Дело № 2-6638/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 27 декабря 2021 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,

при секретаре Семенюк С.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кащеевой ЕВ к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности по выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Кащеева Е.В. обратилась в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - МСО Челябинской области), в котором просила признать за ней право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для родителей погибших военнослужащих, признать незаконным отказа в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, возложить обязанность выдать удостоверение о праве на меры социальной поддержки.

В обоснование иска указала, что являются матерью военнослужащего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы по призыву в войсковой части №. При обращении в МСО <адрес> с заявлением о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренных для родителей погибших военнослужащих Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», получила отказ. С данным отказом не согласна.

Истец Кащеева Е.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещена о времени и месте его проведения, просила рассмотреть дело без ее участия.

Представители истца - Ефремова О.А. и Степанов П.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали.

Представитель ответчика МСО Челябинской области в судебное заседание не явился, будучи извещен о месте и времени его проведения, представил письменный отзыв, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель третьего лица ОПФР по Челябинской области, привлеченный к участию в деле определением суда протокольной формы от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся в судебное заседание.

Суд, заслушав представителей истца, исследовав материалы дела, признает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кащеева Е.В. является матерью военнослужащего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ФИО4 проходил военную службу по призыву в войсковой части № в должности электрика-стрелка отделения электротехнических средств заграждения и охраны взвода электротехнических средств заграждения и охраны роты охраны (и обеспечения). ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы ФИО4 умер, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части 93766 № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти.

Кащеева Е.В. обратилась в МСО Челябинской области с заявлением о выдаче документа, удостоверяющего ее право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЛ МСО Челябинской области отказало Кащеевой Е.В. в выдаче удостоверения о праве на льготы по мотиву того, что ФИО4 значится умершим в период прохождения военной службы, смерть связана с исполнением обязанностей военной службы, что не соответствует формулировке, указанной в п.3 ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах».

С ДД.ММ.ГГГГ истцу Кащеевой Е.В. назначена пенсия по случаю потери кормильца, что подтверждается пояснениями представителей истца, справкой о видах и размерах пенсий и других социальных выплат от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

    Подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 названного Закона предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

В силу пункта 3 данной статьи меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

В соответствии с пунктом 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженных конфликтов, а также участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации; б) исполнения должностных обязанностей; в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; г) участия в учениях или походах кораблей; д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; ж) нахождения в служебной командировке; з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; и) следования к месту военной службы и обратно; к) прохождения военных сборов; л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.

Пункт 2 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «л», «м», «н», «о», «п» и «р» пункта 1 настоящей статьи; б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.

Проанализировав изложенные выше нормы закона и положения Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», суд приходит к выводу, что законодатель не делает различий между терминами «погибший» и «умерший» военнослужащий в целях установления льгот и компенсаций семьям такого лица. Принципиальным является тот факт, что гибель (смерть) военнослужащего наступила при исполнении обязанностей военной службы. Отказ военнослужащим и членам их семей в предоставлении им социальных гарантий и компенсаций может иметь место только при обстоятельствах, перечисленных в пункте 2 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Вместе с тем таких обстоятельств в отношении сына Кащеевой Е.В., являющегося военнослужащим срочной службы (службы по призыву) и умершим при исполнении обязанностей военной службы, не имелось.

Пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки родителям погибшего (умершего) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, при этом юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», является гибель (смерть) военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы, поскольку положения статьи 21 данного Федерального закона следует применять в нормативном единстве с положениями Федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе».

Факт смерти сына истца в период прохождения службы ответчиком не оспаривался, доказательств тому, что смерть явилась следствием обстоятельств поименованных в пункте 2 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» суду не представлено.

Учитывая, что смерть сына истца Кащеевой Е.В. - ФИО4 связана с исполнением обязанностей военной службы, суд приходит к выводу о том, что истец Кащеева Е.В., как мать военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Иное толкование ответчиком положения, предусмотренного п. 2 ст. 21 Федерального закона, лишающее истца права на получение мер социальной поддержки, является необоснованным.

Поскольку признание истца имеющей право на получение мер социальной поддержки в силу пунктов 2 и 3 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» влечет право на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах», требования истца о признании за ней права на меры социальной поддержки подлежат удовлетворению.

В связи с чем, следует признать право Кащеевой Е.В. на меры социальной поддержки, предусмотренные для родителей погибших военнослужащих ст.ст. 21, 23.1 Федерального закона «О ветеранах», признать незаконным отказ МСО Челябинской области в выдаче Кащеевой Е.В. удостоверения, возложить на МСО Челябинской области обязанность выдать Кащеевой Е.В. удостоверение о праве на меры социальной поддержки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 1995 ░░░░ № 5-░░ «░ ░░░░░░░░░».

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:     ░/░     ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

2-6638/2021

74RS0002-01-2021-006047-64

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-6638/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кащеева Елена Владимировна
Ответчики
Министерство социальных отношений Челябинской области
Другие
ОПФР по Челябинской области
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Судья
Резниченко Юлия Николаевна
Дело на сайте суда
centr.chel.sudrf.ru
14.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2021Передача материалов судье
15.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.09.2021Предварительное судебное заседание
27.10.2021Судебное заседание
13.12.2021Судебное заседание
27.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее