Дело № 33-90/2022 (33-3579/2021)
Судья Мальцева О.Н. ( 2-2674/2020, УИД 68RS0001-01-2020-003300-53)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 15 февраля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,
судей: Рязанцевой Л.В., Рожковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шевченко О.В., секретарем судебного заседания Горбачевой Г.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафроненко Ю.В. к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Управлению здравоохранения Тамбовской области, ГУ- Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница №4 г.Тамбова», Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница №3 имени И.С.Долгушина г.Тамбова» о предоставлении мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе Сафроненко Ю.В. на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 24 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Рязанцевой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сафроненко Ю.В. обратился в суд к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о предоставлении ему мер социальной поддержки, указав, что он является инвалидом *** группы и имеет ряд хронических заболеваний, нуждается в непрерывном поддерживающем лечении. От брака с гражданкой *** Т.В. имеет *** несовершеннолетних детей, *** г. рождения и *** г. рождения, мать которых *** прав.
Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, и инвалиды.
Набор социальных услуг включает в себя обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на международном транспорте к месту лечения и обратно.
Все льготы, на которые могут рассчитывать граждане с ограничениями по здоровью предусмотрены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ. Пособие по инвалидности в денежном эквиваленте бывает таких видов, как пенсия, набор социальных услуг, социальное денежное обеспечение, денежная компенсация (пособие) по уходу за инвалидом.
Просит признать за ним, инвалидом *** группы, страдающим заболеванием ***, право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 и возложить на ответчика обязанность обеспечить его мерами социальной поддержки, установленными указанными законами.
С учетом уточненных исковых требований просит также возложить на ответчика обязанность обеспечить его автотранспортным средством за счет государства бесплатно или на иных льготных условиях, обеспечить его портативным аппаратом для выполнения кислородотерапии, жизненно важными лекарственными препаратами – кислородом медицинским, для поддержания сердечно-сосудистой системы, для лечения гипертонии, которые с риском для жизни могут меняться врачом – кардиологом и врачом – пульмонологом, произвести подбор ингаляционной терапии – ***
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 24 декабря 2020 года исковые требования Сафроненко Ю.В. к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Сафроненко Ю.В. просит отменить решение суда.
Указывает, что ответчиком было принято решение об оказании его семье государственной социальной помощи в сумме 2000 руб. в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции. Полагает, что комиссия не имела право учитывать в данном случае коронавирусную ситуацию, поскольку ни одним законом РФ это не урегулировано. Все нормы о предоставлении государственной социальной поддержки прописаны в ФЗ № 178.
Автор жалобы считает, что суд в решении должен был применить нормы ФЗ от 17.07.1999г. № 178-ФЗ ( ред. от 01.07.2017г) « О государственной социальной помощи».
Отмечает, что он имеет на иждивении *** малолетних детей, его мать – Сафроненко В.Н. - *** г.рождения, в силу своего возраста нуждается в уходе. Его жена безработная. Они неоднократно обращались в органы местного самоуправления об оказании государственной социальной помощи.
В дополнительной апелляционной жалобе просит обязать ответчика обеспечить его медицинскими препаратами: концентратор кислорода, креслом-коляской с электроприводом, управляемой пациентом, с электронным рулевым управлением, складная, пульскооксиметром.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области в лице представителя по доверенности Харитоновой Н.О. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Сафроненко Ю.В. – без удовлетворения.
В силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Такие нарушения судом первой инстанции были допущены.
В соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 19.11.2007 г. № 1248 «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти области по реализации переданных Российской Федерацией полномочий в сфере охраны здоровья граждан» управление здравоохранения Тамбовской области организует обеспечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания.
Как следует из материалов дела, Управление здравоохранения Тамбовской области не привлечено к участию в деле, а исходя из характера спорных правоотношений, заявленных требований, решение затрагивает их права и обязанности.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с нарушением норм процессуального права.
27.10.2021 г. судебной коллегией вынесено определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. В качестве соответчика привлечено Управление здравоохранения Тамбовской области.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчиков привлечены ГУ-Тамбовское региональное отделение ФСС РФ, Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №4 г.Тамбова», Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №3 имени И.С.Долгушина г.Тамбова».
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции Сафроненко Ю.В. заявлены также требования о взыскании судебных расходов и компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.
Выслушав объяснения Сафроненко Ю.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и исковые требования, представителя Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по доверенности Козодаева Е.А., представителя Управления здравоохранения Тамбовской области по доверенности Бурлиной С.Ю., представителя ГУ- Тамбовское региональное отделение ФСС РФ по доверенности Ситниковой С.А., представителя Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №4 г.Тамбова» по доверенности Серегиной Т.В., представителя Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №3 имени И.С.Долгушина г.Тамбова» по доверенности Малышкиной Ю.В., возражавших против удовлетворения исковых требований, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, Сафроненко Ю.В., *** г.рождения, являлся инвалидом *** группы по общему заболеванию, установленной на срок до 01.01. 2021 г.
В настоящее время истец является инвалидом *** группы бессрочно по общему заболеванию, что подтверждается справкой серии МСЭ -2020 № ***, выданной Бюро МСЭ № *** ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России повторно 23.07.2021 г.( т.2 л.д.191,192).
Заключением врачебной комиссии поликлиники №*** г.Тамбова Сафроненко Ю.В. по состоянию здоровья признан нуждающимся в поллиативной помощи ( справка ВК № *** от 30.08.21 г. )( т.2 л.д.193).
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Названный закон, определяя социальную защиту инвалидов как систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальную поддержку инвалидов как систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения, устанавливает, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи ( статьи 2 и 13).
Иные нормы, регулирующие вопросы оказания медицинской помощи, обеспечения лекарственными препаратами, указанный выше закон не содержит.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан устанавливает Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ « О государственной социальной помощи», предусматривающий в качестве одного из видов государственной социальной помощи инвалидам предоставление набора социальных услуг, в состав которого включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты ( пункт 8 статьи 6.1, пункт 1 части 1 статьи 6.2 Закона № 178-ФЗ).
Порядок предоставления набора социальных услуг регламентируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан допускается отказ от получения набора социальных услуг.
Как следует из материалов дела, Сафроненко Ю.В. отказался от получения набора социальных услуг, в том числе на получение льготных лекарственных препаратов. Данный факт истцом не отрицается.
Заявляя исковые требования о возложении на ответчика обязанности предоставления бесплатных лекарственных препаратов, Сафроненко Ю.В. ссылается на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 января 2020 г. № 1н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения в течение одного года в амбулаторных условиях лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний» (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 сентября 2021 года № 936н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения в амбулаторных условиях лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний»).
Однако, в материалах дела не имеется подтверждения того факта, что Сафроненко Ю.В. перенес указанные в приказах Минздрава России заболевания, в том числе инфаркт миокарда, и состоит на диспансерном учете как пациент высокого риска.
Из показаний заместителя главного врача ТОГБУ «Городская клиническая больница №*** имени И.С.Долгушина г.Тамбова» по поликлинической работе *** В.Н. следует, что в медицинской документации Сафроненко Ю.В. отсутствуют сведения о перенесенном им инфаркте.
Согласно представленной выписке, 30.09.2021 г. истец был на приеме у врача-кардиолога. Поставлен диагноз: *** Другие формы *** ( т.3 л.д.30).
При установленных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Сафроненко Ю.В. о предоставлении бесплатно препаратов для ***, для лечения *** не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что Сафроненко Ю.В. страдает ***, данное заболевание включено в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. №715.
По данному заболеванию Сафроненко Ю.В. обеспечивается бесплатными лекарственными препаратами, что подтверждается выписками из счета пациента за период 2020-2021 гг. ( т.2 л.д.259-260).
При разрешении спора в части исковых требований Сафроненко Ю.В. о возложении на ответчиков обязанности по предоставлению ему концетратора кислорода и пульсооксиметра, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части первой статьи 36 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания.
При оказании паллиативной медицинской помощи пациенту предоставляются для использования на дому медицинские изделия, предназначенные для поддержания функций органов и систем организма человека. Перечень таких медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть четвертая).
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 31 мая 2019 г. № 348н «Об утверждении перечня медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому» утвержден Перечень медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому.
Пульсооксиметр, концентратор кислорода предусмотрен данным Перечнем, и ответчиками- ТОГБУ «Городская клиническая больница №4 г.Тамбова», ТОГБУ «Городская клиническая больница №3 имени И.С. Долгушина г.Тамбова» не оспаривается обязанность по их предоставлению.
Согласно договору №*** от 15.09.2021 г., заключенному Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская клиническая больница №4 г.Тамбова», именумое «Ссудодатель», Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская клиническая больница №3 имени И.С.Долгушина г.Тамбова», именуемое «Территориальная медицинская организация» и пациентом Сафроненко Ю.В. последнему передан в безвозмездное временное пользование Концентратор кислорода « *** ( код МИ ***), канюля назальная стандартная для подачи кислорода ( код МИ ***) сроком до 31.12.2022 г. для его использования при оказании пациенту паллиативной медицинской помощи на дому (т.2 л.д.253-258).
Согласно договору №*** от 31.01.2022 г., заключенному Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская клиническая больница №4 г.Тамбова», именумое «Ссудодатель», Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская клиническая больница №3 имени И.С.Долгушина г.Тамбова», именуемое «Территориальная медицинская организация» и пациентом Сафроненко Ю,В. последнему передан в безвозмездное временное пользование Пульсооксиметр *** сроком до 31.12.2022 г. для его использования при оказании пациенту паллиативной медицинской помощи на дому.
Вместе с тем, принимая во внимание, что и концентратор кислорода, и пульсооксиметр предоставлены Сафроненко Ю.В. сроком на *** год, судебная коллегия полагает необходимым, возложить на ответчиков обязанность по обеспечению Сафроненко Ю.В. концентратором кислорода и пульсооксиметром и на дальнейшее время.
Судебная коллегия также отмечает, что у ответчиков отсутствовала обязанность по обеспечению Сафроненко Ю.В. концентратором кислорода в период до 30.08.2021 г. (до признания Сафроненко Ю.В. нуждающимся в паллиативной помощи).
Так, в материалах дела имеется справка от *** г., выданная врачом Тамбовского областного *** *** *** Ю.В., что Сафроненко Ю.В. запросил кислородный концентратор; больной действительно нуждается в кислородном концентраторе ( т.1 л.д.110).
Однако, согласно протоколу заседания врачебной комиссии ТОГБУ «Городская клиническая больница №3 имени И.С.Долгушина г.Тамбова» от 09.11.2020 г. № *** у Сафроненко Ю.В. нуждаемость в концентраторе кислорода отсутствует. Ранее выданная справка лечащим врачом *** Ю.В. от 03.07.2020 г. признана недействительной, так как была выдана без решения врачебной комиссии ( т.3 л.д.32-33).
Требования об обеспечении пульсооксиметром Сафроненко Ю.В. были заявлены в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не находит оснований и для удовлетворения исковых требований Сафроненко Ю.В. в части предоставления кресла-коляски с электроприводом, управляемой пациентом, с электронным рулевым управлением, складная, по следующим основаниям.
Кресло-коляска с электродвигателем, управляемая пациентом, с электронным рулевым управлением, складная входит в Перечень медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 31 мая 2019 г. № 348н.
В силу пункта 26 Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 345н/372н, в случае признания пациента, нуждающегося в оказании паллиативной помощи, инвалидом, предоставление отдельных видов указанных медицинских изделий, включенных в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, осуществляется в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р в него входят кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом и аккумуляторные батареи к ним, малогабаритные.
В соответствии с пунктом 2 Правил о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Сафроненко Ю.В., инвалиду *** группы, разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида № *** г. от 29.07.2021 г. ( т.2 л.д.208-214).
Согласно данной программе истцу рекомендовано техническое средство- кресло-коляска с ручным приводом комнатная и кресло-коляска с ручным приводом прогулочная с 23.07.2021 г. бессрочно. Исполнителем рекомендованных реабилитационных мероприятий является ГУ-Тамбовское региональное отделение ФСС РФ.
Помимо этого, в отношении Сафроненко Ю.В. была проведена повторная заочная медико-социальная экспертиза в порядке контроля за решением бюро МСЭ №*** общего профиля от 29.07.2021 г. По результатам медико-социальной экспертизы Сафроненко Ю.В. была разработана ИПРА инвалида № *** ( т.3 л.д.1-8).
Данной ИПРА также истцу рекомендовано техническое средство реабилитации - кресло-коляска с ручным приводом комнатная и кресло-коляска с ручным приводом прогулочная с 23.07.2021 г. бессрочно.
Согласно пункта 4 указанных выше Правил обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации носит заявительный характер.
В материалах дела отсутствуют доказательства об обращении Сафроненко Ю.В. с заявлением о предоставлении ему указанных в ИПРА технических средств реабилитации. Напротив, Сафроненко Ю.В. не согласен с рекомендованным ему техническим средством реабилитации- кресло-коляска с ручным приводом. Настаивает на предоставлении ему кресла-коляски с электроприводом.
Поскольку, нуждаемость истца в техническом средстве реабилитации- кресло-коляска с электроприводом не подтверждается ИПРА, у ответчиков отсутствует обязанность по предоставлению ему данного технического средства реабилитации. В связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части не имеется.
Не имеется оснований и для удовлетворения исковых требований Сафроненко Ю.В. к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о предоставлении мер социальной поддержки.
Как следует из искового заявления Сафроненко Ю.В., истец просит обязать ответчика предоставить ему меры социальной поддержки на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе и обеспечить автомобилем.
Согласно статье 30 Федерального закона № 181-ФЗ ( в редакции, действовавшей до 01.01.2005г.) инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечивались транспортными средствами ( легковыми автомобилями, включая автомобили с ручным управлением, или мотоколясками) органами социальной защиты населения субъектов РФ.
С 01.01.2005г. нормы Закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», касающиеся вопросов предоставления льгот в натуре, утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004г № 122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и « Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статьей 153 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим федеральным законом нормах, настоящий федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим федеральным законом.
В отношении инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004г № 122-ФЗ не было реализовано возникшее ранее право на льготы в натуральной форме в виде обеспечения автотранспортом по медицинским показаниям, действовали Указ Президента РФ от 06.05.2008г №685 « О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» и постановление Правительства РФ от 12.09.2008г № 670 « Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 01.01.2005г. органами социальной защиты населения субъектов РФ на учет по обеспечению транспортными средствами».
Исходя из положений указанных правовых актов, регулировавших вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства возникло до 01.01.2005г., одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта РФ на 01.01.2015г.
Из материалов дела, не усматривается, что по состоянию на 01.01.2005г. истец состоял в вышеуказанной очереди.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований истца в части предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения автотранспортными средствами за счет государства бесплатно или на иных льготных условиях, не имеется.
Статья 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает для инвалидов предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Для инвалидов *** и *** групп предусмотрена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Как следует из имеющегося в материалах дела сообщения ТОГКУ «Центр социальной поддержки граждан» от 24.03.2020 г., Сафроненко Ю.В. ежемесячно начисляется компенсация расходов на оплату коммунальных услуг ( т.1 л.д.57).
Других, конкретных мер социальной поддержки, в предоставлении которых Сафроненко Ю.В. было отказано, иск не содержит.
Частью первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право обращения в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В обоснование исковых требований Сафроненко Ю.В. ссылается также на Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В силу статьи 3 данного Федерального закона государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ ( статья 8).
В соответствии со статьей 5 Закона Тамбовской области от 6 февраля 2012 г. № 113-З «О государственной социальной помощи», действовавшим на момент спорных отношений, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Тамбовской области.
Постановлением администрации Тамбовской области от 20.11.2013 г. №1335 утвержден Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на условиях социального контракта, малоимущей семье и малоимущему одиноко проживающему гражданину, размеров государственной помощи».
В соответствии с п.3.2 Порядка оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде:
социального пособия - выплачивается малоимущей семье, имеющей детей, в соответствии с Законом области от 03.03.2009 N 502-З "О ежемесячном пособии на ребенка в Тамбовской области" и постановлением администрации области от 13.05.2009 N 560 "О реализации Закона Тамбовской области от 03.03.2009 N 502-З "О ежемесячном пособии на ребенка в Тамбовской области";
единовременной выплаты - в случае, если малоимущая семья, малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от них причинам оказались в трудной жизненной ситуации - когда жизнь и здоровье членов семьи, одиноко проживающего гражданина поставлена под угрозу в связи с чрезвычайной ситуацией (пожар, стихийное бедствие), отсутствием средств на лечение, ремонт жилого помещения, приобретение твердого топлива, продуктов питания, одежды, обуви, предметов длительного пользования. Государственная социальная помощь в виде единовременной выплаты оказывается не более одного раза в год;
субсидии - в случае, если малоимущий одиноко проживающий гражданин, малоимущая семья (члены семьи) по объективным причинам не могут осуществить оплату (полную или частичную) за предоставленные социальные услуги в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания. Государственная социальная помощь в виде субсидии оказывается не более одного раза в год;
выплаты, устанавливаемой на определенный период, - в случае, если среднедушевой доход малоимущего одиноко проживающего гражданина, малоимущей семьи менее 30 процентов величины прожиточного минимума, установленной в целом по Тамбовской области в среднем на душу населения.
Выплата назначается сроком от трех месяцев до одного года, исходя из жизненной ситуации, уровня жизни;
натуральной помощи - в случае, если малоимущая семья, малоимущий одиноко проживающий гражданин без определенного места жительства, занятий по независящим от них причинам оказались в трудной жизненной ситуации- когда жизнь и здоровье членов семьи, одиноко проживающего гражданина поставлены под угрозу в связи с отсутствием средств на лечение, приобретение продуктов питания, одежды, обуви, предметов длительного пользования. Государственная социальная помощь в натуральной форме оказывается не более одного раза в год.
Как следует из материалов дела, в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области об оказании государственной социальной помощи обращалась супруга истца- Сафроненко О.В. Данное обращение было рассмотрено 03.04.2020 г. на заседании комиссии в соответствии с Законом области от 06.02.2012 г. № 113-З «О государственной социальной помощи». Учитывая неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию, связанную с распространением коронавирусной инфекции, комиссией принято решение об оказании семье Сафроненко государственной социальной помощи в сумме 2000 рублей ( т.1 л.д.106-107, т.2 л.д.11).
Также из материалов дела следует, что Сафроненко Ю.В. обращался к главе администрации области по вопросу оказания адресной социальной помощи на лечение и приобретение зимней одежды.
В силу части второй статьи 1 Закона Тамбовской области от 28.06.2014 г. №424-З «Об адресной социальной помощи в Тамбовской области» под адресной социальной помощью в целях настоящего Закона понимается оказание периодической и разовой помощи лицам, оказавшимся по независящим от них причинам в ситуации, которая ухудшает условия их жизнедеятельности – при стихийном бедствии, пожаре, лечении, не соответствии условий проживания санитарным и техническим правилам и нормам, установленным действующим законодательством Российской Федерации, отсутствии средств к существованию, товаров длительного пользования. Адресная социальная помощь оказывается в целях устранения (смягчения) сложившейся ситуации, а также в целях улучшения жизнедеятельности лиц, оказавшихся по независящим от них причинам в данной ситуации, и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечить свои основные жизненные потребности.
Как следует из сообщения Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 15.01.2020 г., комиссией Сафроненко Ю.В. не был признан нуждающимся в оказании адресной социальной помощи и было принято решение об отказе в оказании адресной социальной помощи. При этом также указано, что факт нуждаемости в оказании адресной социальной помощи на лечение не подтвержден: не представлены документы, подтверждающие произведенные расходы или стоимость затрат на лечение- в случае наличия медицинских показаний для лечения. В части приобретения зимней одежды отмечено, что размер пенсии Сафроненко Ю.В. составляет 12616 руб., что превышает величину прожиточного минимума для пенсионеров ( в 4 квартале 2019 г.- 8450 руб.); на момент освобождения он имел денежные средства в сумме 33302 рубля ( т.1 л.д.16, т.2 л.д.10).
Доказательств в опровержение указанных обстоятельств в материалах дела не имеется. В связи с чем, у судебной коллегии отсутствуют основания для признания данного решения незаконным.
Иных обращений от Сафроненко Ю.В. об оказании государственной социальной помощи к ответчику не поступало.
Учитывая, что со стороны ответчиков нарушений прав истца не установлено, у судебной коллегии не имеется оснований и для удовлетворения требований Сафроненко Ю.В. о взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.
Не подлежат удовлетворению и требования Сафроненко Ю.В. о взыскании судебных расходов в размере 12250 рублей. В удовлетворении исковых требований Сафроненко Ю.В. отказано. А представленный им договор №*** об оказании юридических услуг от 1 февраля 2021 г. заключен с Сафроненко О.В., перечень услуг- исковое заявление в суд, заявление в соцзащиту о единой выплате, что не имеет отношение к настоящему спору.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 24 декабря 2020 года отменить и принять новое решение.
Возложить на Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №4 г.Тамбова» и Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №3 имени И.С.Долгушина г.Тамбова» обязанность обеспечивать Сафроненко Ю.В. в порядке оказания паллиативной помощи концентратором кислорода и пульскооксиметром.
В удовлетворении исковых требований Сафроненко Ю.В. к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Управлению здравоохранения Тамбовской области, ГУ- Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница №3 имени И.С.Долгушина г.Тамбова» о предоставлении мер социальной поддержки, обеспечении бесплатно лекарственными препаратами для ***, для лечения ***, креслом-коляской с электродвигателем, управляемой пациентом, с электронным рулевым управлением, складная отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 февраля 2022 года.