Решение по делу № 2-889/2023 от 28.09.2023

                                                                                                                                                                             Дело №2-889/2023

44RS0027-01-2023-000996-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2023 года                                                                                    г.Волгореченск

Нерехтский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Леонтьевой О.А., при секретаре Поздеевой В.В., с участием представителя департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Иванова М.С., ответчика Кверзнева А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области к Кверзневу А.В. о взыскании денежных средств,

                                                               установил:

Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области (далее - департамент) обратился с иском к Кверзеву А.В. о взыскании денежных средств в размере (данные изъяты)., полученных при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, указав, что 07.07.2021г. Кверзнев А.В. обратился в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. 09.08.2021 года между департаментом и Кверзневым А.В. заключен социальный контракт в целях реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (далее - социальный контракт). Контракт заключен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства в размере (данные изъяты). перечислены ОГКУ «Центр социальных выплат» на лицевой счет Кверзнева А.В. платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с пунктом 4.2.5 социального контракта гражданин обязан ежемесячно предоставлять в организацию социального обслуживания документы, подтверждающие факт выполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации, а в соответствии с пунктом 4.2.10 социального контракта - отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации.

В адрес ОГБУ «Волгореченский комплексный центр социального обслуживания населения» от Кверзнева А.В. отчетов о выполнении программы социальной адаптации не поступало и до настоящего времени. Просят иск удовлетворить и взыскать с Кверзева А.В. денежные средства.

В судебном заседании, представитель департамента Иванов М.С., действующий на основании доверенности, иск поддержал по изложенным в иске основаниям. Также указал, что ранее не обращались в суд, поскольку давали человеку шанс исполнить условия контракта.

Кверзнев А.В. в судебном заседании с иском согласился, подтвердил, что им были получены денежные средства, но он не смог реализовать свой бизнес план. Понимает, что денежные средства необходимо вернуть. Будет возвращать по частям как-нибудь.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки) определяет Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 07 июля 2021 года Кверзнев А.В. обратился в департамент с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.

На основании приказа департамента от 29 июля 2021 года № 676 «О назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта Кверзневу А.В.» ДД.ММ.ГГГГ года между департаментом и Кверзневым А.В. заключен социальный контракт в целях реализации мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 2.1 социального контракта департамент обеспечивает предоставление гражданину государственной социальной помощи в виде единовременной выплаты на основании социального контракта в размере (данные изъяты) рублей.

Контракт заключен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 11 Порядка определения размера, назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, заключения, изменения и расторжения социального контракта, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 22 марта 2021 года №134-а «О реализации Закона Костромской области от 19 июля 2005 года № 292-ЗКО «О государственной социальной помощи в Костромской области» (далее - Порядок) и пунктом 4.2.3 социального контракта гражданин, заключивший социальный контракт, должен был приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, а также представить в организацию социального обслуживания Костромской области (ОГБУ «Волгореченский комплексный центр социальной обслуживания населения») документы, подтверждающие факт расходования средств.

В соответствии с пунктом 4.2.5 социального контракта гражданин обязан ежемесячно предоставлять в организацию социального обслуживания документы, подтверждающие факт выполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации, а в соответствии с пунктом 4.2.10 социального контракта - отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации.

Пунктом 4.2.12 Предусмотрена обязанность гражданина, с которым заключен социальный контракт, возместить в областной бюджет денежные средства, полученные необоснованно (в случае нецелевого расходования, невыполнения мероприятий программы социальной адаптации, предоставление недостоверной информации).

Кверзев А.В. согласился с условиями социального контракта и обязался выполнять их, что подтверждается его подписью.

Согласно п. 6.1. социальный контракт вступил в законную силу с 01 августа 2023г. и действует до 31 июля 2022 года.

Факт перечисления ОГКУ «Центр социальных выплат» денежных средств в размере 250 000 рублей на лицевой счет Кверзнева А.В. подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ .

В адрес ОГБУ «Волгореченский комплексный центр социального обслуживания населения» от Кверзнева А.В. отчетов о выполнении программы социальной адаптации не поступало.

ОГБУ «Волгореченский комплексный центр социального обслуживания населения» поддерживало с ним связь, выходили на место его проживания. Ответчик обещал предоставить документы в подтверждение выполнения своего бизнес плана, но в дальнейшем документы им не были предоставлены.

Департаментом в адрес Кверзнева А.В. ДД.ММ.ГГГГ за направлено уведомление о возможности расторжения с ним социального контракта в связи с неисполнением по неуважительным причинам условий социального контракта, а также с просьбой сообщить в организацию социального обслуживания о намерениях по исполнению мероприятий в рамках заключенного социального контракта, в том числе приложить документы подтверждающие приобретение основных средств, материально-производственных запасов, необходимых для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, в соответствии с планом расходования денежных средств и представить документы, свидетельствующие об уважительной причине невыполнения условий социального контракта.

По информации ОГБУ «Волгореченский комплексный центр социального обслуживания населения» от 26.08.2022 информации об исполнении условий социального контракта и каких-либо документов от Кверзнева А.В. не поступило.

В адрес администрации городского округа город Волгореченск департаментом 09.09.2022 за №4122-07-07 направлено письмо, с просьбой принять меры реагирования на сложившуюся ситуацию и проинформировать департамент о проделанной работе в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На протяжении всего исполнения контракта сотрудниками администрации городского округа город Волгореченск проводился контроль посредством телефонных переговоров.    Кверзнев А.В. намеревался 26.09.2022 лично явиться в департамент для урегулирования спора, но в назначенную дату Кверзнев А.В. в департамент не явился.

До настоящего времени каких-либо документов от Кверзнева А.В. в департамент не поступало.

На основании вышеизложенного, Кверзнев А.В. не выполнил обязательные мероприятия, предусмотренные социальным контрактом и программой социальной адаптации, чем нарушены условия социального контракта.

Кроме того, в судебном заседании Кверзев А.В. подтвердил, что не смог реализовать свой бизнес-план, условия контракта не выполнил, с иском согласен, и понимает, что денежные средства необходимо будет вернуть.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Поскольку ответчик, в нарушении п. 4.2.11 социального контракта не исполнил обязательные мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации вследствие своей недобросовестности, что подтверждается представленными материалами дела, данный факт является безусловным основанием для возврата полученных по данному социальному контракту денежных средств.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                              РЕШИЛ:

Иск департамента по труду и социальной защите населения Костромской области к Кверзневу А.В. о взыскании денежных средств, удовлетворить.

Взыскать с Кверзнева А.В., в пользу департамента по труду и социальной защите населения Костромской области денежные средства в размере (данные изъяты)(двести пятьдесят тысяч) рублей, полученные при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд Костромской области.

                 Судья                                 О. А. Леонтьева

           Мотивированное решение изготовлено 27 октября 2023 года

2-889/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области
Ответчики
Кверзнев Алексей Владимирович
Другие
Иванов Максим Сергеевич
ОГБУ "Волгореченский комплексный центр социального обслуживания населения"
Суд
Нерехтский районный суд Костромской области
Судья
Леонтьева Ольга Александровна
Дело на сайте суда
nerehtsky.kst.sudrf.ru
28.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.09.2023Передача материалов судье
04.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее