Судья: Захаров Р.П. Дело № 33-37717/2024
УИД 50RS0007-01-2024-002260-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московская область 23 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ситниковой М.И.,
судей Рыбачук Е.Ю., Федорчук Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Драчевой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильевой Г. В. к администрации городского округа Домодедово Московской области о признании права на постановку на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании незаконным решение об отказе в постанове на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе Васильевой Г. В. на решение Домодедовского городского суда Московской области от 9 июля 2024 года,
заслушав доклад судьи Рыбачук Е.Ю.,
объяснения представителя Министерства жилищной политики Московской области,
УСТАНОВИЛА:
Васильева Г.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Домодедово Московской области с требованиями (с учётом уточнений) о признании за ней права на постановку на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как добровольно выехавшей из зоны с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, для получения в дальнейшем социальной выплаты из средств федерального бюджета на приобретение жилья, признании незаконным решение Администрации городского округа Домодедово от 19.12.2022 об отказе в принятии истца в качестве нуждающегося в жилом помещении с целью получения за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, возложении обязанности на Администрацию городского округа Домодедово принять на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с даты подачи заявления.
Требования мотивированы тем, что Васильева Г.В. <данные изъяты> с момента аварии на ЧАЭС до 24.12.2020 года проживала на территории <данные изъяты>, который с 26.04.1986 по 08.10.2015 года относился к зоне отселения, с 08.10.2015 по настоящее время относится к зоне проживания с правом на отселение. Васильева Г.В. имеет удостоверение установленного образца серия <данные изъяты> добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение. Васильева Г.В. обратилась с заявлением к ответчику, в котором просила принять её на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Администрация городского округа Домодедово Московской области в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях отказала по основаниям того, что Васильева Г.В. не предоставила подтверждение того, что она относится к малоимущим гражданам и не прожила на территории Московской области 5 летний срок. Васильева Г.В. данный отказ считает незаконным, поскольку противоречит положениям Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Кроме того, Васильева Г.В. не имеет на праве собственности жилых помещений на территории РФ, а также является нуждающейся в улучшении жилищных условий за счёт средств бюджета РФ, так как право на такое обеспечение предусмотреноЗаконом РФ от 15.05.1991 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Представитель истца Гроссман Д.В. в суде первой инстанции доводы иска с учётом уточнений поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Шмельков Д.В. в суде первой инстанции возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал оспариваемое решение об отказе в удовлетворении заявления Васильевой Г.В. Полагал, что в соответствии с законом о предоставлении социальных выплат и предоставлении социальных субсидий на жилье необходимо учитывать пункт 5, который указывает, что для получения данных выплат необходимо состоять на учете. Также, в соответствии с ЖК РФ, для постановки на учет необходимо быть признанным малоимущим. Васильева Г.В. не была признана таковой, на учет она не была поставлена. По этим основаниям решение является законным. Согласно Закону Московской области от 12.12.2005 №260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее – Закон МО № 260/2005-ОЗ) для постановки на учет и улучшении жилищных условий, граждане должны проживать на территории городского округа не менее 5-ти лет, регистрация истца на территории городского округа Домодедово произведена в 2020 году. Оспариваемый решение было принято в 2020 году, разумные сроки для его обжалования пропущены, просил применить пропуск срока исковой давности.
Решением суда от 09 июля 2024 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с ним, истцом подана апелляционная жалоба об его отмене, как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене или изменению обжалуемого решения. В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и постановил обоснованное и законное решение, при этом не допустил нарушений норм процессуального права.
Жилищные субсидии гражданам, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавшим участие в ликвидации последствий этой катастрофы, нуждающимся в жилье, предоставляются в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее по тексту также - Закон РФ № 1244-1), а также в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.
В соответствии с п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках мероприятий государственной программы, имеют в том числе, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона.
Таким образом, для участия в мероприятиях государственной программы с целью получения государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения необходимо соблюдение двух условий: указанные граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; указанные граждане должны обладать правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона.
В настоящее время постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентирована ЖК РФ.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В Московской области порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом МО № 260/2005-ОЗ.
Статьей 2 Закона МО № 260/2005-ОЗ определено, что на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Московской области не менее 5 лет, нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ, признанные малоимущими в соответствии с Законом Московской области № 231/2017-03 «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
По делу установлено, что Васильева Г.В.относится к категории граждан, указанных в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ № 1244-1, что подтверждается удостоверением установленного образца <данные изъяты>.
Васильева Г.В. обратилась в Администрацию городского округа Домодедово Московской области с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо, пострадавшее в результате аварии на Чернобыльской АЭС, для получения в последующем социальной выплаты из средств федерального бюджета на приобретение жилья.
Администрацией городского округа Домодедово Московской области в лице заместителя Главы Администрации Хрусталевой Е.М. был направлен Васильевой Г.В.ответ от 19.12.2022 об отказе в удовлетворении заявления, которое мотивировано положениями Закона МО №260/2005-ОЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.
Частью 3 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из приведенных положений следует, что признание нуждающимися в жилом помещении отдельных категорий граждан может производиться как по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, так и по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ.
В соответствии с Законом РФ № 1244-1 граждане имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. Также на основании ч. 1 ст. 5 данного Закона предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 17 Закона РФ № 1244-1, предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется (п. 7 ст. 17) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ, один раз.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются действие настоящего законодательства, относятся граждане, выехавшие добровольно из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В соответствии с Законом РФ № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, гражданам, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавшим участие в ликвидации последствий этой катастрофы, нуждающимся в жилье, предоставляются жилищные субсидии.
Согласно подпункту е) пункта 5 вышеназванных Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют следующие граждане Российской Федерации: подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона РФ N 1244-1.
Какой-либо отдельный порядок и условия признания граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, положениями Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1, последующими нормативными правовыми актами о социальных гарантиях гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не предусмотрен.
Таким образом, отнесение истца к категории лиц, указанных в пункте 11 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 само по себе не свидетельствует о возникновении у нее субъективного права на постановку на жилищный учет и получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем без учета положений Жилищного кодекса РФ.
Отказывая Васильевой Г.В. в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении Администрация городского округа Домодедово указала, что заявитель Васильева Г.В. зарегистрирована в Московской области с 24.12.2020 и последней не представлены документы для признания малоимущей для целей принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то есть на момент принятия оспариваемого решения Васильева Г.В. проживала на территории Московской области менее пяти лет и не признана малоимущей.
Отнесение истца к категории граждан, право на улучшение жилищных условий, которых предусмотрено Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1, не освобождает ее при постановке на учет нуждающихся в жилом помещении от соблюдения условий, предусмотренных ст. ст. 49, 52 ЖК РФ, Законом МО от 12.12.2005 N 260/2005-03 о признании малоимущими, проживании на территории Московской области не менее 5 лет.
Доказательства соответствия истца указанным условиям и, соответственно, наличия оснований для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении не представлены, в связи с чем, суд первой инстанции верно пришел к выводу об отказе в иске.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию представителя истца, высказанную в суд первой инстанции. Данные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка в мотивированном судебном акте, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции. В решении приведены обстоятельства дела и нормы закона, которыми руководствовался суд при его вынесении.
Судебная коллегия не может признать обоснованными доводы апелляционной жалобы, так как судом первой инстанции правильно определены и указаны основания, явившиеся причиной обращения в суд, при правильном толковании закона оценены процедура принятия решения и его содержание.
Изучение дела не дает оснований считать, что при рассмотрении дела со стороны суда имел место односторонний подход.
Судебная коллегия соглашается с оценкой доказательств, произведенной судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 193, 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Домодедовского городского суда Московской области от 9 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильевой Г. В. без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 октября 2024 года.
Председательствующий
Судьи