Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № № ******
в производстве Октябрьского районного суда <адрес>.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Хрущевой О.В., при секретаре ФИО2,
с участием помощника военного прокурора <адрес> ФИО3, представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО16, Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» ФИО17 о признании бездействий незаконными и понуждении к действию.
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеупомянутым иском. В обоснование требований указал, что военной прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что до настоящего времени ФИО18 и ФИО47 в нарушение норм действующего законодательства не приняли мер по установке в жилых домах, специализированного жилищного фонда военных городков, ранее находившихся на балансе <адрес> КЭЧ района, в том числе на объектах специализированного жилищного фонда <адрес> индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в квартирах <адрес>. Кроме того, в <адрес> не установлены общедомовые приборы учета горячего и холодного водоснабжения, а также тепловой энергии. Указанные действия ФИО19 и ФИО48 противоречат требованиям действующего законодательства и нарушают интересы Российской Федерации по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности, а также права граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда.
На основании изложенного истец просил суд признать бездействие ответчиков, связанное с не установлением индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в квартирах <адрес>, незаконным; признать бездействие ответчиков, связанное с не установлением общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а также тепловой энергии в <адрес>/о <адрес>, незаконным; обязать ответчиков установить индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в квартирах <адрес>, ввести указанные приборы в эксплуатацию; обязать ответчиков установить общедомовые приборы учета холодного и горячего водоснабжения, а также тепловой энергии в <адрес>/о <адрес>, ввести указанные приборы в эксплуатацию.
В судебном заседании помощник военного прокурора <адрес> ФИО3 заявленные требования поддержал, дал аналогичные пояснения. Дополнительно указал, что просит возложить обязанность по установке счетчиков на двух ответчиков, поскольку именно на ФИО49 уставом возложена обязанность по формированию документов для принятия ФИО67 решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайства об отложении заседания не заявлял.
Представитель ответчика ФИО50 в судебном заседании указал, что с предъявленным иском не согласен, поскольку в заявленном прокурором иске отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушения либо угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда. Кроме того, указал, что прокурором не представлено доказательств, что собственником указанных в иске квартир является ФИО66. На ФИО51 уставом не возложена обязанность по обеспечению домов приборами учета. Обязанность по установке счетчиков возложена на ФИО68. Также указал, что истцом не представлено доказательств того, что приборы учета в настоящее время не установлены.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, ФИО69» ФИО5 в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что ФИО70» осуществляет только текущий ремонт имущества, находящегося на балансе ФИО52, против удовлетворения заявленных требований не возражала.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что военной прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что до настоящего времени ФИО53 и ФИО20 в нарушение действующего законодательства не установлены индивидуальные приборы учеты холодного и горячего водоснабжения в квартирах <адрес>. Кроме того, в <адрес> п/о <адрес> не установлены общедомовые приборы учета горячего и холодного водоснабжения, а также тепловой энергии.
Также судом установлено, что ФИО71» на основании договора управления специализированным жилищным фондом военных городков ФИО21 №1-УЖФ от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с ФИО22, осуществляет содержание и эксплуатацию специализированного жилищного фонда военных городков, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилищном фонде военных городков, в том числе жилого <адрес>.
В соответствии с п.1 Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», ФИО23 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении ФИО24 федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений ФИО25» создан Департамент имущественных отношений ФИО26, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О реорганизации федеральных государственных учреждений ФИО27» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений ФИО28, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Во исполнение указанных нормативных документов объекты федерального недвижимого имущества, ранее находящиеся на балансе <адрес> КЭЧ района, в том числе жилой фонд военного городка, расположенного по адресу: <адрес>, п/о Порошино, были переданы ФИО54, что подтверждается имеющимся в материалах дела передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно вышеупомянутого передаточного акта специализированный жилищный фонд п/о <адрес> также передан ФИО55.
В соответствии с ч.3 Устава ФИО56 является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил Российской Федерации. Согласно ч.19 Устава ФИО57 осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил. Основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных силах решения и выполнения задач, по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации. Для достижения целей Учреждение осуществляет основные виды деятельности: проводит инвентаризацию имущества Вооруженных Сил, формирует предложения по использованию имущества, ведет учет имущества, формирует документы для принятия МО РФ решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил (ч.20).
В силу ч.26 Устава, имущество Учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления или предоставляется ему в безвозмездное пользование собственником имущества. Право оперативного управления в отношении федерального имущества, закрепленного за Учреждением, возникает у Учреждения с момента передачи и приобретения имущества. Право владения и пользования на безвозмездной основе в отношении федерального имущества, переданного Учреждению, возникает у Учреждения с момента подписания акта приема-передачи имущества.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что полномочия собственника специализированного жилищного фонда п/о <адрес> осуществляет ФИО29, а ФИО58 является организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе, специализированного жилищного фонда п/о <адрес>.
В соответствии со ст.99 Жилищного кодекса РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст.30 Жилищного кодекса РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 13 Федерального закона №261-ФЗ от 23 ноября 2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 ст.13 Федерального закона №261-ФЗ от 23 ноября 2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее –Закон №261-ФЗ) установлено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Во исполнение полномочий, предоставленных ему в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации утвердило Правила, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 в целях учета потребленных коммунальных услуг на потребителя данных услуг возложена обязанность использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие проверку.
В силу пунктов 80 - 81 данных Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81 Правил).
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
В связи с изложенным, суд делает вывод о том, что обязанность по установлению индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в квартирах <адрес>, общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а также теплоснабжения в <адрес>/о <адрес> и ввода в этих приборов учета в эксплуатацию, должна быть возложена на обоих ответчиков.
При этом доводы представителя ответчика ФИО72 о том, что истцом не представлено доказательств того, что объекты недвижимости принадлежат на праве собственности ФИО31 суд находит не состоятельными, поскольку само по себе отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются собственностью Российской Федерации. Имеющиеся же в материалах дела доказательства ( договор управления специализированным жилищным фондом, передаточный акт) свидетельствуют о том, что жилой <адрес> является объектом федеральной собственности, находящимся в ведении ФИО32 и передан на баланс ФИО73.
ФИО74, согласно Устава, осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил. При этом, имущество закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления либо безвозмездного пользования.
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 296 ГК РФ при оперативном управлении учреждение, в отношении закрепленного за ним имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.
В соответствии со статьей 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Проанализировав вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу о том, что ответственным за несоблюдение обязанности по оснащению спорных жилых помещений в процессе их эксплуатации приборами учета используемых энергетических ресурсов несут оба ответчика – ФИО35, как представитель собственника и ФИО75, как организация, осуществляющая полномочия Министерства обороны РФ по учету, управлению и распоряжению, а также контролю за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым установить ответчикам срок для исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск военного прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФИО37, ФИО76 о признании бездействий незаконными и понуждении к действию удовлетворить.
Признать бездействие ФИО39 и ФИО77, связанное с не установлением индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения в квартирах <адрес>, незаконным.
Признать бездействие ФИО41 и ФИО78, связанное с не установлением общедомовых приборов учета холодного и горячего водоснабжения, а также тепловой энергии в <адрес>/о <адрес>, незаконным.
Обязать ФИО43 и ФИО79 установить индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в квартирах <адрес>, ввести указанные приборы в эксплуатацию, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать ФИО45 и ФИО80 установить общедомовые приборы учета холодного и горячего водоснабжения, а также тепловой энергии в <адрес>/о <адрес>, ввести указанные приборы в эксплуатацию, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Председательствующий: О.В.Хрущева