Дело № 2а-1863/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2018 года гор. Владикавказ
Промышленный районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Арбиевой И.Р.,
при секретаре судебного заседания Джанаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Промышленного района гор. Владикавказа поданного в защиту интересов Российской федерации, неопределенного круга лиц, к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Промышленного района г. Владикавказ РСО-Алания в порядке ч.1 ст.39 КАС РФ обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением с требованием к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL-адресом: https://decanter.ru/; http://www.alkolavka.ru/; запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование искового требования было указано на то, что прокуратурой Промышленного района г. Владикавказа проведена проверка исполнения законодательства об обороте алкоголя, в том числе незаконной продаже спиртосодержащей продукции через сеть «Интернет».
В ходе проверки осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на страницах сайтов https://decanter.ru/; http://www.alkolavka.ru/, в сети «Интернет» выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 -ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений в условиях соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст. 15 Ф3№149).
В силу ст. 9 ФЗ № 149 - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст. 15.1 ФЗ № 149 в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ № 149 в реестр включаются: сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено ( ч. 5 ст. 15.1 № 149-ФЗ).
Как установлено в ходе проверки, в соответствии с Законом Российской от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" Пстановлением Правительства Российской Федерации от 27.09 2007 N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом.
Пунктом 5 Правил закреплено, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.
В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя (п. 2 ст. 16).
Розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона запрещается (п. 1 ст. 26).
Заключая договор купли-продажи товаров дистанционным способом, продавец не может убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность, поскольку в силу п. 1 ст. 26 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 и п. 2 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи дистанционным способом заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара.
Согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
С учетом положений ст. 437 ГК РФ предложение заключить договор купли-продажи в порядке, установленном ст. 26.1 ГК РФ (т.е. дистанционным способом продажи), адресованное неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, является публичной офертой, а сведения, предусмотренные п. 2 ст. 26.1 Законом РФ № 2300-1, являются условиями, необходимыми (существенными) для заключения договора данного вида (ст. 432 ГК РФ).
В соответствии с прямым указанием Закона РФ № 2300-1 (п.2 ст. 26.1) при дистанционном способе продажи продавцом до заключения договора, должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (места нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Аналогичное положение содержится в пункте 8 Правил.
В ходе проверки прокуратурой Промышленного района г. Владикавказа установлено, что на указанных Интернет-сайтах гражданам, в том числе несовершеннолетним, предоставляются сведения о способах покупки дистанционным способом, в том числе в ночное время алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Актом осмотра сайта информационно-телекоммуникационной сети Интернет от 22.11.2018 г. установлено, что при вводе в окно «поиск» запроса о покупке алкогольной продукции, в том числе реплик элитного алкоголя, выбора нажатия соответствующей кнопки осуществляется переход на страницы сайта и устанавливается возможность доступа на Интернет-сайты: https://decanter.ru/; http://www.alkolavka.ru/, где размещена информация о реализации алкоголя; возможности его приобретения без каких-либо ограничений, в том числе по возрасту, то есть и несовершеннолетним, в выходные дни и ночное время.
Государственная политика основывается на необходимости обеспечению детей полноценным уровнем развития. Согласно Федеральному гакону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, восстановление прав детей в случаях нарушений (ч. 1 ст. 4 ).
Распространение алкогольной продукции, ее реклама и сбыт являются неблагоприятным фактором, разрушающим полноценное развитие ребенка, то есть продажа алкоголя несовершеннолетнему приравнивается к нанесению ему физического и морального вреда.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в том числе, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, в целях восстановления нарушаемых прав несовершеннолетних, в соответствии с действующим законодательством, доступ к указанному Интернет-сайту следует ограничить.
Целью обращения в суд с данным заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании размещенной в сети Интернет информации - вовлекающей неограниченный круг граждан, в том числе несовершеннолетних, в приобретение алкогольной продукции в ночное время, - запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч.2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Поскольку местонахождение IP-адреса не установлено, привлечь лиц, осуществивших распространение информации с использованием данного сайта, к участию в процессе не представляется возможным.
В силу ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дел.
Представитель административного истца - помощник прокурора Промышленного района г.Владикавказа Саламова В.У. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебное заседание представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по РСО-Алания, надлежаще извещенный о времени рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В связи с чем, согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав мнение административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2.1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного Кодекса. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика. Административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (ст. 19, 22 КАС РФ).
Как усматривается из п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах - пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
a) для уважения прав и репутации других лиц,
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Частью 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней попадает в сферу регулирования Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
В соответствии с п.1 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.
Из п.7 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» следует, что информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как усматривается из рапорта и акта осмотра старшего помощника прокурора Промышленного района г. Владикавказа Касаевой Ф.Б. от 22.11.2018 года, в ходе мониторинга сети Интернет установлено, что на страницах по адресу: https://decanter.ru/; http://www.alkolavka.ru/ в свободном доступе находится информация, содержащая сведения о продаже алкогольной продукции. Данные адреса в Единый реестр доменных имен не внесены.
В силу ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в ред. от 28 декабря 2013 г.) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного Закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Целью обращения прокурора Промышленного района г. Владикавказа в суд с вышеуказанным заявлением является последующее включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено ст. 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
По делам о признании информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
При установленных обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требование прокурора Промышленного района г. Владикавказа в полном объеме по приведённым выше основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 195 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Промышленного района гор. Владикавказа, поданного в защиту интересов Российской федерации, неопределенного круга лиц, к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL- адресами: https://decanter.ru/; http://www.alkolavka.ru/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания включить интернет-сайты - https://decanter.ru/; http://www.alkolavka.ru/, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца.
Судья И.Р. Арбиева