Дело № 2а- 1013/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2020 года

Шарьинский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи: Гуманец О.В.

при секретаре Долгодворовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа город Шарья Костромской области к судебному приставу-исполнителю межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области ФИО5, УФССП по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 65344/20/44001-ИП,

УСТАНОВИЛ:

администрация городского округа город Шарья Костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А., в котором просит освободить её от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП по Костромской области Карповой О.А. от 5.10.2020 года по исполнительному производству № 65344/20/44001-ИП.

В обоснование иска указала, что решением Шарьинского районного суда Костромской области от 23 июня 2020 года по делу № 2- 159/2020 удовлетворён иск Шарьинского межрайонного прокурора о возложении на администрацию обязанностьпредоставить П.А.Н., "__"____ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения с учётом нормы предоставления жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья Костромской области.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 5.10.2020 года на основании исполнительного листа было возбуждено исполнительное производство № 65344/20/44001-ИП. Администрации установлен 5-дневнкй срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от 27.10.2020 года (вх. № 5998/02-11 от 2.11.2020 года) с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального чакона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Администрация считает, что приняла все меры длянадлежащего исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения,

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования,

В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Бюджет городского округа город Шарья на 2020 год, утвержденный Решением Думы городского округа город Шарья Костромской области от 24.12.2019 N 58-ДН "О бюджете городского округа город Шарья Костромской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» как и за предыдущие годы принят с дефицитом, а дополнительные денежные средства на обеспечение полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо предусмотренных областных субвенций на исполнение указанных государственных полномочий не содержало, исполнение решений суда в интересах указанной категории лиц осуществляется исключительно за счет направленных областью субвенций.

Администрацией принимаются меры по организации приобретения жилых помещений для исполнения решений судов. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья на официальном сайте государственных закупок в сети «Интернет» размещён план закупок на 2020 год, в соответствии с которым запланировано на 2020 год проведение аукционов в электронной форме на предмет приобретения жилых помещений для обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа г. Шарья Костромской области.

В январе 2020 года с целью исполнения решений Шарьинского районного суда о предоставлении жилых помещений отвечающих санитарным и техническим нормам на основании которых были возбуждены исполнительные производства, между Администрацией и Департаментом строительства, жилищно - коммунального хозяйства и топливно - энергетического комплекса Костромской области было заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городского округа город Шарья Костромской области субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений № 6 от 17.01.2020 года. Таким образом, субвенциями предусмотрено 18 039 524 (Восемнадцать миллионов тридцать девять тысяч пятьсот двадцать четыре) рубля 00 копеек.

На вышеперечисленные субвенции комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья заключено 23 муниципальных контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа город Шарья Костромской области.

Свободных жилых помещений специализированного жилого фонда для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в оперативном управлении Администрации нет.

Срок формирования и утверждения областного бюджета на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области - декабрь 2020 года.

Следовательно, исполнение решений суда в интересах указанной категории лиц может осуществляться в 2021 году только за счёт направленных областью субвенций.

Помимо всего вышеперечисленного, администрация считает, что уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора является нецелесообразной, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета (муниципального образования) в другой (федеральный) внутри бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений, будут взысканы в виде исполнительского сбора.

В связи с изложенным, администрация считает, что приняла все меры для надлежащего исполнения обязательств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась по характеру обязательств и условиям оборота. Исполнить решение Шарьинского районного суда по делу №__ в установленный судебным приставом-исполнителем срок было объективно невозможно, так же в связи с изложенными обстоятельствами было невозможно его исполнение на дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

В ходе подготовки к рассмотрению дела судом к участию было привлечено УФССП по Костромской области в качестве второго административного ответчика, также Шарьинский межрайонный прокурор и П.А.Н. в качестве заинтересованных лиц.

В направленных в суд возражениях судебный пристав-исполнитель Карпова О.А. указала, что должник был информирован о возбуждении исполнительного производства, о предоставленном ему 5-дневном сроке для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Требования, содержащиеся в исполнительном листе, администрация в установленный срок не исполнила. Доказательства наличия обстоятельств непреодолимой силы должник судебному приставу не представил, соответственно постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора соответствует положениям статьи 112 Закона об исполнительном производстве.

Затруднительное финансовое положение должника, дефицит бюджета, не является основанием для неисполнения решения суда, поскольку не свидетельствует об исключительном, непредвиденном характере препятствий к исполнению решения. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

Просила отказать в удовлетворении заявленного требования.

Дело рассматривалось в отсутствие сторон, своевременно извещённых о дате слушания. В направленном в суд ходатайстве о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, указано о поддержании иска.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Шарьинского районного суда от 23.06.2020 года на администрацию городского округа город Шарья возложена обязанностьпредоставить П.А.Н., "__"____ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения с учётом нормы предоставления жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья Костромской области.

На основании предъявленного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем 5.10.2020 года было возбуждено исполнительное производство № 65344/20/44001-ИП.

В установленный пятидневный срок после получения постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении указанного исполнительного производства решение суда исполнено не было.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от 27.10.2020 года в связи с неисполнением в срок в добровольном порядке требований исполнительного документа с администрации городского округа город Шарья взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей.

В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения.

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В силу п.75 того же Постановления при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В январе 2020 года с целью исполнения решений Шарьинского районного суда о предоставлении жилых помещений отвечающих санитарным и техническим нормам на основании которых было возбуждено вышеизложенное исполнительное производство между администрацией и Департаментом строительства, жилищно- коммунального хозяйства и топливно - энергетического комплекса Костромской области было заключено Соглашение о предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городского округа город Шарья Костромской области субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений № 6 от 17.01.2020 года, размер субвенций составляет 18 039 524 рубля.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья на официальном сайте государственных закупок в сети «Интернет» размещён план закупок на 2020 год, в соответствии с которым запланировано на 2020 год проведение аукционов в электронной форме на предмет приобретения жилых помещений для обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа г. Шарья Костромской области.

В суд представлены сведения о предоставлении в 2020 году 23 жилых помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежали обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа г. Шарья Костромской области.

Бюджет городского округа город Шарья на 2020 год, утвержденный Решением Думы городского округа город Шарья Костромской области от 24.12.2019 N 58-ДН "О бюджете городского округа город Шарья Костромской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» как и за предыдущие годы принят с дефицитом, дополнительные денежные средства на обеспечение полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо предусмотренных областных субвенций на исполнение указанных государственных полномочий не содержало. Следовательно, исполнение решений суда в интересах указанной категории лиц могло осуществляться исключительно за счет направленных областью субвенций.

Администрацией городского округа город Шарья Костромской области неоднократно направлялись письма о рассмотрении вопроса о дополнительном финансировании для реализации полномочий об обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на имя и.о. директора Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области и заместителя председателя Костромской областной Думы.

Указанные доводы подтверждены представленными суду документами, в том числе соглашением о предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городского округа город Шарья Костромской области субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений №6 от 17.01.2020 года, а также сведениями об отсутствии свободных жилых помещений в муниципальном специализированном жилищном фонде на территории городского округа город Шарья Костромской области.

По мнению суда, административным истцом представлены достаточные и неопровержимые доказательства, свидетельствующие о принятии мер для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. В течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было в силу вышеизложенных обстоятельств невозможно.

При указанных обстоятельствах, наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда, отсутствии виновного противоправного бездействия должника - администрации городского округа город Шарья в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, административный иск об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░5 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 27.10.2020 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 65344/20/44001-░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░         ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ _______.

2а-1013/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шарьинский межрайонный прокурор
Администрация городского округа г. Шарья
Ответчики
Судебный пристав - исполнитель ОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карпова Ольга Александровна
УФССП по Костромской области
Другие
Платонова Анна Николаевна
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Судья
Гумaнец О. В.
Дело на сайте суда
sharinsky.kst.sudrf.ru
05.11.2020Регистрация административного искового заявления
05.11.2020Передача материалов судье
05.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2021Дело оформлено
29.01.2021Дело передано в архив
23.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее