Решение по делу № 2-1310/2022 от 31.08.2022

Дело № 2-1310/2022

УИД № 61RS0013-01-2022-002312-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 октября 2022 г.     г. Гуково Ростовской области

Гуковский городской суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Лукьянова Д.В.

при секретаре Аракелян А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области к Петрову А.К., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными справки, выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности,

установил:

истец обратился с указанным иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что Петров А.К. обратился в УПФР в г. Гуково с заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты, трудовой пенсии по инвалидности. При этом Петровым А.К. в УПФР г. Гуково представлены справка, выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданная Бюро №30 - филиалом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, согласно которой Петрову А.К. с 10 сентября 2013 г. впервые установлена вторая группа инвалидности сроком на год вследствие общего заболевания. Впоследствии выплата пенсии и ЕДВ продлевалась на основании представленных Петровым А.К. в УПФР г. Гуково справки, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2013 , выданных Бюро №30 - филиалом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, согласно которым Петрову А.К. с 1 октября 2014 г. повторно установлена вторая группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания. Петрову А.К. с 10 сентября 2013 г. назначена пенсия по инвалидности, а с 17 сентября 2013 г. назначена ежемесячная денежная выплата. Согласно представленным ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ сведениям в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС) отсутствуют данные по освидетельствованию Петрова А.К., как и отсутствует медико-экспертная документация на бумажном носителе в отношении Петрова А.К. в архиве службы медико-социальной экспертизы. Изложенное, по мнению истца, свидетельствует о том, что в отношении указанного гражданина медико-социальная экспертиза Бюро №30 - филиалом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ не проводилась.

На основании изложенного истец просит признать недействительными с момента выдачи справку Бюро №30 - филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ серии МСЭ-2013 от 16 сентября 2014 г., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2013 от 16 сентября 2014 г. об установлении Петрову А.К. с 1 октября 2014 г. второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Дело в отношении него рассмотрено в порядке части 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации.

Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело в отношении данного ответчика рассмотрено в порядке части 5 статьи 167 ГПК Российской Федерации.

Ответчик Петров А.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом заблаговременно, каких-либо заявлений, ходатайств не представил. Дело в отношении данного ответчика рассмотрено в порядке части 4 статьи 167 ГПК Российской Федерации.

Представитель ответчика Петрова А.К., действующая на основании ордера, Дзюба И.М. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что Петров А.К. болен с 2013 года, неоднократно проходил лечение в стационаре в связи с заболеванием головного мозга. По направлению ЛПУ Петров А.К. проходил медико-социальную экспертизу в установленном законом порядке и не допускал каких-либо нарушений или злоупотреблений. После приостановления выплат Петров А.К. вновь прошел МСЭ 25 мая 2022 г., по результатам которой ему установлена вторая группа инвалидности на год по тому же заболеванию.

Выслушав представителя ответчика Петрова А.К., изучив и оценив в порядке статьи 67 ГПК Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено и подтверждается представленными по делу доказательствами, что согласно оспариваемым истцом справке и выписке серии МСЭ-2013 от 16 сентября 2014 г., выданным Бюро №30 филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», Петрову А.К. повторно установлена вторая группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - общее заболевание.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).

Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.

Согласно пункту 31 Административного регламента, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.

Согласно пункту 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств:длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы;проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности;направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

В соответствии с действовавшим на момент выдачи Петрову А.К. оспариваемой справки об инвалидности пунктом 9 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н, критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию второй степени;

способности к передвижению второй степени;

способности к ориентации второй степени;

способности к общению второй степени;

способности контролировать свое поведение второй степени;

способности к обучению второй степени;

способности к трудовой деятельности второй степени.

Определение 2 степени ограничения каждой из основных категорий жизнедеятельности человека приведено в пункте 6 указанных Классификаций и критериев.

Таким образом, признание гражданина инвалидом второй группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно отзыву ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на иск от 9 сентября 2022 г. ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» документальными сведениями о прохождении 16 сентября 2014 г. ответчиком Петровым А.К. МСЭ в Бюро №30 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» не располагает. По данным МБУЗ ЦГБ г. Гуково (письмо от 25 октября 2021 г. ) ответчик Петров А.К. на МСЭ в 2014 г. не направлялся. Экспертным составом № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» вынесено заключение: решение Бюро №30 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» от 16 сентября 2014 г. об установлении Петрову А.К. второй группы инвалидности с причиной инвалидности «общее заболевание» бессрочно отменено. С 9 ноября 2021 г. Петров А.К. инвалидом не признан. Ответчик Петров А.К. обжаловал указанное решение экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» от 16 декабря 2021 г. в экспертном составе № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области». Решение не изменено. В дальнейшем ответчику Петрову А.К. была проведена МСЭ 25 мая 2022 г. по направлению МБУЗ ЦГБ г. Гуково от 23 мая 2022 в Бюро №37 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области». С 24 мая 2022 г. ответчик признан инвалидом второй группы с причиной инвалидности «общее заболевание» сроком на год.

Согласно ответу МБУЗ ЦГБ г. Гуково от 22 сентября 2022 г. на запрос суда Петров А.К. на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы в период с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2017 г. не направлялся.

Как следует из протокола проведения МСЭ от 25 мая 2022 г., копия которого представлена ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» в материалы дела по запросу суда, по результатам анализа представленных медицинских документов у Петрова А.К. выявлено нарушение здоровья <данные изъяты> приводящее к ограничению способности к передвижению 1 степени, самообслуживанию 2 степени и трудовой деятельности 2 степени, определяющее необходимость социальной защиты, включая реабилитацию или абилитацию и являющееся основанием для установления инвалидности и разработки ИПРА.

При этом суд принимает во внимание, что из акта МСЭ от 25 мая 2022г. следует, что заболевание, по результатам которого Петрову А.К. установлена инвалидность второй группы сроком на год, выявлено у него 28 ноября 2013 г. В дальнейшем данное заболевание прогрессировало, в связи с чем Петров А.К. проходил длительное лечение в 2013, 2014, 2019, 2020, 2021, 2022 годах. Неоднократные обращения Петрова А.К. в лечебно-профилактические учреждения подтверждаются и выпиской, представленной ТФОМС по запросу суда. Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент проведения МСЭ 16 сентября 2014 г. Петров А.К. страдал заболеванием, послужившим причиной для установления ему 1 июня 2022 г. инвалидности второй группы сроком на год.

Вопреки положениям статьи 56 ГПК Российской Федерации указанные доказательства стороной истца не опровергнуты, доказательств наличия злоупотреблений со стороны Петрова А.К. в дело не представлено.

При этом ответчик Петров А.К. не мог объективно оказать какое-либо влияние на принятие бюро №30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» решения от 16 сентября 2014 г. об установлении Петрову А.К. второй группы инвалидности бессрочно.

Отсутствие сведений в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ с января 2014 года, не может быть поставлено в вину гражданину, так как данные сведения вносит в систему ЕАВИИАС не гражданин, а медицинское учреждение.

С учетом изложенного исковые требования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области к ответчику Петрову А.К. судом признаются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по причине их недоказанности, а исковые требования, заявленные к ответчику ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

В силу части 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации,

решил:

исковые требования Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области удовлетворить частично.

Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро №30- филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серии МСЭ-2013 от 16 сентября 2014 г. и выписку из акта освидетельствования серии МСЭ-2013 от 16 сентября 2014 г. об установлении Петрову А.К. с 1 октября 2014 г. второй группы инвалидности бессрочно вследствие общего заболевания.

В иске к Петрову А.К. отказать.

Взыскать с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН ) госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                Д.В. Лукьянов

Решение в окончательной форме изготовлено 6 октября 2022 г.

Дело № 2-1310/2022

УИД № 61RS0013-01-2022-002312-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 октября 2022 г.     г. Гуково Ростовской области

Гуковский городской суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Лукьянова Д.В.

при секретаре Аракелян А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области к Петрову А.К., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными справки, выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности,

установил:

истец обратился с указанным иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что Петров А.К. обратился в УПФР в г. Гуково с заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты, трудовой пенсии по инвалидности. При этом Петровым А.К. в УПФР г. Гуково представлены справка, выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданная Бюро №30 - филиалом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, согласно которой Петрову А.К. с 10 сентября 2013 г. впервые установлена вторая группа инвалидности сроком на год вследствие общего заболевания. Впоследствии выплата пенсии и ЕДВ продлевалась на основании представленных Петровым А.К. в УПФР г. Гуково справки, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2013 , выданных Бюро №30 - филиалом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, согласно которым Петрову А.К. с 1 октября 2014 г. повторно установлена вторая группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания. Петрову А.К. с 10 сентября 2013 г. назначена пенсия по инвалидности, а с 17 сентября 2013 г. назначена ежемесячная денежная выплата. Согласно представленным ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ сведениям в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС) отсутствуют данные по освидетельствованию Петрова А.К., как и отсутствует медико-экспертная документация на бумажном носителе в отношении Петрова А.К. в архиве службы медико-социальной экспертизы. Изложенное, по мнению истца, свидетельствует о том, что в отношении указанного гражданина медико-социальная экспертиза Бюро №30 - филиалом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ не проводилась.

На основании изложенного истец просит признать недействительными с момента выдачи справку Бюро №30 - филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ серии МСЭ-2013 от 16 сентября 2014 г., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2013 от 16 сентября 2014 г. об установлении Петрову А.К. с 1 октября 2014 г. второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Дело в отношении него рассмотрено в порядке части 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации.

Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело в отношении данного ответчика рассмотрено в порядке части 5 статьи 167 ГПК Российской Федерации.

Ответчик Петров А.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом заблаговременно, каких-либо заявлений, ходатайств не представил. Дело в отношении данного ответчика рассмотрено в порядке части 4 статьи 167 ГПК Российской Федерации.

Представитель ответчика Петрова А.К., действующая на основании ордера, Дзюба И.М. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что Петров А.К. болен с 2013 года, неоднократно проходил лечение в стационаре в связи с заболеванием головного мозга. По направлению ЛПУ Петров А.К. проходил медико-социальную экспертизу в установленном законом порядке и не допускал каких-либо нарушений или злоупотреблений. После приостановления выплат Петров А.К. вновь прошел МСЭ 25 мая 2022 г., по результатам которой ему установлена вторая группа инвалидности на год по тому же заболеванию.

Выслушав представителя ответчика Петрова А.К., изучив и оценив в порядке статьи 67 ГПК Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено и подтверждается представленными по делу доказательствами, что согласно оспариваемым истцом справке и выписке серии МСЭ-2013 от 16 сентября 2014 г., выданным Бюро №30 филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», Петрову А.К. повторно установлена вторая группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - общее заболевание.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).

Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.

Согласно пункту 31 Административного регламента, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.

Согласно пункту 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств:длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы;проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности;направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

В соответствии с действовавшим на момент выдачи Петрову А.К. оспариваемой справки об инвалидности пунктом 9 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н, критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию второй степени;

способности к передвижению второй степени;

способности к ориентации второй степени;

способности к общению второй степени;

способности контролировать свое поведение второй степени;

способности к обучению второй степени;

способности к трудовой деятельности второй степени.

Определение 2 степени ограничения каждой из основных категорий жизнедеятельности человека приведено в пункте 6 указанных Классификаций и критериев.

Таким образом, признание гражданина инвалидом второй группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно отзыву ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на иск от 9 сентября 2022 г. ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» документальными сведениями о прохождении 16 сентября 2014 г. ответчиком Петровым А.К. МСЭ в Бюро №30 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» не располагает. По данным МБУЗ ЦГБ г. Гуково (письмо от 25 октября 2021 г. ) ответчик Петров А.К. на МСЭ в 2014 г. не направлялся. Экспертным составом № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» вынесено заключение: решение Бюро №30 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» от 16 сентября 2014 г. об установлении Петрову А.К. второй группы инвалидности с причиной инвалидности «общее заболевание» бессрочно отменено. С 9 ноября 2021 г. Петров А.К. инвалидом не признан. Ответчик Петров А.К. обжаловал указанное решение экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» от 16 декабря 2021 г. в экспертном составе № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области». Решение не изменено. В дальнейшем ответчику Петрову А.К. была проведена МСЭ 25 мая 2022 г. по направлению МБУЗ ЦГБ г. Гуково от 23 мая 2022 в Бюро №37 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области». С 24 мая 2022 г. ответчик признан инвалидом второй группы с причиной инвалидности «общее заболевание» сроком на год.

Согласно ответу МБУЗ ЦГБ г. Гуково от 22 сентября 2022 г. на запрос суда Петров А.К. на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы в период с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2017 г. не направлялся.

Как следует из протокола проведения МСЭ от 25 мая 2022 г., копия которого представлена ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» в материалы дела по запросу суда, по результатам анализа представленных медицинских документов у Петрова А.К. выявлено нарушение здоровья <данные изъяты> приводящее к ограничению способности к передвижению 1 степени, самообслуживанию 2 степени и трудовой деятельности 2 степени, определяющее необходимость социальной защиты, включая реабилитацию или абилитацию и являющееся основанием для установления инвалидности и разработки ИПРА.

При этом суд принимает во внимание, что из акта МСЭ от 25 мая 2022г. следует, что заболевание, по результатам которого Петрову А.К. установлена инвалидность второй группы сроком на год, выявлено у него 28 ноября 2013 г. В дальнейшем данное заболевание прогрессировало, в связи с чем Петров А.К. проходил длительное лечение в 2013, 2014, 2019, 2020, 2021, 2022 годах. Неоднократные обращения Петрова А.К. в лечебно-профилактические учреждения подтверждаются и выпиской, представленной ТФОМС по запросу суда. Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент проведения МСЭ 16 сентября 2014 г. Петров А.К. страдал заболеванием, послужившим причиной для установления ему 1 июня 2022 г. инвалидности второй группы сроком на год.

Вопреки положениям статьи 56 ГПК Российской Федерации указанные доказательства стороной истца не опровергнуты, доказательств наличия злоупотреблений со стороны Петрова А.К. в дело не представлено.

При этом ответчик Петров А.К. не мог объективно оказать какое-либо влияние на принятие бюро №30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» решения от 16 сентября 2014 г. об установлении Петрову А.К. второй группы инвалидности бессрочно.

Отсутствие сведений в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ с января 2014 года, не может быть поставлено в вину гражданину, так как данные сведения вносит в систему ЕАВИИАС не гражданин, а медицинское учреждение.

С учетом изложенного исковые требования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области к ответчику Петрову А.К. судом признаются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по причине их недоказанности, а исковые требования, заявленные к ответчику ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

В силу части 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации,

решил:

исковые требования Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области удовлетворить частично.

Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро №30- филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серии МСЭ-2013 от 16 сентября 2014 г. и выписку из акта освидетельствования серии МСЭ-2013 от 16 сентября 2014 г. об установлении Петрову А.К. с 1 октября 2014 г. второй группы инвалидности бессрочно вследствие общего заболевания.

В иске к Петрову А.К. отказать.

Взыскать с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН ) госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                Д.В. Лукьянов

Решение в окончательной форме изготовлено 6 октября 2022 г.

Дело № 2-1310/2022

УИД № 61RS0013-01-2022-002312-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 октября 2022 г.     г. Гуково Ростовской области

Гуковский городской суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Лукьянова Д.В.

при секретаре Аракелян А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области к Петрову А.К., ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными справки, выписки из акта освидетельствования об установлении инвалидности,

установил:

истец обратился с указанным иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что Петров А.К. обратился в УПФР в г. Гуково с заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты, трудовой пенсии по инвалидности. При этом Петровым А.К. в УПФР г. Гуково представлены справка, выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выданная Бюро №30 - филиалом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, согласно которой Петрову А.К. с 10 сентября 2013 г. впервые установлена вторая группа инвалидности сроком на год вследствие общего заболевания. Впоследствии выплата пенсии и ЕДВ продлевалась на основании представленных Петровым А.К. в УПФР г. Гуково справки, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2013 , выданных Бюро №30 - филиалом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, согласно которым Петрову А.К. с 1 октября 2014 г. повторно установлена вторая группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания. Петрову А.К. с 10 сентября 2013 г. назначена пенсия по инвалидности, а с 17 сентября 2013 г. назначена ежемесячная денежная выплата. Согласно представленным ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ сведениям в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС) отсутствуют данные по освидетельствованию Петрова А.К., как и отсутствует медико-экспертная документация на бумажном носителе в отношении Петрова А.К. в архиве службы медико-социальной экспертизы. Изложенное, по мнению истца, свидетельствует о том, что в отношении указанного гражданина медико-социальная экспертиза Бюро №30 - филиалом ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ не проводилась.

На основании изложенного истец просит признать недействительными с момента выдачи справку Бюро №30 - филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ серии МСЭ-2013 от 16 сентября 2014 г., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2013 от 16 сентября 2014 г. об установлении Петрову А.К. с 1 октября 2014 г. второй группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Дело в отношении него рассмотрено в порядке части 3 статьи 167 ГПК Российской Федерации.

Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело в отношении данного ответчика рассмотрено в порядке части 5 статьи 167 ГПК Российской Федерации.

Ответчик Петров А.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом заблаговременно, каких-либо заявлений, ходатайств не представил. Дело в отношении данного ответчика рассмотрено в порядке части 4 статьи 167 ГПК Российской Федерации.

Представитель ответчика Петрова А.К., действующая на основании ордера, Дзюба И.М. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что Петров А.К. болен с 2013 года, неоднократно проходил лечение в стационаре в связи с заболеванием головного мозга. По направлению ЛПУ Петров А.К. проходил медико-социальную экспертизу в установленном законом порядке и не допускал каких-либо нарушений или злоупотреблений. После приостановления выплат Петров А.К. вновь прошел МСЭ 25 мая 2022 г., по результатам которой ему установлена вторая группа инвалидности на год по тому же заболеванию.

Выслушав представителя ответчика Петрова А.К., изучив и оценив в порядке статьи 67 ГПК Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено и подтверждается представленными по делу доказательствами, что согласно оспариваемым истцом справке и выписке серии МСЭ-2013 от 16 сентября 2014 г., выданным Бюро №30 филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», Петрову А.К. повторно установлена вторая группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности - общее заболевание.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Согласно пункту 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В соответствии с пунктом 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).

Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Согласно пунктам 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Приказом Минтруда России от 29.01.2014 N 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.

Согласно пункту 31 Административного регламента, для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.

Согласно пункту 27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

Таким образом, для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств:длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы;проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности;направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

В соответствии с действовавшим на момент выдачи Петрову А.К. оспариваемой справки об инвалидности пунктом 9 классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н, критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию второй степени;

способности к передвижению второй степени;

способности к ориентации второй степени;

способности к общению второй степени;

способности контролировать свое поведение второй степени;

способности к обучению второй степени;

способности к трудовой деятельности второй степени.

Определение 2 степени ограничения каждой из основных категорий жизнедеятельности человека приведено в пункте 6 указанных Классификаций и критериев.

Таким образом, признание гражданина инвалидом второй группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно отзыву ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на иск от 9 сентября 2022 г. ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» документальными сведениями о прохождении 16 сентября 2014 г. ответчиком Петровым А.К. МСЭ в Бюро №30 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» не располагает. По данным МБУЗ ЦГБ г. Гуково (письмо от 25 октября 2021 г. ) ответчик Петров А.К. на МСЭ в 2014 г. не направлялся. Экспертным составом № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» вынесено заключение: решение Бюро №30 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» от 16 сентября 2014 г. об установлении Петрову А.К. второй группы инвалидности с причиной инвалидности «общее заболевание» бессрочно отменено. С 9 ноября 2021 г. Петров А.К. инвалидом не признан. Ответчик Петров А.К. обжаловал указанное решение экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» от 16 декабря 2021 г. в экспертном составе № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области». Решение не изменено. В дальнейшем ответчику Петрову А.К. была проведена МСЭ 25 мая 2022 г. по направлению МБУЗ ЦГБ г. Гуково от 23 мая 2022 в Бюро №37 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области». С 24 мая 2022 г. ответчик признан инвалидом второй группы с причиной инвалидности «общее заболевание» сроком на год.

Согласно ответу МБУЗ ЦГБ г. Гуково от 22 сентября 2022 г. на запрос суда Петров А.К. на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы в период с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2017 г. не направлялся.

Как следует из протокола проведения МСЭ от 25 мая 2022 г., копия которого представлена ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» в материалы дела по запросу суда, по результатам анализа представленных медицинских документов у Петрова А.К. выявлено нарушение здоровья <данные изъяты> приводящее к ограничению способности к передвижению 1 степени, самообслуживанию 2 степени и трудовой деятельности 2 степени, определяющее необходимость социальной защиты, включая реабилитацию или абилитацию и являющееся основанием для установления инвалидности и разработки ИПРА.

При этом суд принимает во внимание, что из акта МСЭ от 25 мая 2022г. следует, что заболевание, по результатам которого Петрову А.К. установлена инвалидность второй группы сроком на год, выявлено у него 28 ноября 2013 г. В дальнейшем данное заболевание прогрессировало, в связи с чем Петров А.К. проходил длительное лечение в 2013, 2014, 2019, 2020, 2021, 2022 годах. Неоднократные обращения Петрова А.К. в лечебно-профилактические учреждения подтверждаются и выпиской, представленной ТФОМС по запросу суда. Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент проведения МСЭ 16 сентября 2014 г. Петров А.К. страдал заболеванием, послужившим причиной для установления ему 1 июня 2022 г. инвалидности второй группы сроком на год.

Вопреки положениям статьи 56 ГПК Российской Федерации указанные доказательства стороной истца не опровергнуты, доказательств наличия злоупотреблений со стороны Петрова А.К. в дело не представлено.

При этом ответчик Петров А.К. не мог объективно оказать какое-либо влияние на принятие бюро №30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» решения от 16 сентября 2014 г. об установлении Петрову А.К. второй группы инвалидности бессрочно.

Отсутствие сведений в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ с января 2014 года, не может быть поставлено в вину гражданину, так как данные сведения вносит в систему ЕАВИИАС не гражданин, а медицинское учреждение.

С учетом изложенного исковые требования Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области к ответчику Петрову А.К. судом признаются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по причине их недоказанности, а исковые требования, заявленные к ответчику ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, подлежат удовлетворению.

В силу части 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации,

решил:

исковые требования Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области удовлетворить частично.

Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро №30- филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серии МСЭ-2013 от 16 сентября 2014 г. и выписку из акта освидетельствования серии МСЭ-2013 от 16 сентября 2014 г. об установлении Петрову А.К. с 1 октября 2014 г. второй группы инвалидности бессрочно вследствие общего заболевания.

В иске к Петрову А.К. отказать.

Взыскать с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН ) госпошлину в доход местного бюджета в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                Д.В. Лукьянов

Решение в окончательной форме изготовлено 6 октября 2022 г.

2-1310/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области
Ответчики
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Петров Александр Константинович
Другие
Дзюба Ирина Михайловна
Суд
Гуковский городской суд Ростовской области
Судья
Лукьянов Денис Владимирович
Дело на сайте суда
gukovsky.ros.sudrf.ru
31.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2022Передача материалов судье
01.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2022Подготовка дела (собеседование)
15.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2022Судебное заседание
06.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2022Дело оформлено
06.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее