№ 2-171/2023
УИД:45RS0013-01-2023-000201-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Мокроусово 07 июня 2023 года
Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Хреновой Н.А.,
при секретаре Бучельниковой К.Г.,
с участием представителя истца Гусевой Е.А. – адвоката Кондрашкина В.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусевой Елены Анатольевны к Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области о взыскании выходного пособия с учетом надбавки за увеличение объема работы, компенсации за задержку заработной платы и взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Гусева Е.А. обратилась в суд с иском к Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области о взыскании надбавки за увеличение объема работы, компенсации за задержку заработной платы и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что в период с 10.07.2017 по 21.09.2022 работала в должности специалиста по осуществлению воинского учета Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области. В период работы в указанной должности выявила нарушения в оплате своего труда, в связи с чем, 07.07.2022 обратилась с исковым заявлением в Мокроусовский районный суд о взыскании с Администрации Мокроусовского сельсовета в ее пользу недоплаты по заработной плате и компенсации морального вреда. Решением Мокроусовского районного суда от 15.09.2022 с учетом Апелляционных определений судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 20.12.2022, от 26.12.2022 ее исковые требования удовлетворены частично: с Администрации Мокроусовского сельсовета взыскана невыплаченная надбавка за увеличение объема работы за период с июля 2021 года по август 2022 года в размере 70 412 руб. 22 коп., компенсация морального вреда в размере 7000 руб.
21.09.2022 она была уволена из администрации Мокроусовского сельсовета в соответствии с п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, в связи с ликвидацией организации (распоряжение №-р от 21.09.2022). При этом заработную плату за период с 01.09.2022 по 21.09.2022, а так же выходное пособие, предусмотренное при увольнении в связи с ликвидацией организации, в соответствии со ст.178 ТК РФ за период с 22 сентября 2022 года по 22 декабря 2022 года ей выплатили без учета надбавки за увеличение объема работы установленной решением Мокроусовского районного суда от 15.09.2022 в размере 50%.
После ликвидации администрации Мокроусовского сельсовета правопреемником является администрация Мокроусовского муниципального округа Курганской области. На обращение к ним о выплате заработной платы за период с 01.09.2022 по 21.09.2022, а так же выходного пособия за период с 22.09.2022 по 22.12.2022, с учетом установленной решением Мокроусовского районного суда надбавки за увеличение объема работы, получила отказ.
С учетом выплаты заработной платы и выходного пособия без надбавки за увеличение объема работы в размере 50%, недоплата составила 23244,52 руб.
С учетом положений ст.ст.236,237 Трудового кодекса РФ, размер причиненного морального вреда действиями должностных лиц при не выплате заработной платы и выходного пособия, истец оценила в 10 000 рублей.
Просила взыскать с администрации Мокроусовского муниципального округа в ее пользу невыплаченную надбавку за увеличение объема работы с учетом уральского коэффициента 15% за период с 01.09.2022 по 21.12.2022 в размере 23 244,52 руб.; компенсацию за просрочку по выплате надбавки за увеличение объема работы в размере 2113,51 руб.; компенсацию морального вреда 10 000 рублей (л.д.4-7).
Впоследствии Гусева Е.А. уточнила исковые требования и просила взыскать с администрации Мокроусовского муниципального округа в ее пользу выходное пособие с учетом 50% надбавки за увеличение объема работы с учетом уральского коэффициента 15% за период с 01.09.2022 по 21.12.2022 в размере 26 964,66 руб.; компенсацию за просрочку по выплате надбавки за увеличение объема работы в размере 2 573,4 руб.; компенсацию морального вреда 10 000 рублей (л.д. 98,99).
Истец Гусева Е.А. в судебном заседании не присутствовала, о дате времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истца адвокат Кондрашкин В.П. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Мокроусовского муниципального округа Бетехтина И.П. в судебном заседании исковые требования Гусевой Е.А. не признала частично. Пояснила, что согласна с расчетом задолженности по заработной плате в сумме 26964,66 руб., представленным финансовым отделом, но возражает по взысканию суммы компенсации за задержку зарплаты в размере 2573,4 руб. Компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей считает чрезмерно завышенной (л.д. 37).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В силу ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующих у данного работодателя.
Как следует из материалов дела 10.07.2017 между Гусевой Е.А. и Администрацией Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области заключен трудовой договор, согласно которому истец принята на работу с 10.07.2017 на должность специалиста по осуществлению воинского учета на неопределенный срок по основному месту работы (л.д. 106).
В соответствии с условиями трудового договора истцу установлен должностной оклад в соответствии со штатным расписанием в размере 6836 руб.44 коп., с выплатой уральского коэффициента в размере 15%, по результатам деятельности работника выплата надбавок, доплат, премий, предусмотренных системой оплаты труда, действующей в Администрации Мокроусовского сельсовета.
Как следует из трудовой книжки истца, 13.05.2019 трудовой договор с Гусевой Е.А. был расторгнут, в связи с ликвидацией организации (л.д. 25-27).
Решением Мокроусовского районного суда Курганской области от 08.07.2019 истец была восстановлена в должности специалиста по осуществлению воинского учета Администрации Мокроусовского сельсовета (л.д. 118-126).
09.07.2019 между Гусевой Е.А. и Администрацией Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области заключен трудовой договор, согласно которому истец принята на работу с 09.07.2019 на должность специалиста по осуществлению воинского учета на неопределенный срок по основному месту работы (л.д. 107).
Трудовым договором от 09.07.2019 Гусевой Е.А. был установлен должностной оклад в соответствии со штатным расписанием в размере 8570 рублей в месяц, с выплатой уральского коэффициента в размере 15 %, надбавки, доплаты, премии, предусмотренные системой оплаты труда, действующей в Администрации Мокроусовского сельсовета.
Дополнительным соглашением №1 от 03.02.2020 к трудовому договору от 09.07.2019 Гусевой Е.А. установлен должностной оклад в размере 9280 руб., за выслугу лет – 3712 руб., премия – 2320 руб., районный коэффициент в размере 2296 руб. 80 коп. (15%). Итого месячная заработная плата – 17608 руб. 80 коп.(л.д. 108).
Согласно дополнительному соглашению от 25.02.2021 к трудовому договору от 09.07.2019 Гусевой Е.А. установлен должностной оклад в размере 9559 руб., за выслугу лет – 3823 руб. 60 коп, премия – 2389 руб. 75 коп., районный коэффициент в размере 2365 руб. 85 коп. (15%). Итого месячная заработная плата – 18138 руб. 20 коп. (л.д. 108 оборот).
Перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлен в ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п.п.1,2 части первой ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя (часть первая ст.84.1 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом, днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность) (часть третья ст.84.1 указанного Кодекса).
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
По сведениям выписки из ЕГРЮЛ, Администрация Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области находится в стадии ликвидации с 15.08.2022.
В соответствии с п.7 Положения об Администрации Мокроусовского муниципального округа, Администрация является правопреемником Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (л.д.41).
21.09.2022 трудовой договор с Гусевой Е.В. расторгнут, в связи с ликвидацией организации по п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ. В этот же день Гусева Е.А. ознакомлена с приказом об увольнении (л.д.27,84).
27.09.2022 Гусева Е.А. зарегистрирована в качестве безработной в ГКУ «Центр занятости населения Лебяжьевского и Мокроусовского районов Курганской области.
Решением Мокроусовского районного суда Курганской области от 15.09.2022 года исковые требования Гусевой Елены Анатольевны к Администрации Мокроусовского сельсовета об установлении заработной платы в соответствии с действующим законодательством, взыскании недоплаты по заработной плате и взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично. С Администрации Мокроусовского сельсовета в пользу Гусевой Е.А. взыскана невыплаченная надбавка за увеличение объема работы за период с июля 2021 года по август 2022 года в сумме 60089,50 рублей, компенсация морального вреда в сумме 3000 рублей 00 копеек (л.д.9-12).
Гусева Е.А. просит взыскать с работодателя выходное пособие с учетом 50% надбавки за увеличение объема работы за период с 01.09.2022 по 21.09.2022 (включительно), указывает о том, что с 01.09.2022 ей не выплачивалась надбавка за увеличение объема работ в размере 50% от должностного оклада. По уточненным расчетам истца недоплата составила 26964 руб. 66 коп.
В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Данному праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателями системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 № «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» на территории Курганской области установлен коэффициент к заработной плате 1,15.
Районный коэффициент применяется по месту фактической постоянной работы независимо от местонахождения учреждения, организации, предприятия, в штате которых состоит работник (разъяснение Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 № «О порядке применения условий оплаты труда, установленных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 №, к отдельным категориям работников», утверждено постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 №).
В соответствии с письмом Министерства обороны Российской Федерации от 25.04.2009 № «Об оплате труда военно-учетных работников органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты» рекомендовано порядок и условия оплаты труда военно-учетных работников устанавливать органами местного самоуправления самостоятельно, в пределах выделенных из федерального бюджета средств на эти цели, исходя из расчета потребности на оплату труда по должности «инспектора по учету и бронированию» военного комиссариата.
Таким образом, заработная плата работников муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов, ставок соответствующих профессиональных квалификационных групп. В соответствии с требованиями статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации должны учитываться Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, принимающиеся ежегодно Российской трехсторонней комиссией по урегулированию социально трудовых отношений.
Согласно пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 07.12.2012№ «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» (здесь и далее нормативные документы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношения) в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Военные комиссариаты муниципальных образований могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородской территории города федерального значения, муниципального района.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. №» утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № к приказу). В отделах (муниципальных) военных комиссариатов, военных комиссариатах (муниципальных) 3 разряда установлен должностной оклад работнику по должности помощника начальника отделения в размере 8 240 руб.
Согласно информации, предоставленной ФКУ «Военный комиссариат Курганской области», военный комиссариат Варгашинского, Белозерского и Мокроусовского районов Курганской области в 2017-2019 годах относился к 3 тарифному разряду. Должностной оклад специалиста по воинскому учету в органах местного самоуправления соотносился с должностным окладом помощника начальника отделения военного комиссариата, размер которого составлял в 2017 году – 8 240 руб., в 2018 году - 8 570 руб., с 01.10.2019 - 9 280 руб. (л.д. 117 оборот).
Согласно разделу 3 Положения об оплате труда работников, осуществляющих первичный воинский учет на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, утвержденного распоряжением Администрации Мокроусовского сельсовета от 12.03.2018 № «Об оплате труда работников, осуществляющих первичный воинский учет на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты», работнику производится доплата за увеличение объема работы. Размер доплаты и срок, на который устанавливается указанная выплата, определяется по соглашению сторон трудового договора.
Главой 27 Трудового кодекса Российской Федерации установлены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.
Часть первой ст.178 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п.1 части первой ст.81 Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 части первой ст.81 Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй данной статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Исходя из буквального толкования положений части первой ст.178 и ст.318 Трудового кодекса Российской Федерации сохранение работнику среднего месячного заработка на период трудоустройства и выплата ему выходного пособия в случае ликвидации организации, сокращения численности или штата ее работников предусмотрены только при увольнении работника из организации (то есть не у работодателя физического лица).
Принимая во внимание тот факт, что Гусева Е.А. уволена в связи с ликвидацией организации, суд считает, что истец обладает правом на выходное пособие за счет работодателя с учетом 50% надбавки за увеличение объема работы.
Согласно расчетным листам заработной платы Гусевой Е.А. с сентября по декабрь 2022 года, выходное пособие начислено без учета надбавки за увеличение объема работ, доказательств того, что в трудовой договор истца были внесены изменения или заключалось дополнительное соглашение об уменьшении (изменении) заработной платы, материалы дела не содержат (л.д.28-31).
Решением Мокроусовского районного суда Курганской области от 15.09.2022 года №2-175/2022 надбавка за увеличение объема работы в размере 50% от должностного оклада взыскана в пользу Гусевой Е.А. за период с июля 2021 года по август 2022 года.
Согласно представленному ответчиком расчету, невыплаченная сумма выходного пособия с учетом 50% надбавки за период с 01.09.2022 по 21.09.2022 составляет 26 964,66 руб.(л.д.93).
Истец, представитель истца согласились с представленным ответчиком расчетом, не оспаривали его. Представитель ответчика в судебном заседании так же подтвердил правильность представленного суду расчета.
Таким образом, требования истца о взыскании с Администрации Мокроусовского муниципального округа невыплаченной суммы выходного пособия с учетом 50% надбавки за увеличение объема работы в размере 50% от должностного оклада с 01.09.2022 по 21.09.2022 подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
С учетом изложенного, с ответчика подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты Гусевой Е.А. заработной платы (надбавки) с 22.09.2022 по 11.05.2023 в размере 2573,40 руб. (л.д.92).
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Пунктом 63 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» установлено, что суд в силу статей 21 и 237 Трудового кодекса Российской Федерации вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено нарушение трудовых прав истца, связанное с недоплатой заработной платы суд, оценив степень причиненных нравственных страданий, а также требования разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб.
В соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, выступающая в качестве ответчика Администрация Мокроусовского муниципального округа, освобождается от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гусевой Елены Анатольевны к Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области о взыскании выходного пособия с учетом надбавки за увеличение объема работы, компенсации за задержку заработной платы и взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Мокроусовского муниципального округа Курганской области (ОГРН 1194501002717 ИНН 4515005374) в пользу Гусевой Елены Анатольевны выходное пособие с учетом 50 % надбавки за увеличение объема работы за период с 01.09.2022 по 21.09.2022 в сумме 26964,66 руб., компенсацию за задержку заработной платы в сумме 2573,4 руб., компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб., всего взыскать 32538 (Тридцать две тысячи пятьсот тридцать восемь) рублей 06 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Хренова
Мотивированное решение составлено 13 июня 2023 года.