Решение по делу № 3а-1007/2019 ~ М-706/2019 от 06.09.2019

Дело № 3а-1007/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 4 декабря 2019 года

Брянский областной суд в составе:

судьи Брянского областного суда     Бобылевой Л.Н.

при секретаре          Денисовой К.А.

с участием прокурора              Доржиева Ш.Д.

представителей административного истца Попова А.А., Романовой Н.В., представителя административного ответчика Савенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Брянская продовольственная компания» о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1342 (в редакции Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 18 ноября 2019 года № 1458),

УСТАНОВИЛ:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1342 (далее – Приказ) определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень).

Текст Приказа размещен на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 18 ноября 2019 года № 1458 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2018 года.

В Перечень включены объекты недвижимости, в том числе, здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью «Брянская продовольственная компания» (пункт ).

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Брянская продовольственная компания» (далее – ООО «БПК») обратился в Брянский областной суд с указанным административным исковым заявлением и с учетом уточненных требований просит признать недействующим с 1 января 2018 года пункт Перечня, мотивируя тем, что здание не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. В спорном здании располагаются кабинеты управленческого и рабочего персонала, все помещения являются служебными и не используются для ведения деловой, административной или коммерческой деятельности. Здание расположено на земельном участке вид разрешенного использования которого «для производственных целей».

В судебном заседании представители административного истца заявленное требование поддержали по основаниям изложенным в иске, пояснив, что включение спорного объекта в Перечень влечет нарушение прав собственника в связи с высокой налоговой нагрузкой.

Представитель административного ответчика Савенко О.В. иск не признала, пояснив, что спорный объект недвижимости включен в Перечень с соблюдением требований пунктов 1, 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по предназначению, которое определялось документами технического учета, сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, информации полученной в рамках межведомственного взаимодействия, согласно которым в составе здания имеются кабинеты и площадь, предназначенная для использования объекта по назначению, составляет более 20 процентов. Назначение помещений не исключает размещение в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Брянской области от 27 ноября 2003 года № 79-З "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Брянской области от 03 октября 2016 года № 76-З) на территории Брянской области с 01 января 2017 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении указанных в данном нормативном правовом акте видов недвижимого имущества.

Согласно ст. 1.1. указанного Закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить Перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно Положению об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 ( в действующей редакции) управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Таким образом, приказ управления имущественных отношений Брянской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка его опубликования.

В Перечень включено нежилое здание, принадлежащее на праве собственности ООО «БПК», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Проверяя содержание Перечня в части оспариваемого объекта недвижимости на предмет его соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Как установлено в судебном заседании спорный объект недвижимости включен в Перечень в качестве административно-делового центра в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения в Перечень спорного объекта, утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

Согласно пункту 6 указанного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).

Таким образом, исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения здания в Перечень законным, административный ответчик в силу прямого указания статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что оно либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение административно-деловых центров; либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Между тем таковых доказательств административным ответчиком не представлено.

Материалами дела установлено, что спорное здание расположено на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для производственных целей».

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

До вступления в силу указанного приказа согласно его пункту 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".

Вышеназванными Методическими указаниями определены в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7), размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9).

Вместе с тем представленные сторонами документы на земельный участок указывают, что земельный участок поставлен на кадастровый учет 28 октября 2005 года и вид его разрешенного использования не совпадает с пунктом 1.2.7 – "земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения" Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов. Соответственно оснований для признания спорного здания административно-деловым центром, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, не имеется.

Суд также находит, что отсутствуют основания для включения спорного здания в Перечень по критерию его предназначения для целей делового, административного или коммерческого назначения, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета.

Так по сведениям государственного реестра недвижимости спорное здание площадью <данные изъяты> кв.м. имеет назначение – нежилое, наименование – двухэтажное административное здание.

Согласно техническому паспорту, содержащему сведения об обследовании здания по состоянию на 28 февраля 1966 года, помещения здания имеют наименования: кабинеты, коридоры, столовая, подсобное. По экспликации к поэтажному плану площадь кабинетов составляет <данные изъяты> кв.м. – 44,6% от площади здания, площадь столовой <данные изъяты> кв.м. – 17,9% от площади здания.

В судебном заседании и материалами дела установлено, что административное здание принадлежит административному истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от 1 декабря 2006 года. По договору купли-продажи от 21 февраля 2007 года административным истцом также были приобретены другие объекты недвижимости (главный корпус маслосырзавода, цех цельномолочной продукции, градильня, склад, трансформаторная), расположенные на вышеуказанном земельном участке, что подтверждается планом земельного участка и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок.

Доводы административного истца о том, что спорное административное здание функционально неотделимо от производственных зданий и входит в состав имущественного комплекса в качестве места размещения работников Общества административным ответчиком не опровергнуты.

Обследование здания с целью установления фактического его использования на момент формирования и определения Перечня не проводилось и каких либо объективных доказательств, свидетельствующих об использовании здания под виды деятельности, предусмотренные ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по делу не имеется.

Ссылки представителя административного ответчика об определении предназначения здания для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения по документам технического учета с учетом идентичности понятий «кабинет» и «офис», что являлось достаточным основанием для включения спорного здания в Перечень, суд находит несостоятельными, поскольку термины «кабинет» и «офис» равными по значению не являются. Иное означало бы, по сути, изменение определенного Налоговым кодексом Российской Федерации содержания понятий и терминов, что недопустимо исходя из принципов, закрепленных в статьях 3, 6 настоящего кодекса.

Использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности. Таковых доказательств по делу не имеется.

С учетом изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ООО «БПК».

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельного его положения недействующим с 01 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В силу положений статьи 103, 111, пункта 4 части 6 статьи 180, пункта 3 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с управления имущественных отношений Брянской области в пользу ООО « БПК» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Брянская продовольственная компания» удовлетворить.

Пункт Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Новозыбкова Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1342 (в редакции Приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 18 ноября 2019 года № 1458) признать недействующим с 01 января 2018 года.

Взыскать с Управления имущественных отношений Брянской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Брянская продовольственная компания» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2019 года.

Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева

3а-1007/2019 ~ М-706/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Брянская продовольственная компания"
Ответчики
Управление имущественных отношений Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Судья
Бобылева Любовь Николаевна
06.09.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
06.09.2019[Адм.] Передача материалов судье
09.09.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.09.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
04.10.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.10.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
04.10.2019[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
04.10.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2019[Адм.] Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее