Решение по делу № 2а-364/2021 от 31.05.2021

2а-364/2021

УИД: 04RS0005-01-2021-000326-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2021 года                                                                 г. Гусиноозерск

Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Семеновой А.Ю., при секретаре Найдановой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Республике Бурятия к Дамбаевой Т.В. о взыскании задолженности по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Бурятия просит восстановить пропущенный срок и взыскать с Дамбаевой Т.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 217 руб., пени – 87,81 руб., земельному налогу с физических лиц в размере 648 руб., пени – 171,46 руб.

Административный иск мотивирован тем, что Дамбаева Т.В. является плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц. В нарушение статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), устанавливающих, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа административным ответчиком до настоящего времени не исполнено. Пропуск срока обращения в суд обусловлен объективными обстоятельствами и не является следствием ненадлежащего выполнения налоговым органом обязанностей. С 10 мая 2017 года в результате реорганизации территориальных налоговых органов МРИФНС № 8 по Республике Бурятия курирует территорию 9 районов республики и г.Северобайкальск, количество лиц, состоящих на учете в налоговом органе, превышает 30 000 человек. В связи с переходом на централизованный учет налогоплательщиков налоговым органом проводилась объемная работа по подготовке, анализу и устранению расхождений, выявленных при тестовых выгрузках данных в централизованные компоненты программного обеспечения. В связи с введением ограничительных мер и режима изоляции в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции большая часть сотрудников налогового органа была переведена на дистанционный режим работы, возможность подготовить заявления о вынесении судебного приказа отсутствовала.

Представитель административного истца, административный ответчик, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Начальник МРИФНС № 8 по Республике Бурятия Загороднова И.И. в административном исковом заявлении просила рассмотреть дело без участия представителя налогового органа.

Суд в соответствии со ст. 289 КАС РФ полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ).

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данному конституционному положению корреспондирует п. 1 ст. 3 НК РФ, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст. 388 НК РФ).

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (ч. 1 ст. 392 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В соответствии с п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу п. 1 ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в соответствии с положениями статьи 69 НК РФ.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ). В силу ст. 11 НК РФ местом жительства физического лица является адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней (статьи 72, 75 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При этом Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает дополнительные правила исчисления срока обращения налогового органа в суд.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ (в предыдущей редакции) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

При этом установление обязанности по его соблюдению служит дополнительной гарантией соблюдения прав налогоплательщиков, поскольку установление такого срока направлено на стимулирование налоговых органов к надлежащему выполнению обязанностей по формированию бюджета и по своевременному принятию мер по взысканию с налогоплательщиков задолженности по налогам, сборам, пени и штрафным санкциям.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 октября 2017 года N 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Е. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа.

При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).

Судом установлено и следует из материалов дела, административный ответчик является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Согласно сведениям Единого государственного реестра надвижимости Дамбаева Т.В. с 2013 г. является собственником здания - объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.

Налоговым органом исчислены налоги, о чем направлены налоговые уведомления:

за 2015 год от ДД.ММ.ГГГГ (221 руб.) и разъяснена обязанность уплатить налог в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

за 2016 год от ДД.ММ.ГГГГ (221 руб.) и разъяснена обязанность уплатить налог в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

за 2017 год от ДД.ММ.ГГГГ (206 руб.) и разъяснена обязанность уплатить налог в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неуплатой административным ответчиком в установленный срок налогов налоговым органом начислены пени, административному ответчику направлены требования об уплате налога, пени:

по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено оплатить задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 217 руб., пени – 21,44 руб., земельному налогу в размере 221 руб., пени – 21,82 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено оплатить задолженность по земельному налогу в размере 221 руб., пени – 24,75 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено оплатить задолженность по земельному налогу в размере 206 руб., пени – 11,54 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено оплатить задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу в размере 235,84 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанные требования направлены налогоплательщику по адресу: <адрес>, за исключением требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено через личный кабинет налогоплательщика.

Вместе с тем согласно ответу Отдела МВД России по Джидинскому району Республики Бурятия Дамбаева Т.В. на регистрационном учете по месту жительства не значится.

Согласно сведениям УВМ МВД России по Республике Бурятия Дамбаева Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по иному адресу: <адрес>.

Требования об уплате задолженности по налогам, пени в предоставленные сроки налогоплательщиком не исполнены.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Дамбаевой Т.В. задолженности по налогам, пени путем почтового отправления, что подтверждается списком почтовых отправлений, содержащим штамп почтового отделения АО «Почта России».

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 2 Джидинского района Республики Бурятия отказано в принятии заявления МРИФНС № 8 по Республике Бурятия о вынесении судебного приказа на взыскание с должника Дамбаевой Т.В. недоимки по налогам, пени в связи с пропуском срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ.

Учитывая предоставленный налогоплательщику срок для исполнения требования об уплате налогов, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - до ДД.ММ.ГГГГ, срок обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа истекал ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 3 года + 6 месяцев).

Следовательно, срок обращения к мировому судье судебного участка №2 Джидинского района Республики Бурятия с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и пени (ДД.ММ.ГГГГ) налоговым органом пропущен.

Настоящий административный иск, в котором также заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, поступил в Джидинский районный суд Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Административным истцом не представлено достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока обращения в суд ввиду объективных (независящих от налогового органа) обстоятельств, которые могли быть расценены судом как уважительные.

Приведенные административным истцом доводы о причинах пропуска срока, связанные с реорганизацией в мае 2017 года, переходом на централизованный учет налогоплательщиков, не могут расцениваться как подтверждение уважительности этих причин.

Учитывая, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций.

Реорганизация, введение программного обеспечения, равно как и объем работы относятся к обстоятельствам организационного характера, в связи с чем данные обстоятельства не могут быть признаны уважительной причиной пропуска налоговым органом срока обращения в суд. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Принимая во внимание предоставленный законом налоговому органу срок для обращения в суд с требованием о взыскании налога, пеней, который составляет 6 месяцев, не могут быть приняты во внимание ссылки административного истца на сложившуюся эпидемиологическую обстановку, введение ограничительных мер, вызванных борьбой с коронавирусом, и не могут являться основанием для восстановления срока обращения в суд. При этом суд также учитывает период пропуска срока обращения в суд, а также то, что на основании Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» нерабочие дня были установлены с 30 марта по 30 апреля 2020 г.

При таких обстоятельствах, с учетом установленных и исследованных фактических обстоятельств дела, оснований для восстановления пропущенного срока обращения налогового органа в суд не установлено.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации исчерпывающим образом определяет правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизмы ее принудительного исполнения, порядок принятия решений налоговым органом, их обжалования и отмены, в том числе в связи с возникновением у физического лица недоимки при уплате налога. Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможности бессрочного взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, направлены на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности (определения № 12-О и № 20-О от 30 января 2020 года).

В соответствии с подпунктами 1, 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

При таких обстоятельствах, учитывая, что принудительное взыскание налогов и сборов за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, при этом уважительные причины пропуска срока обращения в суд и основания для его восстановления не установлены, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Бурятия к Дамбаевой Т.В. о взыскании задолженности по налогам, пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                             А.Ю.Семенова

В окончательной форме решение принято 06.07.2021.

2а-364/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС №8 по Республике Бурятия
Ответчики
Дамбаева Туяна Валерьевна
Суд
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия
Судья
Семенова Алтана Юрьевна
Дело на сайте суда
gusinoozersky.bur.sudrf.ru
31.05.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
31.05.2021Передача материалов судье
31.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2021Подготовка дела (собеседование)
15.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2021Судебное заседание
06.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее