К делу № 5-485 /2018
ПОСТАНОВЛЕНРР•
г. Апшеронск 23 апреля 2018 года
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Сердюков В.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:
Соколова Вадима Валерьевича, ... привлекаемой к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
18 апреля 2018 г. УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Апшеронскому району ХДС в отношении гражданина ... Соколова В.В., составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении № 15-607139 от 18 апреля 2018 г., в 11 часов, в здании ОМВД России по Апшеронскому району по ул.Ворошилова, 52 в г. Апшеронске Краснодарского края, при осуществлении проверки установлено, что гражданин ... Соколов В.В. нарушил режим пребывания в РФ, выразившийся в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. Срок пребывания Соколова В.В. истек 20 декабря 2014г., однако до настоящего времени он за пределы РФ не выехал, что является нарушением требований п.2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Соколов В.В. владеет русским языком, в связи с чем, в услугах переводчика не нуждается.
В судебном заседании Соколов В.В. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ признал полностью и пояснил, что с 2015 г. по настоящее время он проживает по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, <адрес>. С сентября 2011 г. проживал на территории Туапсинского района Краснодарского края. На территории Российской Федерации он проживает с семьей, женой и четырьмя детьми, трое из которых являются малолетними. Все они являются гражданами РФ. Родных и близких на территории ... у него не имеется.
Рзучив материалы дела, заслушав РґРѕРІРѕРґС‹ Соколова Р’.Р’., СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что Соколов Р’.Р’. совершил административное правонарушение, предусмотренное С‡. 1.1 СЃС‚. 18.8 РљРѕРђРџ Р Р¤, то есть, нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, выразившееся РІ отсутствии документов, подтверждающих право РЅР° пребывание (проживание) РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё РІ уклонении РѕС‚ выезда РёР· Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ истечении определенного СЃСЂРѕРєР° пребывания.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 25.10 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 25.9 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» одним из основных документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации и служащих для осуществления контроля за его временным пребыванием на территории Российской Федерации, является миграционная карта, которая должна находится у иностранного гражданина в течении всего срока его временного пребывания и подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу при выезде его из Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1.1. ст. 18.8. КоАП РФ, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа вразмере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что Соколов В.В. является гражданином Республики Украины, что подтверждается досье, а также паспортом гражданина Республики ... серии ... №.
Вина Соколова В.В. в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8. КоАП РФ подтверждается протоколом об административном правонарушении № 15-607139 от 18 апреля 2018 г., объяснением Соколова В.В., досье на Соколова В.В. из СПО «Мигрант-1», копией паспорта иностранного гражданина, рапортом ХДС
Таким образом, судом установлено, что Соколов В.В. с 20 декабря 2014 г. по настоящее время на территории РФ проживает без документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, что образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8. КоАП РФ.
Суд находит квалификацию действий Соколова В.В. по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ правильной, так как он, являясь иностранным гражданином, нарушил режим пребывания иностранного гражданина на территории РФ. В связи с чем, нарушил режим пребывания в РФ, уклонился от выезда за пределы РФ по истечении установленного законом срока, предусмотренного ст. 5 п. 1 Закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Рностранный гражданин, виновный РІ нарушении законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, привлекается Рє ответственности РІ соответствии СЃ законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (СЃС‚. 34 Федерального закона РѕС‚ 25 июля 2002 Рі. N 115-ФЗ "Рћ правовом положении иностранных граждан РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации", СЃ последующими изменениями Рё дополнениями).
Рностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие РЅР° территорию Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃ нарушением установленных правил либо РЅРµ имеющие документов, подтверждающих право РЅР° пребывание (проживание) РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, либо утратившие такие документы Рё РЅРµ обратившиеся СЃ соответствующим заявлением РІ территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного РЅР° осуществление функций РїРѕ контролю Рё надзору РІ сфере миграции, либо уклоняющиеся РѕС‚ выезда РёР·Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ истечении СЃСЂРѕРєР° пребывания (проживания) РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, являются незаконно находящимися РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё несут ответственность РІ соответствии СЃ законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (СЃС‚. 25.10 Федерального закона РѕС‚ 15 августа 1996 Рі. "Рћ РїРѕСЂСЏРґРєРµ выезда РёР· Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё въезда РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ Федерацию" РІ редакции РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ).
Данной норме корреспондирует ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающая административное наказание за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Рсполнение назначенного СЃСѓРґРѕРј административного наказания РІ РІРёРґРµ выдворения Р·Р° пределы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства влечет РІ соответствии СЃ Рї. 3 СЃС‚. 7 Федерального закона "Рћ правовом положении иностранных граждан РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации" невозможность получения РёРј РІ течение 5 лет разрешения РЅР° временное проживание РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Вместе с тем исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общегоблагосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней).
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В силу ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
На этом основании представляется, что, по смыслу положений указанных Конвенций, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.
Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27.05.2008 № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинён в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершённому преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14.02.2013 № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учёт причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в томчисле для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинён в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Судом установлено, что Соколов В.В. проживает на территории РФ с сентября 2011 г., близких родственников, имущества, а так же места жительства на территории Украины не имеет, на территории РФ проживает вместе с семьей, супруга и четверо детей являются гражданами РФ, намерен легализовать свое нахождение на территории РФ, административное правонарушение совершил впервые, в содеянном раскаивается.
С учётом конкретных обстоятельств настоящего дела, суд считает, что назначение Соколову В.В. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не будет согласовываться с требованиями ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, личность правонарушителя, а также отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства, судья полагает возможным назначить Соколову В.В. административное наказание в виде административного штрафа предусмотренного санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, так как именно такая мера государственного принуждения сможет обеспечить достижение воспитательно-предупредительной цели наказания, без применения к делинквенту наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11, 30.1, 32.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
постановил:
Признать Соколова Вадима Валерьевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Назначить Соколову Вадиму Валерьевичу наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей, без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Штраф перечислить на следующие реквизиты:
Получатель платежа: УФК по Краснодарскому краю (Отдел МВД по Апшеронскому району);
Наименование банка получателя: Южное ГУ Банка Р РѕСЃСЃРёРё, Р‘РРљ - 040349001;РРќРќ -2325008670; РљРџРџ - 232501001;СЂ/СЃ - 40101810300000010013;
КБК - 18811640000016020140; ОКТМО - 03605000.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья В.В. Сердюков
Постановление вступило в законную силу 23.05.2018.