходы; при этом дом они отапливали, как обычно, печью, ходили на работу, готовили себе дома пищу на газовой плите, имущество первой необходимости у них не пострадало.

Из сведений, представленных начальником ОГИБДД МО МВД России «Петропавловский» К., усматривается, что решений об ограничении движения по улицам с. Хлеборобное Быстроистокского района в марте 2018 года в связи с подтоплением не принималось, временных ограничений движения также не вводилось.

По сообщению начальника Петропавловского РЭС от 03.12.2018, в период паводка в марте 2018 не происходило отключения электроэнергии по адресу проживания истцов, то есть по <адрес> в с.Хлеборобное Быстроистокского района.

По сообщению ООО «Водопровод» в селе Хлеборобное по <адрес> в период с 23 по 31 марта 2018 года ограничений подачи холодной воды не было.

Согласно ответу администрации Быстроистокского района Алтайского края от 06.12.2018, во время чрезвычайной ситуации в марте 2018 года на территории Быстроистокского района эвакуация граждан, проживающих в с. Хлеборобное по <адрес>, не производилась в связи с отсутствием необходимости; для откачки воды в с. Хлеборобное были задействованы силы и средства администрации Быстроистокского района, 17 ПЧ ФПС ФГКУ 6 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю, МЧС России по Алтайскому краю в г. Бийске, СПК «Хлеборобный», в частности, водооткачивающая техника и водооткачивающие устройства (мотопомпы). Откачка талой воды производилась по устным заявкам граждан, чьи приусадебные участки были затоплены. Отказов гражданам в осуществлении откачки не было. По информации администрации Хлеборобного сельсовета, откачка воды по <адрес> не производилась в связи с отсутствием места водоотведения.

Постановлением Правительства Алтайского края от 06.08.2018 № 311 отменен режим чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края.

Таким образом, судом установлено, что хотя домовладение истцов вошло в зону подтопления, вместе с тем, факт нарушения условий их жизнедеятельности в результате паводка в марте 2018 года подтверждения не нашел.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, акт обследования домовладения, пострадавшего в результате паводка, не составлялся, сведения о нарушении условий жизнедеятельности истцов отсутствуют, движение по <адрес> с.Хлеборобное в период паводка не ограничивалось, электроэнергия не отключалась, водопровод работал, эвакуации не потребовалось, выход из домовладения и доступ на участок имелся, истцы жили в доме, продукты питания и медикаменты в результате ЧС не утрачивали, вода выше уровня пола в доме не поднималась, перебоев с подачей электроэнергии не было, дом пригоден для проживания, водопровод работал, истцы в обычном режиме ходили на работу.

При таких обстоятельствах доводы истцов, изложенные в исковом заявлении, о подтоплении приусадебного участка, подпола дома, порче водой картофеля и т.п., не имеют правового значения в рамках рассматриваемого дела, так как указанные обстоятельства не являются основанием для получения меры государственной поддержки в виде единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, так как не свидетельствуют о нарушении условий их жизнедеятельности.

Иных доказательств, участниками процесса, в материалы дела предоставлено не было.

Таким образом, не смотря на то, что истцы постоянно проживают в жилом помещении, которое находилось в зоне затопления, нарушение условий их жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации в ходе рассмотрения дела не установлено.

Учитывая, что судом в ходе рассмотрения дела один из критериев, необходимый для включения истцов в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в связи с наводнением в марте 2018 года на территории Быстроистокского района Алтайского края, а именно нарушение условий их жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, установлен не был, оснований для признании истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края не имеется, а, следовательно, не имеется оснований и для признании за истцами права на получение единовременной материальной помощи, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по включению истцов в список граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи.

В такой ситуации суд полагает, что право истцов на выплату единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией ответчиком нарушено не было, в связи с чем отказ администрацией Быстроистокского района в выплате Исаевой Г.А., Исаеву К.А. единовременной материальной помощи является обоснованным.

Доводы, изложенные в возражениях администрации Быстроистокского района, Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, Управления социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам, в том числе о том, что само по себе затопление земельного приусадебного участка и хозяйственных построек с имеющимся в них имуществом права на признание гражданина пострадавшим в результате ЧС и на получение в связи с этим единовременной материальной помощи не дает, являются верными.

Поскольку бремя доказывания нарушенного права на получение единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией лежит на истцах, которые, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представили суду каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения их требований, которые отклоняются в полном объеме.

    Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.12.2018.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2-139/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Исаев К.А.
Исаева Г.А.
Исаева Галина Анатольевна
Исаев Константин Анатольевич
Ответчики
администрация Быстроистокского района Алтайского края
Другие
Министерство труда и социальной защиты Алтайского края
Управление социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому району
Администрация Хлеборобного сельсовета
Министерствао труда и социальной защиты Алтайского края
Суд
Быстроистокский районный суд Алтайского края
Дело на сайте суда
istoksky.alt.sudrf.ru
04.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2018Передача материалов судье
07.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2018Подготовка дела (собеседование)
08.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Подготовка дела (собеседование)
08.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее