Решение по делу № 3а-82/2020 от 20.01.2020

№ 10OS0000-01-2020-000006-17

№ 3а-74/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2020 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Макаршиной А.А., с участием прокурора Волковой Е.А., административного истца Заступневича И.А.,его представителяВодолагина В.А.,представителя административного истцаСудниковой Н.Е. Калинина В.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениямСудниковой Н.Е., Заступневича И.А. о признании решения ХХVII сессии II созыва Совета Хаапалампинского сельского поселения от 16 ноября 2012 г. №8 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Хаапалампинское сельское поселение» Сортавальского муниципального района» в части недействующим,

УСТАНОВИЛ:

Судникова Н.Е., Заступневич И.А.в судебном порядкеоспорилирешение ХХVII сессии II созыва Совета Хаапалампинского сельского поселения от 16 ноября 2012 г. № 8 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Хаапалампинское сельское поселение» Сортавальского муниципального района» в части включения земельных участков с кадастровыми номерами (...) в границы II пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, отображенной на Схеме зон с особым использованием территории в составе Генерального плана Хаапалампинского сельского поселения (...)

Требования мотивированы тем, что обращения административных истцов в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении Судниковой Н.Е., Заступневичу И.А.земельных участков с кадастровыми номерами (...) в собственностьоставлены без удовлетворения по мотивурасположения земельных участков в соответствии с Картой градостроительного зонирования территорииПравил землепользования и застройки муниципального образования «Хаапалампинское сельское поселение» и Схемой зон с особыми условиями использования территории в составе Генерального плана Хаапалампинского сельского поселения во II поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.

Считая, что установление Советом Хаапалампинского сельского поселения Сортавальского муниципального района Республики Карелия (далее - Совет, административный ответчик) в Генеральном плане Хаапалампинского сельского поселения зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения без соблюдения требований Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ), СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраныисточников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02)нарушает их права на предоставление в собственность земельных участков, административные истцы просили признать вышеназванный нормативный акт в части включения в границы II пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения земельных участков с кадастровыми номерами (...) недействующими.

Определением судьи от 14 января 2020 г. к участию в деле по административному иску Судниковой Н.Е. в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношении Республики Карелия, Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия.

Определением судьи от 20 января 2020 г. к участию в деле по административному иску Заступневича И.А. в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия, Совет Сортавальского муниципального района.

Определением судьи от 20 января 2020 г. административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

Определениями суда от 10 февраля 2020 г. и 02 марта 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «Карелводоканал» и муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Сортавальского муниципального района».

В судебном заседании административный истец Заступневич И.А., представители административных истцов поддержали требования, изложенные в административных исках.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные иски подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 3 ГрК РФ предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатациюпри осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения, входят в полномочия органов местного самоуправления поселения.

Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Оспариваемое решение, которым утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хаапалампинского сельского поселения принято уполномоченным органом,подписано главой муниципального образования и опубликовано в установленном порядке.

Процедура принятия оспариваемого решения проверялась в порядке статьи 21 КАС РФ вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 15 октября 2019 г. по административному делу по административным исковым заявлениям общества с ограниченной ответственностью «Ладожская усадьба»,Онянова Ю.В., общества с ограниченной ответственностью «Картано» о признании решения ХХVII сессии II созыва Совета Хаапалампинского сельского поселения от 16 ноября 2012 г. №8 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Хаапалампинское сельское поселение» Сортавальского муниципального района» в части недействующими.

В силу статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Судебным актом установлено, что административным ответчиком не представлено в суд доказательств, позволяющих проверить соблюдение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового документа, отсутствуют данные о соблюдении требований статьи 24 ГрК РФ, а именно, решение о подготовке проекта генерального плана, решение о назначениипубличных слушаний в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

В материалы дела были представлены копии выписок из протокола публичных слушаний, проведенных в Хаапалампинском сельском поселении, однако, из данных документов невозможно сделать вывод, когда и где они проводились, а также была ли соблюдена процедура оповещения жителей о проведении таких слушаний.

Таким образом, административный ответчик не доказал факт соблюдения им процедуры при принятии оспариваемого нормативного правового акта.

Не представлено подобных доказательств и при рассмотрении настоящего административного дела.

Суд с учетом имеющихся доказательств приходит к выводу о том, что административный ответчик нарушил требования статьи 24 ГрК РФ.

Установлено, что земельные участки,используемыеСудниковой Н.Е., Заступневичем И.А. с кадастровыми номерами (...) соответственно, находятся во втором поясе зоны санитарной охраны источникапитьевого водоснабжения.

Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами (...) в одной зоне санитарной охраны источника водоснабжения.

Указанным выше решением Верховного Суда Республики Карелия от 15 октября 2019 г. оспариваемый нормативный правовой акт признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части включения в границыII пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в отношении земельных участков с кадастровыми номерами (...)

Судебным актом установлено, что оспариваемые решения приняты с нарушением компетенции органа и процедурой установления зон санитарной охраны источников водоснабжения, что приводит к нарушению прав правообладателей земельных участков, включенных в указанную зону.

Учитывая, что земельные участки административных истцов расположены в II пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения вместе с земельными участками, принадлежащими Онянову Ю.В., ООО «Ладожская усадьба» и ООО «Картано», законность установления границзоны санитарной охраны которой являлась предметом рассмотрения в рамках вышеобозначенного административного дела, подлежат применению положения части 2 статьи 64 КАС РФ.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта была нарушена компетенция органа и процедура установления зон санитарной охраны, границыII пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения установлены с нарушением требований абзаца 2 пункта 4 и абзаца 2 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»(в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта)и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Следовательно, СоветХаапалампинского сельского поселения, утвердив проект Генерального плана в 2012 г. в отсутствие решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об установлении зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, вышел за пределы компетенции в части установления границII пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в отношении земельных участков с кадастровыми номерами (...)

В силу пункта 1 части 2 статьи 215КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, понесенные судебные расходы. Поскольку Судникова Н.Е., Заступневич И.А. при подаче административного иска уплатили государственную пошлину, то с административного ответчика подлежит взысканию в пользу административных истцов 300 руб. в пользу каждого.

Руководствуясь статьями 111, 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые заявленияСудниковой Н.Е., Заступневича И.А. удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда

решение ХХVII сессии II созыва Совета Хаапалампинского сельского поселения от 16 ноября 2012 г. №8 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования «Хаапалампинское сельское поселение» Сортавальского муниципального района» (в действующей редакции) в части включения земельных участков с кадастровыми номерами (...) в границы II пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.

Обязать Совет Хаапалампинского сельского поселения опубликовать сообщение о решении суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном органе административного ответчика.

Взыскать с Совета Хаапалампинского сельского поселения в пользуСудниковой Н.Е. государственную пошлину в размере 300 руб.

Взыскать с Совета Хаапалампинского сельского поселения в пользу Заступневич И.А. государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 12 марта 2020 г.

3а-82/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Дело присоединено к другому делу
Истцы
Заступневич Игорь Алексеевич
Ответчики
Совет Хаапалампинского сельского поселения
Другие
Прокуратура Республики Карелия
Администрация Сортавальского муниципального района
Министерство природных ресурсов и экологии по Республике Карелия
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Управление Роспотребнадзора по РК
Администрация Хаапалампинского сельского поселения
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Кудряшова Елена Павловна
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
20.01.2020Регистрация административного искового заявления
20.01.2020Передача материалов судье
20.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2020Дело присоединено к другому делу
29.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее