Судья Шевырева О.Б. УИД 61RS0023-01-2023-001410-27
1-я инстанция № 2-2038/2023
дело № 33-17631/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 октября 2023 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Корниловой Т.Г.,
судей Голубовой А.Ю., Портновой И.А.,
при секретаре Кравцовой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Шахты к администрации г.Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты об обязании совершить действия, по апелляционной жалобе администрации г.Шахты на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Голубовой А.Ю., судебная коллегия
установила:
прокурор г.Шахты, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.Шахты, МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты об обязании совершить действия, указав, что в ходе проведенной проверки соблюдения МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты и администрации города Шахты законодательства Российской Федерации при содержании муниципального жилищного фонда установлено, что в муниципальном фонде жилья города Шахты имеется жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, находящееся в неудовлетворительном состоянии, в котором частично отсутствует санитарно-техническое оборудование, стены деформированы, имеются повреждения (дыры, сколы, трещины), отсутствует лакокрасочное покрытие (обои), полы повреждены, отсутствует лакокрасочное покрытие (стерто, изношено), отсутствует ванная, раковина и унитаз, электропроводка находится, в неисправном состоянии, окна не окрашены, отсутствует отопление, потолок не окрашен, входная дверь деформирована, помещение сильно захламлено. Данное жилое помещение нуждаются в проведении ремонта, так как выявленные недостатки и неисправности оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям. В целях устранения выявленных нарушений в адрес ответчика 26.09.2022 внесено представление, которое ответчиком не исполнено.
На основании изложенного, истец просил суд обязать администрацию города Шахты, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, выделить денежные средства на проведение ремонта жилого помещения муниципального жилого фонда г. Шахты, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Обязать МКУ «Департамент городского хозяйства» города Шахты в течение 6 месяцев с момента выделения администрацией г. Шахты денежных средств выполнить ремонт жилого помещения муниципального жилого фонда г. Шахты, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 июня 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, администрация г.Шахты Ростовской области подала апелляционную жалобу, в которой апеллянт просит решение суда отменить.
Апеллянт ссылается на то, что настоящие требования заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку администрация не имеет собственных средств и собственного бюджета. Администрация исполняет свои обязанности в пределах бюджетных лимитов, которые утверждаются городской Думой.
Апеллянт полагает, что требование прокурора об обязании выделить денежные средства не исполнимо, поскольку выделение денежных средств не входит в полномочия администрации г.Шахты. Фактически исковое заявление направлено на вмешательство в бюджетный процесс. Бюджет г.Шахты является дотационным, уже утвержден на 2023 года с дефицитом.
Кроме того, податель жалобы указывает, что истцом в материалы дела не представлены доказательства в подтверждение обстоятельств, изложенных в исковом заявлении. Акт осмотра (проверки) жилого помещения и иные доказательства прокурором г.Шахты не представлены, и не являются относимым и допустимым доказательством по делу. Жилое помещение в списках ветхих, аварийных, непригодных для проживания жилых помещений на территории г.Шахты не значится.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Кравець Е.В., представителя МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты – Гончарову Р.Ф., рассмотрев дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ, пришла к следующим выводам.
Принимая обжалуемое решение, суд, руководствуясь положениями ст. 296 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 15, 65 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», оценив представленные доказательства, исходил из того, что до настоящего времени выявленные нарушения жилищного законодательства не устранены, жилое помещение муниципального жилого фонда не приведено в соответствие с требованиями действующего законодательства, что влечет нарушение прав и законных интересов нуждающихся в жилых помещениях граждан города, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований прокурора.
Учитывая конкретные действия, которые ответчики МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты и администрация г.Шахты обязаны совершить, объем мероприятий, необходимых для их совершения, суд счел возможным установить срок для совершения ответчиками вышеуказанных действий - в течение трех и шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
С выводами суда в части обязания МКУ «Департамент городского хозяйства» г.Шахты выполнить ремонт жилого помещения муниципального жилого фонда г. Шахты судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 6 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан и осуществляют контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу требований п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В силу п. 2 ст. 676 ГК РФ, ч. 2 ст. 65 ЖК РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.
Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Исходя из смысла постановления Правительства РФ от 21.05.2005 № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения» и Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, утвержденного Госстроем России, наймодатель обязан передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания настоящего договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Текущий ремонт общего имущества жилого дома - ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.
Перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт), приведен в Приложении 2 к настоящему Пособию (п. 2.2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004).
Из материалов дела следует, что прокурором города Шахты в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с приказом прокурора Ростовской области от 03.11.2017 № 123 и на основании обращений граждан г. Шахты проведена проверка соблюдения МКУ «Департамент городского хозяйства» г. Шахты и администрации города Шахты законодательства Российской Федерации при содержании муниципального жилищного фонда, в ходе которой установлено, что в собственности муниципального образования «Город Шахты» на момент проверки находится 3206 муниципальных жилых помещений (включая комнаты в коммунальных квартирах), в том числе 94 свободных, которые частично находятся в неудовлетворительном состоянии.
Обследование свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда показало, что они находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют проведения капитального и текущего ремонта, помещения захламлены, фактически квартиры и комнаты находится в непригодном для проживания состоянии.
В муниципальном фонде жилья города Шахты имеется жилое помещение, расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, находящееся в неудовлетворительном состоянии, в котором частично отсутствует санитарно-техническое оборудование, стены деформированы, имеются повреждения (дыры, сколы, трещины), отсутствует лакокрасочное покрытие (обои), полы повреждены, отсутствует лакокрасочное покрытие (стерто, изношено), отсутствует ванная, раковина и унитаз, электропроводка находится, в неисправном состоянии, окна не окрашены, отсутствует отопление, потолок не окрашен, входная дверь деформирована, помещение сильно захламлено. Данное жилое помещение нуждаются в проведении ремонта, так как выявленные недостатки и неисправности оборудования являются причиной невозможности передачи жилого помещения нанимателям.
На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договору социального найма в городе Шахты, состоит более 500 семей, в связи с чем, подобное бездействие администрации по приведению жилых помещений в состояние, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, грубо нарушает жилищные права нуждающихся граждан города.
По результатам проведенной проверки, ранее прокуратурой города 26.09.2022 главе администрации г. Шахты внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства аналогичного содержания, однако, до настоящего времени полномочия администрацией не реализованы, выделение денежных средств на ремонт жилых помещений не запланировано, фактически ремонтные работы не проводились.
Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств в подтверждение обстоятельств, изложенных в исковом заявлении, в частности, акта осмотра (проверки) жилого помещения, в материалах дела (л.д. 7-19) содержится акт обследования свободного муниципального жилищного фонда в отношении помещения, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, от 16.11.2022 с приложением соответствующих фотоматериалов.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, истцом в материалы дела также представлен дефектный акт на ремонт квартиры по указанному адресу, содержащий конкретный перечень работ, который должен быть выполнен в квартире, а также актуальные фотоматериалы.
На основании изложенного, указанные доводы жалобы опровергаются судебной коллегией как несостоятельные.
Вместе с тем, с выводами суда в части обязания администрации г. Шахты в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на проведение ремонта жилого помещения, судебная коллегия согласиться не может.
В силу ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде.
Следовательно, главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета вправе доводить лимиты бюджетных обязательств до находящихся в их ведении распорядителей и получателей бюджетных средств по мере необходимости принятия получателями бюджетных средств соответствующих бюджетных обязательств.
При этом, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Устава муниципального образования "Город Шахты" - городского округа Ростовской области, утв. Решением Шахтинской городской Думы N 106 от 08.11.2005 (далее - Устав) Проект решения городской Думы о местном бюджете вносится на рассмотрение городской Думы главой Администрации города Шахты в сроки, установленные решением городской Думы, принимаемым в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Одновременно с проектом решения городской Думы о местном бюджете в городскую Думу предоставляются документы и материалы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 65 Устава Порядок рассмотрения и утверждения решения о местном бюджете устанавливается городской Думой. Данный порядок должен предусматривать вступление в силу решения городской Думы о местном бюджете с 1 января очередного финансового года, а также утверждение указанным решением показателей и характеристик (приложений) в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из изложенных норм действующего законодательства и уставных положений ответчика, администрация г.Шахты является обособленным юридическим лицом, в чьи полномочия входят, в том числе обращение к главному распорядителю бюджетных средств с целью формирования бюджета, с целью финансирования мероприятий по ремонту жилого помещения муниципального жилого фонда г.Шахты. При этом, главным распорядителем средств местного бюджета является представительный орган местного самоуправления (Городская Дума), в исключительной компетенции которого находится утверждение местного бюджета.
При этом понуждение администрации г.Шахты к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета и реализацию возложенных на него функций на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Возложение на Администрацию г.Шахты обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на организацию освещения является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Данная позиция отражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 №72-КГ22-5-К8.
Поскольку в данном случае необходимо определить суммы затрат для исполнения решения суда, составление сметы и утверждение городской думой местного бюджета, выполнение иных организационных вопросов, требования об обязании администрацию г.Шахты в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на проведение ремонта жилого помещения удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, решение суда в части удовлетворения исковых требований об обязании администрации г.Шахты выделить денежные средства подлежит отмене с вынесением нового - об отказе в иске.
В остальной части решение суда отмене или изменению не подлежит, поскольку постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 июня 2023 года отменить в части удовлетворения исковых требований прокурора г.Шахты к администрации г.Шахты об обязании совершить действия.
В отмененной части принять новое решение, которым исковые требования прокурора г.Шахты к администрации г.Шахты оставить без удовлетворения.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Шахты – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 ноября 2023 года.