Дело № 2-243/2018г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2018 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Вагапова З.А., при секретаре Мардановой Р.И., с участием представителя истца помощника Благовещенского межрайонного прокурора Гизамова И.М., истца Мансурова Р.Р., представителя ответчика Администрации муниципального района Благовещенский район РБ Матюшиной Э.Р. (доверенность № 293/364 от 15.02.2018г.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Мансурова Р.Р. к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Благовещенский межрайонный прокурор РБ в интересах Мансурова Р.Р. обратился с иском к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 18 кв.м. и заключить договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В обоснование исковых требований истец указал, что Благовещенской межрайонной прокуратурой в связи с поступившим обращением Мансурова Р.Р. проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в ходе которой установлены нарушения требований закона, связанные с непредставлением жилья Мансурову Р.Р. Проверкой установлено, что Мансуров Р.Р. является лицом, оставшимся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет, после окончания общеобразовательного учреждения, в настоящий момент обучается в профессиональном образовательном заведении. Постановлением главы администрации муниципального района Благовещенский район РБ от 03.07.2017г. № 547 Мансуров Р.Р. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Мансуров Р.Р. на территории Благовещенского района и г.Благовещенск собственником объектов недвижимого имущества не является. Вместе с тем, Мансурову Р.Р.., не являющегося нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, с момента окончания образовательного учреждения до настоящего времени администрацией муниципального района Благовещенский район РБ не предоставлено благоустроенное жилое помещение. Поскольку Мансуров Р.Р. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства, истец обратился с данным иском в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Гизамов И.М., полностью поддержав исковые требования, суду пояснил, что в соответствии с действующим законодательством дети-сироты должны обеспечиваться жильем органами местного самоуправления по достижении 18 лет и окончании учебного заведения Мансуров Р.Р. соответствует указанным требованиям, однако до настоящего времени администрацией муниципального района Благовещенский район РБ ему не предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Мансуров Р.Р. поддержав исковые требования, суду пояснил, что собственного жилья он не имеет. Включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в июле 2017г. В настоящее время он обучается в ГБПОУ Благовещенском многопрофильном профессиональном колледже по очной форме обучения.
Представитель ответчика Администрации Муниципального района Благовещенский район РБ Матюшина Э.Р. просила в удовлетворении иска отказать, поскольку постановлением администрации муниципального района Благовещенский район РБ от 03.07.2017г. № 547 Мансуров Р.Р. включен в Список очередников детей-сирот, по мере поступления денежных средств Мансурову Р.Р. будет предоставлено жилье.
Представитель третьего лица Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, возражений по существу исковых требований не представил.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся и жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержит Закон Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее закон РБ), которым также определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч.1 ст.8).
Частью 8 ст. 8 Закона РБ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
В соответствии с ч. 6 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделение органов муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
Согласно Закону Республики Башкортостан № 260-З от 28.12.2005г. «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, сторонами не оспаривается, что совершеннолетний Мансуров Р.Р., 30.05.1999 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Мансуров Р.Л., Мансурова Т.З. лишены родительских прав (л.д. 16-20).
Постановлением Администрации муниципального образования «Павловский район» № 247 от 24.08.2009г. Сафарова (Храмова) Р.З. была назначена опекуном над несовершеннолетним Мансуровым Р.Р. (л.д. 12).
Как следует из материалов дела, Мансуров Р.Р. окончил общеобразовательное учреждение, в настоящий момент обучается в профессиональном образовательном заведении ГБПОУ Благовещенском многопрофильном профессиональном колледже по очной форме обучения (л.д. 23).
Согласно Заключения комиссии №11 от 14.07.2017г.. по результатам рассмотрения документов комиссия приняла решение о невозможности проживания несовершеннолетнего Мансурова Р.Р. в жилом помещении расположенном по адресу <адрес> л.д.25).
Согласно Постановления № 500 от 20.07.2017г. признан факт невозможности проживания Мансурова Р.Р. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу <адрес> ( л.д.26).
Согласно постановлению администрации муниципального района Благовещенский район РБ от 03.07.2017г. № 547 года Мансуров Р.Р. состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением ( л.д. 31).
Согласно данных Благовещенского территориального участка ГУП Бюро технической инвентаризации РБ, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Мансуров Р.Р. собственником объектов недвижимости на территории Благовещенского района и г.Благовещенск не установлена (л.д. 22, 27).
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка, определение перечня документов, которые должны быть представлены, орган, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 (в редакции Закона РБ от 04.12.2012 № 609-з) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06 сентября 2013 года № 407 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан» предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список. Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания (пункты 8.3, 8.4).
Постановлением Администрации муниципального района Благовещенский район РБ № 381 от 21.03.2012г. установлены нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м.
С 1 января 2012 года вступил в силу Закон Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 451-3 «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», согласно которому государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
Статьей 8 вышеназванного закона определен порядок передачи органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий, согласно которому финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год. Предоставление органам местного самоуправления субвенций для осуществления переданных государственных полномочий осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Таким образом, обязанность Правительства Республики Башкортостан по выделению финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, предусмотрена законом Республики Башкортостан от 31 октября 2011 года № 451-з.
Законом Республики Башкортостан от 02 декабря 2016г. №427 «О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» утверждены объемы и распределены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Башкортостан в обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Таким образом, субвенции, необходимые органам местного самоуправления для финансирования переданных полномочий по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлены Законом Республики Башкортостан от 02 декабря 2016г. №427 «О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» каждому муниципальному образованию Республики Башкортостан и муниципальное образование самостоятельно осваивает выделенные средства в соответствии с имеющимися потребностями.
Учитывая вышеизложенное, поскольку Мансуров Р.Р. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижении возраста 23 лет, окончив обучение, имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, следовательно, администрация муниципального района Благовещенский район РБ обязана предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не менее 18 кв.м. и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет, независимо от даты включения ее в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Довод ответчика о надлежащем исполнении своих обязанностей и об отсутствии денежных средств для приобретения жилья, не состоятелен. Не исполнение органом местного самоуправления государственной гарантии по обеспечению социально - незащищенной категории граждан жилым помещением не может ставиться в зависимость от наличия финансирования муниципального бюджета на указанные цели, поскольку влечет нарушение основополагающих конституционных принципов Российской Федерации, провозгласившей себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Благовещенского межрайонного прокурора РБ удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Благовещенский район РБ предоставить Мансурову Р.Р. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 18 кв.м. и заключить договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий: З.А. Вагапов
Мотивированное решение суда изготовлено 16.03.2018г.