Дело № 2 - 21/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Визинга 01 февраля 2017 года
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,
при секретаре Пыстине Е.А.,
с участием старшего помощника прокурора Сысольского района РК Питашука Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сысольского района РК в интересах Старцева А.В. к администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сысольского района Республики Коми, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд в защиту прав и законных интересов Старцева А.В. с иском к администрации МР «Сысольский» о предоставлении жилого помещения. В заявлении прокурор указал, что прокуратурой Сысольского района рассмотрено обращение Старцева А.В. по факту не предоставления жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающегося в улучшении жилищных условий, в результате которой установлено, что Старцев А.В. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. В связи с этим, истцом предъявлены требования о возложении на администрацию МР «Сысольский» обязанности предоставить Старцеву А.В. жилое помещение специализированного муниципального жилищного фонда в виде жилого дома или квартиры по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в пределах территории муниципального района «Сысольский».
В процессе рассмотрения гражданского дела прокурор Сысольского района РК изменил исковые требования. Просит привлечь в качестве ответчика администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар», обязать ответчика АМО ГО «Сыктывкар» предоставить Старцеву А.В. жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания на состав семьи один человек не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар». Также просит исключить в качестве ответчика АМР «Сысольский» и привлечь в качестве третьего лица. Показал, что изменение исковых требований мотивировано тем, что истец постоянно проживает в г. Сыктывкаре, там работает, по месту жительства посещает медицинские учреждения.
Определением Сысольского районного суда от 19 декабря 2016 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена АМО ГО «Сыктывкар», АМР «Сысольский» исключена в качестве ответчика и привлечена в третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Привлеченный к участию в деле в качестве истца Старцев А.В. исковые требования и позицию прокурора Сысольского района поддержал в полном объеме. Показал, что его постоянным местом жительства является г. Сыктывкар, с 2013 года он постоянно проживает в г. Сыктывкаре, арендует по договору найма квартиру по адресу: <___>, посещает Сыктывкарскую городскую поликлинику № 3 с 2013 года, реализует иные социальные потребности, работает г. Сыктывкаре в ,,, в качестве ,,,.
Ответчик администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар», уведомленная о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направила. В направленных в адрес суда возражениях просит отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что в настоящее время в администрации МО ГО отсутствуют сведения об обращении Старцева А.В. с приложением всех необходимых документов и сведений по вопросу о включении Старцева А.В. как лица из детей –сирот в список администрации МО ГО «Сыктывкар», либо о предоставлении жилого помещения. Из представленных Старцевым А.В. в обоснование исковых требований документов нельзя сделать вывод о том, что г. Сыктывкар является местом жительства Старцева А.В. Сведений о том, что у истца имеется регистрация по месту жительства на территории г. Сыктывкара также не представлено. Согласно представленным документам Старцев А.В. значится в списке администрации МО МР «Сысольский» и администрация МО МР «Сысольский» не отказывается от обязательства по обеспечению Старцева А.В. жилым помещением. Являясь совершеннолетним и дееспособным, истец осознанно направил документы о включении в список в администрацию МО МР «Сысольский». Бюджету МО МР «Сысольский», как и остальным органам местного самоуправления Республики Коми ежегодно выделяются бюджетные средства в целях предоставления жилых помещений указанной категории граждан. На текущую дату у администрации МО ГО «Сыктывкар» уже есть обязательства по обеспечению жилыми помещениями более чем 400 граждан из числа детей – сирот оставшихся без попечения родителей. Выделяемого объема бюджетных средств недостаточно для обеспечения жилыми помещениями всех лиц указанной категории, что приводит к длительному не предоставлению гражданам жилых помещений.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика администрации МР «Сысольский» Яровикова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании показала, что исковые требования подлежат удовлетворению. Подтвердила, что Старцев А.В. с 20.12.2013 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений Подтвердила обстоятельства, связанные с непригодностью для проживания закрепленного в 2000 году за Старцевым А.В. помещения, отсутствия жилья у Старцева А.В. Считает, что истцу Старцеву А.В. необходимо предоставить жилье по месту жительства в пределах территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар», в противном случае теряется смысл Федерального Закона, так как истец, реализуя своё Конституционное право, выбрал постоянным местом жительства г. Сыктывкар, где постоянно проживает.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на стороне ответчика, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, уведомленное о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, просило рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Министерства. В направленных в адрес суда возражениях указало, что исковые требования не подлежат удовлетворению. указав, что из представленного искового заявления следует, что заявленные требования о предоставлении жилого помещения могут рассматриваться исключительно как требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, что нарушает права иных граждан из числа детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда муниципального образования городского округа «Сыктывкар». Кроме того, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что местом жительства Старцева А.В. является г. Сыктывкар.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Старцев А.В., **** года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать С. ,,,, ,,,.
Постановлением администрации муниципального района «Сысольский» от **** №__ «О включении граждан в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, представляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений» Старцев А.В. включен в указанный список.
По сведениям Управления Росреестра по Республике Коми по состоянию на октябрь 2013 года, на декабрь 2016 года в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Старцева А.В. на объекты недвижимого имущества, в том числе на жилые помещения, отсутствовала. В материалах БТИ право личной собственности Старцева А.В. на объекты недвижимости также не зарегистрировано.
Старцев А.В. зарегистрирован по адресу: <___>, по месту проживания в г. Сыктывкаре регистрации не имеет.
Постановлением главы администрации Койгородского сельсовета от **** №__ за Старцевым А.В. закреплено право пользования жилым помещением по адресу <___>.
Распоряжением администрации сельского поселения «Койгородок» от **** №__ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <___>, признан аварийным, непригодным для проживания, ремонту или реконструкции не подлежит, данный объект переведен в нежилое помещение, подлежал сносу или иным способом распоряжению указанным объектом.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации). В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Вышеизложенное согласуется со статьями 3 и 18 Конвенции о правах ребенка, согласно которым государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребенка, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (п. 1 ст. 27 Конвенции о правах ребенка). Государства-участники в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (п. 3 ст. 27 Конвенции о правах ребенка).
Конкретизируя приведенные основополагающие принципы, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей называет формирование правовых основ гарантий прав ребенка, гарантирование осуществления прав детей, закрепленных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребенка в интересах общества.
Право детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа установлено ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (подп. 2 п. 4 ст. 8 вышеуказанного закона).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 3 ст. 8 указанного закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, несмотря на то, что с 01 января 2013 года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.
Статья 8 Закона № 159 –ФЗ предусматривает право сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, на обеспечение жильем по месту жительства.
Федеральным законодателем в качестве основополагающего принципа учета таких лиц для получения жилья закреплен принцип домицилия, то есть места жительства.
При этом, как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, ни ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
То обстоятельство, что Старцев А.В. как сирота включен в список на получение жилого помещения администрацией МР «Сысольский» не свидетельствует о его праве получения жилья исключительно в пределах Сысольского района Республики Коми, так как включение граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда является лишь процедурой формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (субвенций), выделяемых на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, но не является реализацией права указанной категории лиц на гарантированное законом обеспечение жильем.
Закон Республики Коми №104 –РЗ утратил силу с 01.01.2016 в связи с принятием Закона Республики Коми от 25.12.2015 №132 –РЗ «О признании утратившими силу некоторых законов Республики Коми».
С 01.01.2016 вступил в силу Закон Республики Коми от 01.12.2015 № 115 –РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми».
В силу п. 7 и 8 ст.1 Закона РК от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Судом проанализированы представленные истцом доказательства, подтверждающие проживание истца Старцева А.В. в г. Сыктывкаре: медицинская справка об обращениях Старцева А.В. за медицинской помощью по месту жительства в Сыктывкарскую городскую поликлинику № 3 за период с **** по ****, справку ,,, от ****, находящегося в г. Сыктывкаре по адресу: <___>, из которой следует, что Старцев А.В. работает в г. Сыктывкаре в ,,, в качестве ,,, с **** и по настоящее время, договор аренды квартиры от ****, из которого следует, что истцу Старцеву А.В. предоставлена в аренду для проживания квартира по адресу: <___>, водительское удостоверение, выданное ****, из которого следует, что истец производил замену водительского удостоверения по месту жительства в г. Сыктывкаре.
Судом учтено, что Государственным Советом Республики Коми принят Закон Республики Коми от 25 декабря 2015 года N 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (далее - Закон Республики Коми от 25 декабря 2015 г. N 134-РЗ),
Решением Верховного Суда Республики Коми от 5 апреля 2016 года признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу: часть 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. N134-РЗ в части слов «по месту выявления и первичного учета гражданина в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми; по месту нахождения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали (пребывают), - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми; по месту жительства лиц, у которых граждане находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на основании решения органов опеки и попечительства в Республике Коми»; часть 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. N 134-РЗ в части слов «на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда».
Проанализировав положения части 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и принимая решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых положений Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. N 134-РЗ противоречащими вышеназванным положениям федеральных законов, Верховный суд Республики Коми пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные положения предусматривают право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения лишь в границах тех муниципальных образований, которые перечислены в пунктах 1, 2, 3 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 г. N 134-РЗ, то есть: по месту выявления и первичного учета гражданина в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Республики Коми; по месту нахождения организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали (пребывают), - для граждан, местом выявления и первичного учета которых не является территория Республики Коми; по месту жительства лиц, у которых граждане находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на основании решения органов опеки и попечительства в Республике Коми". Тем самым ограничивается право указанных лиц на получение жилого помещения по месту их жительства на территории данного субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 10.08.2016 решение Верховного Суда Республики Коми от 5 апреля 2016 года оставила без изменения, апелляционную жалобу Государственного Совета Республики Коми - без удовлетворения.
Вышеуказанные судебные решения свидетельствуют о том, что Федеральным законодателем в качестве основополагающего принципа учета таких лиц для получения жилья закреплен принцип места жительства.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом не могут быть признаны состоятельными доводы возражений третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о том, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения должно производиться в порядке очередности в зависимости от даты принятия решения в соответствии с имеющимся списком. Судом достоверно установлено, что обязанность по обеспечению истца специализированным жилым помещением, на момент обращения с иском ответчиком не исполнена.
Доводы возражений третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о том, удовлетворение исковых требований прокурора Сысольского района РК нарушит права и законные интересы лиц, включенных ранее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не также могут быть признаны судом состоятельными, так как действующим законодательством очередность предоставления указанной категории лиц жилых помещений по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, исходя из времени включения в список, не предусмотрена.
Доводы возражений ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» о том, что у администрации МО ГО «Сыктывкар» уже есть обязательства по обеспечению жилыми помещениями более чем 400 граждан из числа детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а выделяемых администрации МО ГО «Сыктывкар» бюджетных средств недостаточно для обеспечения всех граждан, так же не могут быть приняты судом во внимание, так как предоставление указанной категории граждан жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия жилых помещений и финансовых средств на их приобретение.
Судом установлено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Иное является дискриминацией по признаку происхождения и места жительства.
Установление неравных правовых возможностей по данному признаку запрещено частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации; установление условий дискриминационного характера при регламентации вопросов предоставления жилых помещений детям-сиротам, равно как и иным категориям граждан, - недопустимо. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Таким образом, суд считает установленным, что с 2013 года по настоящее время, истец Старцев А.В. постоянно проживал в г. Сыктывкаре, утратив связь с населенным пунктом, где он ранее проживал. Старцев А.В., реализуя своё Конституционное право, избрал постоянным местом жительства г. Сыктывкар.
Исходя из анализа установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что истец Старцев А.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд приходит к выводу о праве истца на жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда в г. Сыктывкаре, так как до настоящего времени в установленном законом порядке он жилым помещением, не обеспечен, а другого жилья не имеет.
В целях обеспечения реализации социальных гарантий истца Старцева А.В., при определении размера площади предоставляемого жилья, суд руководствуется положениями пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда предоставляется не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».
С учетом установленных судом обстоятельств, положений действующего законодательства, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» подлежит возложению обязанность по предоставлению истцу Старцеву А.В. жилого помещение муниципального специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения представляемого жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, на состав семьи один человек, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, в пределах территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар».
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Старцеву А.В., **** года рождения, жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения представляемого жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, на состав семьи один человек, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам в пределах территории муниципального образования городского округа «Сыктывкар».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Сысольский районный суд.
Председательствующий – подпись
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 06 февраля 2017 года.
Судья – Г.Д. Фомина