Дело № 2а-1564/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2018 года г. Новосибирск
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Е.А. Певина
при секретаре М.И. Федоренко
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Крупоедовой Л. А. к департаменту по социальной политике мэрии г. Новосибирска, начальнику департамента по социальной политике мэрии г. Новосибирска Незамаевой О.Б., заместителю начальника департамента по социальной политике мэрии г. Новосибирска Хрячковой М.В. о признании незаконными действий должностных лиц,
установил:
Крупоедова Л.А. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав в административном исковом заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в департамент по социальной политике мэрии г. Новосибирска по вопросу оказания ей помощи в оплате коммунальных услуг, так как оказалась в труднейшей жизненной ситуации, став малообеспеченной ввиду противоправных действий судебных приставов, взыскавших половину ее пенсии в счет погашения задолженности, оставив ей на проживание 4 000 рублей. Ответчик отказал в оказании материальной помощи, предложив помощь продовольственную (продуктовый набор) помощи. Действия ответчика повлекли ухудшение условий жизнедеятельности истца в виде отключения электроэнергии в квартире по месту жительства.
На основании изложенного административный истец просит признать незаконными действия должностных лиц департамента по социальной политике мэрии г. Новосибирска Незамаевой О.Б. и Хрячковой М.В.
Административный истец Крупоедова Л.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика Леванова М.В. к участию в судебном заседании не допущена, в связи с непредставлением суду документа, подтверждающего наличие высшего юридического образования.
Ответчики - начальник департамента по социальной политике мэрии г. Новосибирска Незамаевой О.Б., заместитель начальника департамента по социальной политике мэрии г. Новосибирска Хрячковой М.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно ч.6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, полагал возможным рассмотреть указанное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, … должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.1 ст. 226 КАС РФ).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Крупоедова Л.А. обратилась в департамент по социальной политике мэрии г. Новосибирска с заявлением об оказании социальной помощи в размере не менее 15 000 рублей, указав в заявлении, что судебные приставы-исполнители удерживают у неё из пенсии 50%, в связи с чем, ей остается 4 000 рублей, которых хватает на скудный набор питания, немного для оплаты коммунальных услуг, долг за коммунальные услуги – телефон, электроэнергия – 10 442, 12 рублей. С 2001 года она в квартире проживает однако, её дочь, являясь собственником части квартиры, снимает с мужем жилье, поэтому коммунальные услуги она оплачивает сама. В декабре 2017 года ей была сделана плановая операция, для реабилитации здоровья ей необходим минимум денег для приобретения продуктов питания, хотя бы на 5 000 рублей (л.д.3).
Решением межведомственной комиссии по оказанию социальной помощи от ДД.ММ.ГГГГ Крупоедовой Л.А. отказано в назначении социальной помощи в виде денежных выплат в связи с тем, что на основании представленных документов комиссией не установлена трудная жизненная ситуация, при этом указано, что ей будет выделена социальная помощь в натуральном виде (благотворительный продуктовый набор, за получением которого ей необходимо обратиться в управления социальной поддержки населения мэрии г. Новосибирска (л.д.4).
Согласно пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
В силу части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
На основании ст. 12 Федерального закона № 178-ФЗ, оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Законом Новосибирской области от 05.12.1995 года N 29-ОЗ "О социальной помощи на территории Новосибирской области" урегулированы отношения в сфере оказания социальной помощи на территории Новосибирской области малоимущим семьям, малоимущим гражданам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
социальная помощь - предоставление, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим гражданам, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, натуральной помощи (продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи) и (или) помощи в виде денежных средств;
граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - граждане, оказавшиеся в ситуации, объективно нарушающей их жизнедеятельность, которую они не могут преодолеть самостоятельно, в том числе в случае: утраты жизненно необходимого имущества в результате пожара, стихийного бедствия или иных обстоятельств; причинения вреда в результате техногенных аварий и катастроф; необходимости оплаты дорогостоящих лекарственных препаратов, медицинских услуг и видов лечения при заболеваниях и увечьях; необходимости сопровождения больного к месту лечения и обратно, а также необходимости оплаты за проживание в период лечения; необходимости обеспечения пожаробезопасности жилья;
малоимущие семьи и малоимущие граждане - семьи и одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области, на день обращения за социальной помощью.
Постановлением мэрии города Новосибирска от 08.06.2012 года № 5444 утвержден Порядок оказания социальной помощи жителям города Новосибирска, в соответствии с которым к категории граждан, имеющих право на оказание социальной помощи, помимо прочих относятся:
- одиноко проживающие граждане, семьи, имеющие доход (среднедушевой доход) ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Новосибирской области;
- прочие граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Под трудной жизненной ситуацией понимаются обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, иные обстоятельства, которые объективно ухудшают условия жизнедеятельности гражданина) и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.
В соответствии со ст. 7 вышеуказанного закона доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно справке отделения Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области о выплатах в отношении Крупоедовой Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ среднемесячный доход заявителя составляет 9 346,27 рублей, что выше величина прожиточного минимума в Новосибирской области за III квартал 2017 года для демографической группы населения пенсионер, установленного Постановлением Губернатора Новосибирской области от 19.10.2017 № 189 «О прожиточном минимуме в Новосибирской области за III квартал 2017 года» в размере 8 772,00 рублей.
Согласно акту обследования социально-бытовых условий муниципального бюджетного учреждения города Новосибирска «Комплексный центр социального обслуживания населения» Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ, Крупоедова Л.А. является собственником 1/2 доли однокомнатной квартиры, общей площадью 31 кв.м., расположенной по адресу: 630106, <адрес>, при этом собственником <данные изъяты> доли указанной квартиры является дочь Крупоедовой Л.А., Слесарева А. А..
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Из сказанного следует, что оплата расходов на содержание и ремонт жилого помещения и коммунальных услуг является обязанностью обоих собственников указанной квартиры.
Довод истца в подтверждение трудной жизненной ситуации о том, что после операции она наждется в денежных средствах на реабилитацию здоровья (для приобретения лекарств и продуктов питания) суд отклоняет на том основании, что Управлением социальной поддержки населения мэрии города Новосибирска Крупоедовой Л.А. выделена социальная помощь в натуральном виде (благотворительный продуктовый набор), что подтверждается уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административным истцом при обращении за социальной помощью в виде денежной выплаты в сумме не менее 15 000 рублей не было предоставлено документов, подтверждающих ее нахождение в трудной жизненной ситуации.
Учитывая изложенное, межведомственной комиссией по оказанию социальной помощи при департаменте по социальной политике мэрии города Новосибирска принято обоснованное решение об отказе в социальной помощи в виде денежных выплат.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25 ░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░