РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2020 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Каракич Л.Л., при секретаре Гордееве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-119/2020 по административному исковому заявлению Кортунова С.В. к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Кортунов С.В. обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "номер изъят", равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2012 года.
Административный истец владеет 1/6 долей в праве на указанный земельный участок, который отнесен к категории земель населенных пунктов, предназначен для размещения здания торгового комплекса «Север», расположен по адресу: "адрес изъят".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" по состоянию на 1 января 2012 года установлена в размере 7 105 208 рублей на основании постановления Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп).
Рыночная стоимость участка по состоянию на 1 января 2012 года определена ООО «Оценка» в сумме 1 720 000 рублей, что следует из отчета оценщика Фадеевой О.Н. от 26 декабря 2019 года № 19/О-154.
Административный истец считает, что установленная по результатам государственной оценки кадастровая стоимость земельного участка необоснованно завышена, что нарушает его права, поскольку влияет на размер земельного налога.
По ходатайству административного истца по делу проведена экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка. Согласно поступившему в суд экспертному заключению, рыночная стоимость спорного участка по состоянию на 1 января 2012 года определена в размере 1 698 000 рублей.
Кортунов С.В. с заключением экспертизы согласился, требования в части размера кадастровой стоимости уточнил в соответствии с заключением эксперта, просил кадастровую стоимость участка установить равной рыночной стоимости в размере 1 698 000 рублей.
Административный истец в судебном заседании не участвовал, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Административный ответчик Правительство Иркутской области в судебное заседание представителя не направил, в письменном отзыве возражений против административных исковых требований не привел, просил о рассмотрении дела без его участия.
Заинтересованные лица - Управление Росреестра в Иркутской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области, администрация МО города Братска в письменных отзывах возражений против иска не высказали, сведений об иной рыночной стоимости не представили, заключение экспертизы не оспорили.
Заинтересованные лица - Пашкова И.В., Демин Э.Ю., Евдокимова Т.А., Бачианскене О.А., Кортунова В.Н. в судебное заседание не явились, позиции по иску не высказали.
Все участники процесса извещены о проведении судебного заседания 14 мая 2020 года заблаговременно, об отложении судебного разбирательства не просили, представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Кортунов С.В. является собственником 1/6 доли в праве на земельный участок с кадастровым номером "номер изъят", площадью 2630 кв.м., с разрешенным видом использования: для размещения здания торгового комплекса «Север», расположенный "адрес изъят".
Право общей долевой собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 29 декабря 2015 года, что подтверждает выписка из ЕГРН от 5 февраля 2020 года № КУВИ-001/2020-2313213.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп (в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 5 мая 2014 года № 239-пп).
Земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" поставлен на государственный кадастровый учет 17 августа 2007 года, отнесен к 5-ой группе видов разрешенного использования, в ЕГРН внесены сведения о его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2012 года в размере 7 105 208 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка, определенная по заданию административного истца оценщиком ООО «Оценка» Фадеевой О.Н. и согласно Отчету от 26 декабря 2019 года № 19/О-154 по состоянию на 1 января 2012 года составляет 1 720 000 рублей.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость кадастровая стоимость земельного участка установлена по состоянию на январь 2012 года – до введения в действие Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», при рассмотрении административного дела применяется законодательство об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде правообладателем земельного участка, если они затрагивают его права и обязанности. В этом случае рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, вправе обратиться с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 392, пункт 3 статьи 408 НК РФ, статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В обоснование нарушения прав Кортунов С.В. ссылается на то, что несет дополнительную финансовую нагрузку по уплате своей части налога, рассчитанного на основании кадастровой стоимости, превышающей рыночную стоимость участка.
Таким образом, Кортунов С.В. является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости, и вправе обратиться в суд с требованиями к Правительству Иркутской области, утвердившему результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории области, об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 248 которой в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости также предусматривает установление в отношении объекта его рыночной стоимости.
В силу части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" внесены в государственный кадастр недвижимости 17 июля 2014 года. Таким образом, административное исковое заявление об оспаривании данных результатов могло было быть подано в суд в срок до 17 июля 2019 года.
С административным исковым заявлением Кортунов С.В. обратился в Иркутский областной суд 10 января 2020 года, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока, мотивированное тем, что в государственный кадастр недвижимости результаты очередной государственной кадастровой оценки не вносились, оспариваемая кадастровая стоимость применяется для расчета земельного налога.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены установленной статьей 24.12 Закона об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 360 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ исключено указание на периодичность проведения кадастровой оценки, действие статей 24.12 - 24.17 приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Новой оценки кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка не проводилось, установленная по состоянию на 1 января 2012 года кадастровая стоимость является действующей.
С учетом изложенного срок для обращения Кортунова С.В. в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит восстановлению.
Разрешая требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости устанавливается на основании массовой оценки, и по существу отличается от рыночной стоимости именно методом определения. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
В данном случае дата, на которую установлена кадастровая стоимость земельного участка – 1 января 2012 года, соответственно, на эту дату должна быть определена достоверная рыночная стоимость участка.
В силу части 5 статьи 247, статьи 248 КАС Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, следовательно, обязанность доказывания действительной рыночной стоимости помещения лежит на административном истце.
Поскольку в ходе судебного разбирательства возникли сомнения относительно достоверности представленного административным истцом отчета о рыночной стоимости земельного участка, судом назначена экспертиза для проверки отчета и определения рыночной стоимости участка, производство которой было поручено эксперту Шумиловой Е.В. (ООО «Независимая экспертная оценка»).
Эксперт Шумилова Е.В. имеет высшее профильное образование, стаж работы в области оценочной деятельности – 14 лет, является членом общероссийской общественной организации РОО, предупреждена об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение.
Исследуя заключение, суд отмечает, что при проведении экспертизы эксперт руководствовался Федеральными законами № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности», № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки – ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3, ФСО № 7, методическими рекомендациями, справочными материалами, что отражено во вводной части. Экспертом проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, приведена информация по всем ценообразующим характеристикам объекта оценки и объектов аналогов. При определении рыночной стоимости участка, эксперт использовал сравнительный подход, метод сравнения продаж, мотивировав отказ от иных подходов и методов оценки. В заключении приведен анализ рынка сопоставимых объектов, произведен отбор объектов-аналогов, выбраны единицы сравнения, сделан сравнительный анализ объекта оценки с каждым объектом-аналогом по всем избранным элементам сравнения. Последовательность проведения экспертной оценки логична и понятна, приведенные расчеты проверяемы.
При проверке Отчета ООО «Оценка» от 26 декабря 2019 года № 19/О-154 на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности судебный эксперт не установил нарушения требований ФЗ «Об оценочной деятельности в российской Федерации» и ФСО, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости объектов оценки или иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости.
Согласно заключению судебного эксперта по состоянию на 1 января 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" составляет 1 698 000 рублей.
Учитывая, что административный истец с рыночной стоимостью в размере 1 698 000 рублей, рассчитанной экспертом, согласился и в этой части требования иска уточнил, суд считает возможным принять ее в качестве достоверной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "номер изъят".
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска Кортунова С.В. и установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" в размере рыночной стоимости 1 698 000 рублей, рассчитанной экспертом.
В соответствии со статьей 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в частности, для целей налогообложения в порядке, установленном положениями пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391, пункта 2 статьи 403 с учетом пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что административный истец обратился в Иркутский областной суд 10 января 2020 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Кортунова С.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят", площадью 2630 кв.м., расположенного по адресу: "адрес изъят", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения здания торгового комплекса «Север», определенную по состоянию на 1 января 2012 года, равной рыночной стоимости в размере 1 698 000 (один миллион шестьсот девяносто восемь тысяч) рублей.
Дата обращения Кортунова С.В. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка – 10 января 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья Л.Л. Каракич