Дело № 2-1101/2013
Мотивированное решение изготовлено 22.11.2013 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2013 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Мухаметзяновой Т.Г., при участии представителя истца Администрации Артемовского городского округа Шпехт Е.Н., представителя третьего лица территориального органа местного самоуправления п.Незевай Никифоровой Т.В., третьего лица Петровской В.В., при секретаре Гришиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Артемовского городского округа к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, выморочным имуществом, о признании права муниципальной собственности Артемовского городского округа на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Артемовского ГО обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС РФ № 23 по Свердловской области о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, выморочным имуществом и о признании на него права муниципальной собственности городского округа.
В обоснование заявленных требований администрация указала, что указанное жилое помещение принадлежало на праве собственности ФИО2, который умер ДД.ММ.ГГГГ года. Наследники у него отсутствуют, наследство не принято. На основании ст. 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное имущество считается выморочным и переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования и включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Представитель истца Шпехт Е.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования администрации АГО поддержала по изложенным в заявлении доводам, суду пояснила, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>9, принадлежало на праве собственности ФИО2, который ДД.ММ.ГГГГ умер, наследственное дело после его смерти не заводилось, никто в права наследования не вступал. Просит признать указанное имущество умершего выморочным и признать право муниципальной собственности Артемовского городского округа на указанное жилое помещение.
Представитель третьего лица ТОМС п.Незевай Никифорова Т.В., действующая на основании распоряжения о назначении на должность председателя ТОМС, в судебном заседании исковые требования администрации АГО поддержала, суду пояснила, что после смерти ФИО2 с 2007 года квартира по адресу: <адрес>9, пустовала, в ней никто не проживал. В 2011 году в квартире была зарегистрирована ФИО3 на основании договора социального найма. ДД.ММ.ГГГГ между ТОМС <адрес> и ФИО3 подписано соглашение, согласно которого договор социального найма указанного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № 20, заключенный с ФИО3, признан недействительным с момента его заключения.
Третье лицо Петровская В.В. в судебном заседании не возражала против исковых требований администрации Артемовского ГО, подтвердила, что 26.09.2013 года между ней и ТОМС п.Незевай в лице его председателя подписано соглашение о признании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, соглашение подписано сторонами в добровольном порядке, претензий нет.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС РФ № 23 по Свердловской области, представитель третьего лица Артемовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, третьи лица нотариусы нотариального округа: г.Артемовский и Артемовский район Сурова Н.А. и Мартынова Б.П., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, направили в суд заявления, в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело при данной явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования администрации Артемовского городского округа законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению,по следующим основаниям.
Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Если указанные объекты расположены в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, они переходят в собственность такого субъекта Российской Федерации.
Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Из разъяснений Верховного Суда РФ, указанных в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что настоящий иск заявлен надлежащим лицом - администрацией Артемовского городского округа.
Согласно справке о смерти № 185, выданной ОЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года, в архиве отдела имеется запись акта о смерти ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ года, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3).
По сведениям филиала СОГУП «Артемовское БТИ и РН» (л.д. 4) и Артемовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (выписка из Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним - л.д. 5), ФИО2 является правообладателем двухкомнатной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> (на праве собственности).
По сведениям нотариусов нотариального округа: <адрес> и <адрес> ФИО8 и ФИО4, наследственное дело после смерти ФИО2, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, не заводились, никто из наследников с заявлением о принятии наследства не обращался (л.д. 7, 55).
По сведениям ТОМС <адрес> в <адрес>, расположенной в <адрес>, в <адрес> зарегистрирована ФИО3, 1955 года рождения (справка на л.д. 74), однако, как усматривается из соглашения от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 75, заключенного между ТОМС <адрес> в лице его председателя ФИО7 и ФИО3 в добровольном порядке, при этом стороны указали, что не имеют друг к другу каких-либо претензий, договор социального найма указанного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № 20, заключенный с ФИО3, признан недействительным с момента его заключения.
Оценивая все представленные доказательства в совокупности: письменные, пояснения сторон, данные ими в ходе рассмотрения дела, с учетом выше указанных норм закона, суд пришел к выводу, что требования Администрации АГО о признании жилого помещения - <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>, выморочным имуществом и о признании права собственности Артемовского ГО на указанное имущество подлежат удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что после смерти собственника указанного имущества ФИО2, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ года, отсутствуют наследники как по закону так и по завещанию, никто не принял наследства умершего, после смерти которого прошло уже более пяти лет.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Артемовского городского округа к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Свердловской области о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, выморочным имуществом, о признании права муниципальной собственности Артемовского городского округа на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, удовлетворить.
Признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, выморочным имуществом.
Признать за Администрацией Артемовского городского округа право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Направить копию решения лицам, не участвовавшим в судебном заседании.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Мухаметзянова Т.Г.