Судья Леонтьева И.В. Дело № 33-10728/2015
А-54
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего- Платова А.С.,
судей - Сударьковой Е.В., Баимовой И.А.,
при секретаре - Васютиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по иску Кочнева <данные изъяты> к ГУ Красноярское Региональное Отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,
по апелляционной жалобе Кочнева <данные изъяты>,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 29 июня 2015 г., которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении исковых требований Кочнева <данные изъяты> к ГУ Красноярское Региональное Отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кочнев В.С. обратился в суд с иском к ГУ КРО ФСС РФ о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год.
Свои требования мотивировал тем, что является инвалидом <данные изъяты>. В соответствии с ИПР ему рекомендовано ежегодное санаторно- курортное лечение.
В феврале 2015 г. он обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2015 году, с предоставлением справок и рекомендаций врача. Однако до настоящего времени путевка ответчиком не предоставлена без объяснения причин.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права.
В суде апелляционной инстанции истец Кочнев В.С. поддержал доводы апелляционной жалобы по указанным в ней основаниям.
Представитель ответчика Крафт Н.А., действующая на основании доверенности от 01.01.2015 г., апелляционную жалобу считает не обоснованной, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Выслушав пояснения участников процесса, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с п.8 ст.6.1, п.1.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год; порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч.2, 5 ст.6.3 Федерального закона РФ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ).
Во исполнение указанного положения Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 29.12.2004 года был издан Приказ
N 328, которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Согласно п. 3.3 названного Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий РФ, по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Следовательно, правоотношения, связанные с оказанием государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, урегулированы федеральным законодательством, которое гарантирует инвалидам предоставление при наличии медицинских показаний санаторно-курортного лечения в течение календарного года.
Пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03 апреля 2014 года N 686-О, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (а в случае передачи соответствующих полномочий Российской Федерации высшим органам государственной власти субъектов Российской Федерации - уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе действительная в течение шести месяцев справка медицинского учреждения о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или иные уполномоченные органы по месту жительства до 1 декабря текущего года.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
Таким образом, Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, устанавливают механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяют источник и необходимый объем финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Кочнев Г.В. является инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой МСЭ 2004 №5850533. В феврале 2015 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2015 году. Однако до момента предъявления искового заявления в суд путевка ему не предоставлена.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь ст.6.3 ФЗ от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», пришел к правильному выводу о том, что на период предъявления иска в суд и принятия решения, календарный 2015 год, в который истец должен быть обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение, не закончился, в связи с чем, право истца не нарушено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку обратившись в феврале 2015 г. с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, Кочнев В.С. продолжает сохранять право на получение указанной льготы в натуральной форме в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, с учетом очередности регистрации поданного ей в ГУ КРО ФСС РФ заявления о предоставлении путевки.
Таким образом, возложение судом на ГУ КРО ФСС РФ обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение без соблюдения установленного порядка очередности их предоставления в соответствии с регистрацией соответствующих обращений граждан, нарушает права иных получателей набора социальных услуг на равное социальное обеспечение и иные охраняемые законом интересы.
Как видно из материалов дела при регистрации заявления Кочнева В.С. о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год, оно было зарегистрировано за №11442. Таким образом, еще 11441 человек, обратившиеся до Кочнева В.С. с соответствующими заявлениями, не реализовали свое право на санаторно-курортное лечение.
Разрешая исковые требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании действующего законодательства и аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, были предметом исследования в суде первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░ 2015 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: