Дело №2-1344/2024

        УИД 14RS0019-01-2024-001743-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Нерюнгри                                                             19 августа 2024 года

Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Михайловой А.А., при секретаре Хайдаповой М.Д., с участием ст.помощника прокурора г. Нерюнгри Цепилова Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Нерюнгри в интересах Андросовой А.А. к администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда по договорам найма,

установил:

    Прокурор г. Нерюнгри, действуя в интересах Андросовой А.А., обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой г. Нерюнгри в рамках рассмотрения обращения Андросовой А.А. проведена проверка исполнения Нерюнгринской районной администрацией государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. По результатам проверки установлено, что Андросова А.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Нерюнгринского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Андросова Е.А. лишена родительских прав. Сведения об отце Андросове А.С. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Андросова А.А. включена в единый реестр детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС (Я). АМО «Нерюнгринский район» предложило Андросовой А.А. квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Андросова А.А. в письменном заявлении отказалась от квартиры, по причине ее нахождения в п. Беркакит, дополнительно указав, что ей необходимо жилье в г. Нерюнгри. АМО «Нерюнгринский район» обязательство перед Андросовой А.А., у которой возникло право на обеспечение жильем, не исполнены, в связи с чем, ей не предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда. Просит обязать Администрацию МО «Нерюнгринский район» предоставить Андросовой А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде изолированного жилого помещения (жилого дома или квартиры) в установленном законодательством порядке общей площадью от 24 до 44 кв. м, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

    Ст.пом. прокурора г. Нерюнгри Цепилов Е.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просит удовлетворить.

    Истец Андросова А.А. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

    Представитель ответчика АМО «Нерюнгринский район» представил письменные возражения, в которых указала, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями входит в полномочия органов государственной власти субъекта РФ и за счет средств бюджета субъекта РФ н основании предоставляемых субсидий из федерального бюджета. Субъект РФ вправе передавать такие полномочия органам местного самоуправления при условии предоставления материальных и финансовых средств. Нерюнгринская районная администрация принимала и принимает все необходимые меры по исполнению переданных ей отдельных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Работа по предоставлению жилых помещений детям сиротам ведется. Нерюнгринская районная администрация сообщает что в настоящее время в Нерюнгринском районе необходимо обеспечить жилыми помещениями 83 человека категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа». Из них 26 человек получат жилые помещения в строящихся домах в квартале «Р» г. Нерюнгри, 57 человек необходимо обеспечить в текущем году. Для обеспечения жилыми помещениями Нерюнгринской районной администрацией: ДД.ММ.ГГГГ подписано соглашение с Минстроем на 77 млн. руб., (с протоколом разногласий на сумму 347 519 115 руб.) поскольку Законом о бюджете PC (Я) на 2024 год была утверждена сумма на обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сумме 77 241 106,14 руб. (в указанной сумме заложены денежные средства - 55 349 397,94 руб. по муниципальному контракту 2023 года на приобретение жилья для сирот на первичном рынке (строительство)). Законом PC (Я) от ДД.ММ.ГГГГ -VI внесены изменения в закон о бюджете PC (Я) на 2024 год и сумма изменена на 71 161 240,69 руб. т.е. сумма была уменьшена. ДД.ММ.ГГГГ подписано дополнительное соглашение об уменьшении лимитов. Таким образом, на приобретение жилья для сирот в 2024 году выделено денежных средств на приобретение всего лишь 7( семи )квартир. На сегодняшний день все 7 квартир закуплены и предоставлены гражданам категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», в рамках исполнения решений Нерюнгринского городского суда. В 2023 году Нерюнгринской районной администрацией заключено два муниципальных контракта на приобретение 26 жилых помещений в жилом доме, вводимых в эксплуатацию в г. Нерюнгри в 2023 году, в муниципальную собственность МО «Нерюнгринский район» для обеспечения жильём детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( от «26» июля 2023 г. на сумму 54 709 330,28 руб. и от «18» сентября 2023 г. на сумму 55 348 030,32 руб.) Учитывая, что сроки исполнения заключенных муниципальных контрактов до ДД.ММ.ГГГГ (один муниципальный контракт продлен до ДД.ММ.ГГГГ), фактическое предоставление жилых помещений будет осуществлено в третьем квартале 2024 г. Нерюнгринская районная администрация неоднократно обращалась в Министерство строительства PC (Я) с просьбой об увеличении и выделении дополнительных лимитов на приобретение жилых помещений, но по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ лимиты не выделены. МО «Нерюнгринский район» входит в перечень муниципальных образований, относящихся к соответствующей группе в зависимости от доли дотаций, утвержденный приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ , доля дотации превышает 20 процентов доходов бюджета района. Однако, поскольку в силу вышеприведенных норм федерального и республиканского законодательства предоставление и обеспечение дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот является обязанностью органов государственной власти, возложение финансово не обеспеченных полномочий в отношении детей-сирот на муниципальное образование «Нерюнгринский район» противоречит п. 34 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», ч. 5 ст. 19, ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 5 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из которых при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий эти обязательства должны исполняться за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме этого, на органы местного самоуправления Законом Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-3 №    1201-IV возложена обязанность только по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, тогда как Министерство строительства Республики Саха (Якутия) имеет обязательства по обеспечению детей- сирот жильем, что включает в себя не только его фактическое предоставление, но и выделение необходимого финансирования на указанные цели.

Суд, заслушав пояснения истца старшего помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) регулируется Законом Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 года 1154-З № 1201-IV «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РС(Я) 1154-З № 1201-IV).

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РС(Я) 1154-З № 1201-IV, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом местного самоуправления муниципального образования, которому Законом Республики Саха (Якутия) переданы отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, на территории которого находится место жительства указанных лиц.

Из материалов дела следует, что Андросова А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, в г. Нерюнгри РС (Я). Матерью указана Андросова Е.А., отцом – Андросов А.С., что подтверждается свидетельством о рождении I-CН №ДД.ММ.ГГГГ, выданном Отделом Управления ЗАГС при Правительстве РС (Я)

Решением Нерюнгринского горского суда РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ Андросова Е.А. лишена родительских прав в отношении Андросовой А.А.

ДД.ММ.ГГГГ Нерюнгринской районной администрацией вынесено заключение о включении Андросовой А.А. в единый реестр граждан из категории «дети-сироты и детей, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Саха (Якутия).

Согласно приказу Министерства труда и социального развития РС(Я) -ОД от ДД.ММ.ГГГГ Андросова А.А. включена в единый реестр граждан из категории «дети-сироты и детей, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Саха (Якутия).

В праве собственности жилого помещения Андросова А.А. не имеет, договор социального найма с Андросовой А.А. не заключен.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что Андросова А.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18-и лет, из единого реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением в Республике Саха (Якутия) исключен не был, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения не является, а, следовательно, у него возникло право на обеспечение жилым помещение по достижению совершеннолетия в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязанность по обеспечению которого, возложена на АМО «Нерюнгринский район», как орган местного самоуправления, которому переданы отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, на территории муниципального образования «<адрес>».

ДД.ММ.ГГГГ Емец И.А. обратился с заявлением к Главе Нерюнгринского района о рассмотрении вопроса об обеспечении ее подопечной Андросовой А.А.жилым помещением на территории муниципального района «Нерюнгринский район» в 2023 году.

    Как следует из заявления от ДД.ММ.ГГГГ Андросова А.А. отказалась от предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу; <адрес> <адрес>, указав следующие причины: обучение в ГАПОУ РС (Я) «Южно-Якутский технологический колледж» <адрес> и наличием второй труппы инвалидности.

ДД.ММ.ГГГГ Андросова А.АП. обратилась с заявлением в прокуратуру <адрес> в связи с непредставлением МО «<адрес>» ей специализированного жилого помещения.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на требование прокурора <адрес> следует, что Нерюнгринская городская администрация сообщила, что в настоящее время <адрес>ной администрации необходимо обеспечить жильём 73 человека категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа». В связи с недостаточным финансированием выделяемым Министерством строительства Республики Саха (Якутия), приобретение жилых помещений на территории МО «<адрес>» приостановлено.

Вместе в судебном заседании установлено, что Андросова А.А., включенная в единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащий обеспечению жилым помещением, по достижению 18-летнего возраста и по настоящее время не обеспечена жилым помещением, договор найма специализированного жилого помещения с ней не заключен.

Не предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Андросовой А.А, имеющей право на предоставление такого помещения, в соответствии с Законом РС(Я) 1154-З № 1201-IV, ответчиком АМО «Нерюнгринский район» не оспаривается.

При этом позиция ответчика о несогласии с требованиями истца исходит из того, что АМО «Нерюнгринский район» предприняло меры для исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения, но из-за недостаточности финансирования бюджета муниципального района и несвоевременных действий Министерства строительства РС(Я) обязанность исполнена не была.

Из письменных пояснений ответчика АМО «Нерюнгринский район» следует, что администрацией ведется работа по предоставлению жилых помещений детям сиротам. 15.02.2024 подписано соглашение с Минстроем на 77 млн. руб., (с протоколом разногласий на сумму 347 519 115 руб.) поскольку Законом о бюджете PC (Я) на 2024 год была утверждена сумма на обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сумме 77 241 106,14 руб. (в указанной сумме заложены денежные средства - 55 349 397,94 руб. по муниципальному контракту 2023 года на приобретение жилья для сирот на первичном рынке (строительство)).

В 2023 году Нерюнгринской районной администрацией заключено два муниципальных контракта на приобретение 26 жилых помещений в жилом доме, вводимых в эксплуатацию в г. Нерюнгри в 2023 году, в муниципальную собственность МО «Нерюнгринский район» для обеспечения жильём детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( от «26» июля 2023 г. на сумму 54 709 330,28 руб. и от «18» сентября 2023 г. на сумму 55 348 030,32 руб.) Нерюнгринская районная администрация неоднократно обращалась в Министерство строительства PC (Я) с просьбой об увеличении и выделении дополнительных лимитов на приобретение жилых помещений, но по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ лимиты не выделены.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Андросовой А.А., у которой имеется право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, жилое помещение специализированного жилищного фонда на дату рассмотрения дела АМО «Нерюнгринский район» не предоставлено, исковые требования прокурора г. Нерюнгри о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде изолированного жилого помещения в установленном законом порядке общей площадью от 24 до 44 квадратных метров, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещением, и степени благоустройства, подлежат удовлетворению.

Пунктом 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса, тогда как отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения контрактов, регламентированы Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом, принимая во внимание положения пункта 3 и 4 Порядка от 15.05.2013 № 148, регламентирующие, что муниципальные образования направляют в Министерство строительства Республики Саха (Якутия) распоряжение об утверждении средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения на вторичном рынке жилья на очередной финансовый год в разрезе населенных пунктов не позднее 1 июля текущего финансового года.

Министерство строительства Республики Саха (Якутия) не позднее 10 июля текущего финансового года приказом утверждает среднюю стоимость строительства (приобретения) одного кв. метра общей площади жилых помещений на соответствующий год в разрезе муниципальных образований, используемой для расчета субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации мероприятия «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, предоставление истцу по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с положениями Закона РС(Я) 1154-З № 1201-IV, постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 148 от 15.05.2013, при этом, соблюдение предусмотренной законом процедуры объективно исключает возможность исполнения принятого судебного постановления в короткие сроки, что свидетельствует о необходимости времени не только для проведения данной процедуры, но и для изыскания денежных средств для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующими жилыми помещениями с учетом длительности бюджетного процесса.

Вместе с тем, суд учитывает, что решение суда должно быть законным, обоснованным, а также исполнимым для лица, на которого возложены обязанности по исполнению определенных действий, в данном случае, в виде возложения обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, что, с бесспорной очевидностью, в настоящее время является для органа местного самоуправления затруднительным в силу объективных обстоятельств, на которые, в том числе, влияет количество лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а именно, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования «Нерюнгринский район».

Удовлетворяя требования истца о предоставлении Андросовой А.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, суд считает обоснованным требование истца установить для ответчика АМО «Нерюнгринский район» срок для исполнения настоящего решения до ДД.ММ.ГГГГ. Срок является наиболее целесообразным и соответствующим не только целям судебной защиты, но и целям исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 24 ░░ 44 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2025 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░).

░░░░░:                   ░░░░░░░                      ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2024 ░░░░

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░)                                                 ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░                       ░.░. ░░░░░░░░░

2-1344/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Андросова Александра Алексеевна
Прокурор г. Нерюнгри
Ответчики
Администрация МО "Нерюнгринский район"
Суд
Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Михайлова Айсуу Александровна
Дело на сайте суда
nerungry.jak.sudrf.ru
27.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2024Передача материалов судье
02.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2024Подготовка дела (собеседование)
25.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2024Дело оформлено
08.10.2024Дело передано в архив
19.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее