Дело № 3а-120/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 18 марта 2019 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Ошмариной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шаровой Татьяны Анатольевны об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,
установил:
Шарова Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости: назначение - нежилое здание, наименование – магазин; площадью 191, 9 кв. метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 3 911 000 рублей.
Заявление обосновано тем, что Шарова Т.А. является собственником указанного объекта недвижимости и плательщиком налога на имущество физических лиц. Шаровой Т.А. проведена оценка рыночной стоимости объекта недвижимости. Согласно отчету, выполненному ООО «Ярэксперт» (далее – Отчет), рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 12 июля 2012 года составляет 3 911 000 рублей.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, установленная на основании результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 11 декабря 2012 года № 1404-п, составляет по состоянию на 12 июля 2012 года 11 282 307, 62 рублей.
В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Кроме того, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>
Представитель Шаровой Т.А. по доверенности Рынденко Е.Н. в судебном заседании административный иск и ходатайство о восстановлении срока оспаривания результатов государственной кадастровой оценки поддержала.
Представители заинтересованных лиц Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Колобова Е.В. и администрации городского округа город Рыбинск по доверенности Кокорина М.А. в удовлетворении административного иска возражали в связи с недостоверностью представленного административным истцом Отчета в подтверждение требований административного иска.
Административные ответчики Управление Росреестра по Ярославской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представили суду отзывы на административный иск, в которых оставили разрешение дела на усмотрение суда, подтвердили размер кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Административный ответчик Правительство Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направило, правовой позиции в письменном виде по административному исковому заявлению Шаровой Т.А. не представило суду.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив в качестве свидетеля оценщика Григорьеву Л.А., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что ходатайство Шаровой Т.А. о восстановлении срока оспаривания кадастровой стоимости и ее административное исковое заявление подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из дела следует, что результаты государственной кадастровой оценки объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, оспариваемые административным истцом в настоящем деле, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 4 января 2013 года.
С заявлением об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки Шарова Т.А. обратилась в суд 19 февраля 2019 года.
Таким образом, срок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки, которые утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 11 декабря 2012 года № 1404–п, ею пропущен.
Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (пункт 8) пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Анализ тех обстоятельств, на которые ссылается административный истец в обоснование причин пропуска данного срока, свидетельствует об их уважительности.
Суд принимает во внимание, что для целей исчисления налога на имущество физических лиц результаты определения кадастровой стоимости данного имущества стали применяться в 2016 году. К этому времени существенная часть периода оспаривания кадастровой стоимости истекла. В связи с этим, срок оспаривания кадастровой стоимости в пять лет для административного истца сократился по независящим от нее обстоятельствам. Таким образом, подача настоящего административного иска за пределами установленного законом срока оспаривания результатов кадастровой оценки вызвана объективными препятствиями.
В связи с этим срок оспаривания Шаровой Т.А. кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> подлежит восстановлению.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в статьях 245, 246, 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Поскольку оспариваемая в настоящем деле кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в настоящем административном деле суд применяет положения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии со статьями 399 – 403 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), помимо прочего имущества, также здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Законом Ярославской области от 18 ноября 2014 N 74-з в качестве единой даты начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено 1 января 2015 года.
Решением Муниципального Совета городского округа г. Рыбинск от 20.11.2014 года N 15 на территории городского округа город Рыбинск введен налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 года, установлены ставки налога, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Судом установлено, что Шарова Т.А. является собственником объекта недвижимости: назначение - нежилое здание, наименование – магазин; площадью 191, 9 кв. метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
Исходя из вышеприведенных положений налогового законодательства, законодательства Ярославской области и муниципального образования город Рыбинск, а также принимая во внимание что Шарова Т.А. является собственником расположенного на территории города Рыбинск нежилого здания, суд приходит к выводу о том, что она является плательщиком налога на имущество, размер данного налога определяется на оснований сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, следовательно права и законные интересы Шаровой Т.А. затрагиваются установленной в отношении указанного объекта кадастровой стоимостью. При таких обстоятельствах, она имеет право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>
В соответствии с вышеприведенными положениями части 1 статьи 248 КАС РФ, части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на учет в государственный кадастр недвижимости 01 июля 2012 года. Постановлением Правительства Ярославской области от 11 декабря 2012 года N 1404 установлена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости по состоянию на 12 июля 2012 года в размере 11 282 307, 62 рубля.
Административным истцом представлен Отчет ООО «Ярэксперт» оценки рыночной стоимости данного объекта недвижимости, которым установлено, что рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 12 июля 2012 года составила 3 911 000 рублей.
Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области и администрацией городского округа город Рыбинск в судебном заседании заявлено о несоответствии Отчета законодательству об оценочной деятельности.
Проанализировав Отчет, показания оценщика Григорьевой Л.А., допрошенной судом в качестве свидетеля, суд не находит оснований согласиться с обоснованностью заявленных заинтересованными лицами возражений.
Из Отчета следует, что расчет рыночной стоимости объекта недвижимости осуществлялся оценщиком с использованием затратного, сравнительного и доходного подходов.
При расчете рыночной стоимости объекта затратным подходом оценщиком рассчитывалась стоимость строительства здания (стоимость замещения) с подобными характеристиками за вычетом его износа на дату оценки.
При расчете стоимости замещения оценщиком приняты для расчетов сведения о стоимости строительства одного квадратного метра общественных зданий в 2011 году, приведенных в справочнике КО-ИНВЕСТ «Общественные здания 2011».
Указанная расценка корректировалась оценщиком на площадь. Примененный корректирующий коэффициент также взят оценщиком из указанного справочника для общественных зданий в 2011 году.
Указание в расчетной таблице на применение данного коэффициента для складских помещений является опиской, которая к получению недостоверной величины рыночной стоимости объекта оценки не привела, так как размер коэффициента определен оценщиком правильно (как указывалось выше – для общественных зданий).
Стоимость 1 кв.метра строительства принята оценщиком в размере 5 691 рублей – для магазинов с подвалами от 1 до 2 этажей по классу качества «эконом». Такое решение оценщика является правильным, соответствующим основным характеристикам объекта оценки – классу качества, объему, высотности.
Довод Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о том, что для расчета должна была применяться расценка в 13 793 рубля за 1 кв.метр – магазины продовольственные, промтоварные и смешанной торговли без подвала с охлаждаемыми камерами, является необоснованным, так как объект оценки указанным оборудованием (охлаждаемые камеры) не оснащен.
Судом по доводам Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области обнаружена также описка в расчетной таблице определения рыночной стоимости объекта оценки сравнительным подходом – в части описания объекта оценки, где его характеристики указаны неверно. Вместе с тем, из таблицы со всей очевидностью следует, что для расчета принимались верные характеристики объекта оценки.
Определяя величину рыночной стоимости объекта оценки сравнительным подходом методом сравнения продаж оценщик использовал сведения о трех объектах – аналогах, к ценам которых применены корректировки на выход на красную линию и на физическое состояние здания.
Корректировка на местоположение цен объектов – аналогов оценщиком не производилась, так как отчет содержит выводы оценщика о сопоставимости по данной характеристике объекта оценки и объектов – аналогов.
Данный вывод оценщика заинтересованными лицами не опровергнут.
Довод администрации городского округа город Рыбинск о том, что к объекту – <адрес> доступ общественного транспорта хуже, чем к объекту оценки и другим объектам – аналогам, а потому его цена подлежала корректировке, обоснованно опровергнут оценщиком, согласно пояснениям которого в качестве местоположения оценивалось транспортная доступность объекта оценки и объектов – аналогов любым видом транспорта, а не только общественным.
В рамках сравнительного подхода оценщиком определялась стоимость земельного участка под объектом оценки в целях последующего исключения данной стоимости из той, что была получена сравнительным подходом методом сравнения продаж аналогичных объектов, в цену которых включен земельный участок под объектом недвижимости.
Стоимость земельного участка также определялась оценщиком методом сравнения продаж.
При этом оценщиком использованы сведения об объектах – аналогах, расположенных в городе Ярославль с применением корректировки на местоположение земельного участка.
В судебном заседании на возражения администрации городского округа город Рыбинск относительно неиспользования объектов, расположенных в городе Рыбинск, оценщик пояснила, что на дату оценки ею не было обнаружено земельных участков в городе Рыбинск, схожих по основным ценообразующим характеристикам с объектом оценки.
Указанные пояснения оценщика материалами дела не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований подвергать сомнению достоверность Отчета по указанным основаниям. Применение в расчетах объектов – аналогов, находящихся в другом городе области, федеральными стандартами оценки не запрещается. При этом, указанные различия в характеристиках объекта оценки и объектов – аналогов исключаются путем введения соответствующей корректировки.
В данной части Отчета судом на основании возражений администрации городского округа город Рыбинск также обнаружена описка в части указания местоположения объекта оценки при обосновании корректировки на местоположение. Вместе с тем, неверное указание данного местоположения к получению недостоверных сведений не привело, так как для определения необходимости введения корректировки и ее величины оценщиком использованы верные сведения об объекте оценки.
По изложенным основаниям, суд приходит к выводу о том, что описанная выше процедура оценки привела к достоверным выводам относительно величины рыночной стоимости объекта недвижимости административного истца.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований не доверять выводам Отчета и установленной в нем величине рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости 3 911 000 рублей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с установлением рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объекта недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление Шаровой Т.А. подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в данном деле является дата обращения Шаровой Т.А. с настоящим заявлением в суд, то есть – 19 февраля 2019 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Восстановить Шаровой Татьяне Анатольевне срок оспаривания результатов государственной кадастровой оценки в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>
Административное исковое заявление Шаровой Татьяны Анатольевны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: назначение - нежилое здание, наименование – магазин; площадью 191, 9 кв. метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 3 911 000 (три миллиона девятьсот одиннадцать тысяч) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 3 911 000 (три миллиона девятьсот одиннадцать тысяч) рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 19 февраля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Щеголькова