К делу № 2а-1289/18
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Сочи 07 марта 2018 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края
в составе председательствующего судьи Вергуновой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Бочковской Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи административное дело по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Сочи в защиту Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи и администрации Центрального района г. Сочи, Муниципальному казенному учреждению г. Сочи «Управление автомобильных дорог» об оспаривании бездействия органа местного самоуправления по непринятию мер по устранению недостатков в эксплуатации состояния дороги по ул. Альпийской в Центральном районе г. Сочи,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Центрального района г. Сочи обратился в Центральный районный суд г. Сочи в защиту Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации г. Сочи, в котором просит признать незаконным бездействие администрации г. Сочи, администрации Центрального района г. Сочи по непринятию мер по устранению недостатков в эксплуатационном состоянии дороги по ул. Альпийская в Центральном районе г. Сочи, возложении обязанности на административных ответчиков принять меры по устранению недостатков в эксплуатационном состоянии дороги по ул. Альпийская в Центральном районе г. Сочи, установив в районе дома № 31 по указанной улице дорожный знак 5.19.1 «Пешеходный переход», демаркировав по всей ширине проезжей части дороги горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «Зебра», установив бордюрный камень, обеспечив пешеходный тротуар твердым покрытием, произведя обрезку кустарника, произрастающего на пешеходном тротуаре, и нанеся по всей протяженности дорожного полотна горизонтальную дорожную разметку.
Требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° мотивированы тем, что РІ С…РѕРґРµ проверки обращения жителей СѓР». Альпийская РІ Рі. Сочи Рѕ ненадлежащей организации безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РїРѕ указанной улице инспекторами РћР“РБДД РЈР’Р” РїРѕ Рі. Сочи выявлено отсутствие обустроенного пешеходного перехода, Р° также необходимых условий для безопасного пересечения проезжей части. РџРѕ данному факту главным инспектором безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РїРѕ Рі. Сочи РІ администрацию Рі. Сочи направлено Представление РѕР± устранении нарушений, РЅР° которое РѕС‚ административного ответчика получен ответ, согласно которому работы РїРѕ обустройству СѓР». Альпийская Р±СѓРґСѓС‚ выполнены после заключения муниципального контракта. Р’ то Р¶Рµ время, РІ С…РѕРґРµ повторной проверки исполнения ответчиком требований предписания установлено, что такие работы РЅРµ были выполнены.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Чумовицкая Т.В. на заявленных требованиях настаивала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель администрации Рі. Сочи Рё администрации Центрального района Рі. Сочи РїРѕ доверенности Козаев Р.Рџ. РІ судебном заседании против удовлетворения РёСЃРєР° РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° возражал, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ СЃСѓРґСѓ, что допущенные нарушения РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть устранены РїРѕ причине отсутствия соответствующего финансирования, вследствие чего РЅРµ может быть заключен муниципальный контракт РЅР° производство необходимых работ. Также РїСЂРѕСЃРёР» привлечь Рє участию РІ деле РІ качестве соответчика Муниципальное казенное учреждение Рі. Сочи «Управление автомобильных РґРѕСЂРѕРіВ», РЅР° которое согласно Положению РѕР± РњРљРЈ возложены функции РїРѕ содержанию РґРѕСЂРѕРі РІ Рі. Сочи.
Представитель МКУ г. Сочи «Управление автомобильных дорог» по доверенности Шило Е.А. против удовлетворения административного искового заявления также возражала, пояснив, что заявленные требования в части обрезки кустарника и установки дорожного знака выполнены, остальные же требования являются прерогативой администрации Центрального района г. Сочи, поскольку являются деятельностью по содержанию местных дорог, которую должны обеспечивать внутригородские районы города.
Представитель Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации г. Сочи в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, исходя из имеющихся в материалах дела документов и сведений, касающихся предмета спора, а также учитывая наличие достаточных доказательств извещения сторон о времени и месте судебного заседания, пришел к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рзучив материалы дела, выслушав участников судебного заседания, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление подлежит частичному удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными. (ч. 2 ст. 227 КАС РФ)
Как следует РёР· материалов дела, РЅР° основании проведенной проверки 31 марта 2017 РіРѕРґР° главным государственным инспектором безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Сочи РћР“РБДД РЈР’Р” РїРѕ РіРѕСЂРѕРґСѓ Сочи РІ адрес исполнительно-распорядительного органа муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ-РєСѓСЂРѕСЂС‚ Сочи – администрации Рі. Сочи направлено Представление СЃ требованием принять меры Рє обустройству пешеходным тротуаром участка РґРѕСЂРѕРіРё СЃ нечетной стороны РѕС‚ РґРѕРјР° 29 РґРѕ РґРѕРјР° 31 «А» РїРѕ СѓР». Альпийская РІ Рі. Сочи, Р° также принять меры Рє обустройству пешеходным переходом участка автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё РїРѕ СѓР». Альпийской РІ районе пересечения СЃ СѓР». Невской.
На данный акт реагирования Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации г. Сочи в адрес надзорного органа направлено письмо от 24.04.2017 исх. номер 1023/18.03-01, согласно которого наличие пешеходного тротуара на указанном участке дороги не является обязательным, а обустройство пешеходным переходом будет выполнено после заключения муниципального контракта.
14 ноября 2017 года группой граждан, являющихся собственниками квартир, расположенных в многоквартирных домах №№ 23, 27, 27 «А» по ул. Альпийской г. Сочи, направлено обращение прокурору г. Сочи (вх. № 5715-242ш17), согласно которому вышеуказанные недостатки дорожной инфраструктуры создают угрозу жизни и здоровья граждан, проживающих в данном районе, о чем ими неоднократно сообщалось в администрацию г. Сочи. В то же время никаких действий, направленных на устранение недостатков, от исполнительно-распорядительного органа не последовало.
В ходе повторной проверки старшим помощником прокурора Центрального района г. Сочи установлено, что по состоянию на 25.01.2018 г. муниципальный контракт не заключен, мер к обустройству ул. Альпийской в г. Сочи в соответствии с требованиями государственных стандартов не принято.
Таким образом, суд признает обоснованным утверждение прокурора о том, что бездействие администрации г. Сочи, выраженное в непринятии мер по устранению недостатков в содержании дороги по улице Альпийская в Центральном районе г. Сочи, нарушает права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования – города-курорта Сочи, как пешком, так и с использованием транспортных средств.
На основании ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности и международных договоров Российской Федерации.
Одним из прав участников дорожного движения является право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.
Согласно ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23 октября 1993г. №1090, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя, помимо прочего, элементы обустройства, к которым, в частности, относятся пешеходные дорожки и тротуары.
Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.
В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений и располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Пешеходные РґРѕСЂРѕР¶РєРё располагают Р·Р° пределами земляного полотна (Рї.Рї.4.5.1.1-4.5.1.4 Национального стандарта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Федерального агентства РїРѕ техническому регулированию Рё метрологии РѕС‚ 23.09.2007Рі. в„–270-СЃС‚).
При таких обстоятельствах, если на участке дороги, обустройство тротуарами которой не является обязательным, все же существуют пешеходные дорожки, то их содержание является такой же обязанностью для уполномоченного органа, как и обустройство тротуарами категорий дорог, подпадающих под регулирование вышеуказанного государственного стандарта, поскольку в силу закона, пешеходные дорожки и тротуары являются неотъемлемыми элементами автомобильных дорог.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
РР· статьи 42 Устава РіРѕСЂРѕРґР° Сочи, утвержденного решением Городского Собрания Сочи РѕС‚ 29.07.2010 в„– 92 (ред. 31 мая 2017 РіРѕРґР°), следует, что Администрация РІ области использования автомобильных РґРѕСЂРѕРі, осуществления РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕР№ деятельности имеет следующие полномочия:
1) осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи;
2) разрабатывает основные направления инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
3) определяет размер вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения;
4) принимает меры к обустройству дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов;
5) организует работу объектов сервиса в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности;
6) предоставляет информацию участникам дорожного движения о наличии объектов сервиса и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог;
7) иные полномочия в соответствии с законодательством.
В соответствии с решением Городского собрания Сочи от 26.04.07 № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» с изменениями, внесенными решением Городского собрания Сочи 20.06.07 № 94, автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), расположенные в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включены в реестр объектов муниципальной собственности г. Сочи в составе имущества казны г. Сочи.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в районе дома 31 по ул. Альпийская в г. Сочи в нарушение п. 3 ГОСТа 50597-93 по всей ширине проезжей части дороги имеется не демаркированная горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра», там же в нарушение п. 5.6.7 СП 243.1326000.2015 высота бордюрного камня не соответствует нормативным требованиям, в нарушение п. 49 ОДМ 218.2.007-2011 на отдельных участках пешеходный тротуар не имеет твердого покрытия, также по всей протяженности ул. Альпийская в г. Сочи, в нарушение п. 4.2.2 ГОСТа 50597-93 имеется износ горизонтальной дорожной разметки более 50 процентов.
Наличие данных недостатков, вследствие которых упомянутая дорога местного значения является опасной для использования по назначению, подтверждено имеющимися в деле письменными доказательствами, и административными ответчиками в ходе судебного заседания не оспорено.
В то же время часть нарушений, а именно: наличие кустарника, создающего помехи движению и отсутствие дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход» уже устранены, что подтверждается соответствующими фотоматериалами.
По смыслу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа предполагает полную ответственность органа местного самоуправления за решение названных вопросов, затрагивающих повседневные проблемы населения данного муниципального образования.
Поскольку надлежащее состояние указанной выше дороги местного значения должным образом не обеспечены, суд находит административное исковое заявление прокурора, предъявленное в защиту Российской Федерации и прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц подлежащим удовлетворению, с возложением на административных ответчиков обязанности по принятию исчерпывающих мер по обеспечению соответствия состояния названной автомобильной дороги установленным правилам и техническим нормам путем.
При этом отсутствие в муниципальном бюджете достаточных денежных средств, необходимых для финансирования работ по содержанию и ремонту дороги, во внимание судом при разрешении спора не принимаются, поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения закон не ставит в зависимость от наличия либо отсутствия необходимых для этого финансовых ресурсов.
Довод представителя МКУ г. Сочи «УАД» об отсутствии у названного учреждения полномочий по содержанию дорог не может быть принят в качестве основания для отказа в удовлетворении требований в связи со следующим.
В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Постановлением администрации г. Сочи от 12.12.2012 № 2700 создано Муниципальное казенное учреждение города Сочи «Управление автомобильных дорог».
Как следует из Устава муниципального казенного учреждения, утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 08.02.2017 № 180, целью его создания является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, относящихся к муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи. Для достижения указанной цели учреждение, в том числе, обеспечивает проведение работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Сочи (включая проектно-изыскательские работы), также обеспечивает соблюдение нормативно-технических требований и производственно-технический контроль при проведении ремонта, капитального ремонта, реконструкции автомобильных дорог местного значения, выступает в качестве заказчика при заключении муниципальных контрактов и т.д. (п. п. 2.2.2, 2.2.4, 2.2.10 Устава)
При таких обстоятельствах довод представителя МКУ г. Сочи «УАД» о том, что содержание местных дорог не относится к задачам и функциям казенного учреждения, является ошибочным.
Вместе с тем, вина администрации района и администрации города в данном случае также не исключается.
Так, вина городской администрации заключается в отсутствии должного контроля за деятельностью созданного ею учреждения, а также в недофинансировании, необходимом казенному учреждению, которое в силу закона и Устава не может иметь других источников дохода.
Внутригородская администрация Центрального района г. Сочи в данном случае несет солидарную ответственность с вышестоящим органом государственной власти, так как в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения внутригородского района относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Поскольку законом определено, что внутригородские районы имеют титульное право на муниципальное имущество, находящееся в границах района, то они должны нести и соответствующее бремя содержания, принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ).
Согласно ч.1, ч.3 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, среди прочих прав, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.
Таким образом, оспариваемое прокурором бездействие административных ответчиков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пользующихся автомобильной дорогой на улице Альпийской в Центральном районе города Сочи.
Р’ соответствии СЃ С‡.2 СЃС‚.227 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ результатам рассмотрения административного ░ґ░µ░»░° ░ѕ░± ░ѕ░Ѓ░ї░°░Ђ░░░І░°░Ѕ░░░░ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ, ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ (░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ) ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░°, ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░░, ░»░░░†░°, ░Ѕ░°░ґ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░░░»░░ ░░░Ѕ░‹░ј░░ ░ї░ѓ░±░»░░░‡░Ѕ░‹░ј░░ ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ░ј░ѕ░‡░░░Џ░ј░░, ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░ї░Ђ░░░Ѕ░░░ј░°░µ░‚░Ѓ░Џ ░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ ░░░· ░Ѓ░»░µ░ґ░ѓ░Ћ░‰░░░… ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░№: 1) ░ѕ░± ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░ї░ѕ░»░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ░Ћ ░░░»░░ ░І ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ѕ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░░ ░ѕ░Ѓ░ї░°░Ђ░░░І░°░µ░ј░‹░… ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ, ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ (░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ) ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░, ░µ░Ѓ░»░░ ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░µ░‚ ░░░… ░Ѕ░µ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░ј░░ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░‹░ј ░ї░Ђ░°░І░ѕ░І░‹░ј ░°░є░‚░°░ј ░░ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░°░Ћ░‰░░░ј░░ ░ї░Ђ░°░І░°, ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░ґ░‹ ░░ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░‹ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░‚░†░°, ░░ ░ѕ░± ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░° ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░°░Ѕ░░░‚░Њ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░°░І, ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░ґ ░░ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░‚░†░° ░░░»░░ ░ї░Ђ░µ░ї░Џ░‚░Ѓ░‚░І░░░Џ ░є ░░░… ░ѕ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░»░µ░Ѕ░░░Ћ ░»░░░±░ѕ ░ї░Ђ░µ░ї░Џ░‚░Ѓ░‚░І░░░Џ ░є ░ѕ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░»░µ░Ѕ░░░Ћ ░ї░Ђ░°░І, ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░ґ ░░ ░Ђ░µ░°░»░░░·░°░†░░░░ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І ░»░░░†, ░І ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░°░… ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░±░‹░»░ѕ ░ї░ѕ░ґ░°░Ѕ░ѕ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░µ░µ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░µ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░ѕ░µ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░µ; 2) ░ѕ░± ░ѕ░‚░є░°░·░µ ░І ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░ѕ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░░ ░ѕ░Ѓ░ї░°░Ђ░░░І░°░µ░ј░‹░… ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ, ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ (░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ) ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░.
░ћ░‚ ░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░Ђ░°░Ѓ░…░ѕ░ґ░ѕ░І ░ѕ░±░µ ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░‹ ░ѕ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░‹ ░І ░Ѓ░░░»░ѓ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░°.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ, ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚. ░Ѓ░‚. 175-180, 227 ░љ░ђ░Ў ░ ░¤,
░ ░•░░░░›:
░ђ░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░µ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░ѕ░µ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░¦░µ░Ѕ░‚░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░і. ░Ў░ѕ░‡░░ ░є ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░і. ░Ў░ѕ░‡░░, ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░Ў░ѕ░‡░░ ░░ ░њ░љ░Ј ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░Ў░ѕ░‡░░ ░«░Ј░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░°░І░‚░ѕ░ј░ѕ░±░░░»░Њ░Ѕ░‹░… ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░і░» ░І ░·░°░‰░░░‚░ѓ ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░░ ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І ░Ѕ░µ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░Ђ░ѓ░і░° ░»░░░† ░ѕ░± ░ѕ░Ѓ░ї░°░Ђ░░░І░°░Ѕ░░░░ ░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░° ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░°░ј░ѕ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░ѕ ░Ѕ░µ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Ћ ░ј░µ░Ђ ░ї░ѕ ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ ░Ѕ░µ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░‚░є░ѕ░І ░І ░Ќ░є░Ѓ░ї░»░ѓ░°░‚░°░†░░░░ ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░Ѕ░░░Џ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░і░░ ░ї░ѕ ░ѓ░». ░ђ░»░Њ░ї░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░І ░¦░µ░Ѕ░‚░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░µ ░і. ░Ў░ѕ░‡░░ ░Ђ“ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ ░‡░°░Ѓ░‚░░░‡░Ѕ░ѕ.
░џ░Ђ░░░·░Ѕ░°░‚░Њ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░µ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░і. ░Ў░ѕ░‡░░, ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░¦░µ░Ѕ░‚░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░і. ░Ў░ѕ░‡░░ ░░ ░њ░љ░Ј ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░Ў░ѕ░‡░░ ░«░Ј░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░°░І░‚░ѕ░ј░ѕ░±░░░»░Њ░Ѕ░‹░… ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░і░» ░ї░ѕ ░Ѕ░µ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Ћ ░Ѕ░°░ґ░»░µ░¶░°░‰░░░… ░ј░µ░Ђ ░ї░ѕ ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ ░Ѕ░µ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░‚░є░ѕ░І ░І ░Ќ░є░Ѓ░ї░»░ѓ░°░‚░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░Ѕ░░░░ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░і░░ ░ї░ѕ ░ѓ░». ░ђ░»░Њ░ї░░░№░Ѓ░є░°░Џ ░І ░¦░µ░Ѕ░‚░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░µ ░і. ░Ў░ѕ░‡░░.
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░і. ░Ў░ѕ░‡░░, ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░¦░µ░Ѕ░‚░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░і. ░Ў░ѕ░‡░░ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░Њ ░ј░µ░Ђ░‹ ░ї░ѕ ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Ћ ░Ѕ░µ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░‚░є░ѕ░І ░І ░Ќ░є░Ѓ░ї░»░ѓ░°░‚░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░Ѕ░░░░ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░і░░ ░ї░ѕ ░ѓ░». ░ђ░»░Њ░ї░░░№░Ѓ░є░°░Џ ░І ░¦░µ░Ѕ░‚░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░ј ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░µ ░і. ░Ў░ѕ░‡░░.
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░µ ░є░°░·░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░і. ░Ў░ѕ░‡░░ ░«░Ј░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░µ ░°░І░‚░ѕ░ј░ѕ░±░░░»░Њ░Ѕ░‹░… ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░і░» ░І ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░µ ░ґ░ѕ░ј░° ░„– 31 ░ї░ѕ ░ѓ░». ░ђ░»░Њ░ї░░░№░Ѓ░є░°░Џ ░¦░µ░Ѕ░‚░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░і. ░Ў░ѕ░‡░░ ░ґ░µ░ј░°░Ђ░є░░░Ђ░ѕ░І░°░‚░Њ ░ї░ѕ ░І░Ѓ░µ░№ ░€░░░Ђ░░░Ѕ░µ ░ї░Ђ░ѕ░µ░·░¶░µ░№ ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░і░░ ░і░ѕ░Ђ░░░·░ѕ░Ѕ░‚░°░»░Њ░Ѕ░ѓ░Ћ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░¶░Ѕ░ѓ░Ћ ░Ђ░°░·░ј░µ░‚░є░ѓ 1.14.1 ░«░—░µ░±░Ђ░°░», ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░░░‚░Њ ░±░ѕ░Ђ░ґ░Ћ░Ђ░Ѕ░‹░№ ░є░°░ј░µ░Ѕ░Њ ░І░‹░Ѓ░ѕ░‚░ѕ░№, ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░µ░№ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░‹░ј ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░ј, ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░░░‚░Њ ░ї░µ░€░µ░…░ѕ░ґ░Ѕ░‹░№ ░‚░Ђ░ѕ░‚░ѓ░°░Ђ ░‚░І░µ░Ђ░ґ░‹░ј ░ї░ѕ░є░Ђ░‹░‚░░░µ░ј, ░Ѕ░°░Ѕ░µ░Ѓ░‚░░ ░ї░ѕ ░І░Ѓ░µ░№ ░ї░Ђ░ѕ░‚░Џ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ѓ░». ░ђ░»░Њ░ї░░░№░Ѓ░є░°░Џ ░І ░і. ░Ў░ѕ░‡░░ ░і░ѕ░Ђ░░░·░ѕ░Ѕ░‚░°░»░Њ░Ѕ░ѓ░Ћ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░¶░Ѕ░ѓ░Ћ ░Ђ░°░·░ј░µ░‚░є░ѓ.
░’ ░ѕ░Ѓ░‚░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░І ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° - ░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ.
░’ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ░ѕ ░Ѓ░‚. 177░љ░ђ░Ў ░ ░¤ ░ј░ѕ░‚░░░І░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░░░·░і░ѕ░‚░ѕ░І░»░µ░Ѕ░ѕ 12 ░ј░°░Ђ░‚░° 2018 ░і░ѕ░ґ░°.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░І ░љ░Ђ░°░Ѓ░Ѕ░ѕ░ґ░°░Ђ░Ѓ░є░░░№ ░є░Ђ░°░µ░І░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░¦░µ░Ѕ░‚░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░і. ░Ў░ѕ░‡░░ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░░░·░і░ѕ░‚░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ј░ѕ░‚░░░І░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░ѓ░ґ░°.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№ ░Ѓ░ѓ░ґ░Њ░Џ ░’░µ░Ђ░і░ѓ░Ѕ░ѕ░І░° ░•.░њ.