56RS0030-01-2022-000837-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2022 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Масловой Л.А.,
при секретаре Федосовой В.А.,
с участием представителя истца Катасоновой Ольги Викторовны,
ответчика Захарова Алексея Витальевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства внутренних дел Российской Федерации, Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оренбургское» к Захарову Алексею Витальевичу о взыскании денежных средств в возмещение материального ущерба по оплате стоимости обучения,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство внутренних дел Российской Федерации, Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оренбургское» обратились в суд с иском к Захарову Алексею Витальевичу о взыскании денежных средств в возмещение материального ущерба по оплате стоимости обучения, обосновав требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ заключен Контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации между Захаровым А.В. и начальником УМВД России по Оренбургской области генерал-майором полиции ФИО4, содержащий обязательства гражданина (сотрудника), связанные с прохождением службы в ОВД РФ, а начальник УМВД России по Оренбургской области генерал-майор полиции ФИО4 обязался обеспечить гражданину (сотруднику) прохождение службы в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п.1 Контракта). Гражданин (сотрудник) обязался выполнять обязанности по должности курсанта (слушателя) Нижегородской академии МВД России (п.2 Контракта).
В соответствии с пп.4.11-4.12 Контракта Захаров А.В. обязуется проходить службу в органах внутренних дел по окончании обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации МВД России не менее срока, установленного срочным контрактом, заключенным с ним, если обучение осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также обязуется заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или взять на себя обязательство о прохождении службы в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Возместить МВД России в случаях, установленных Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» затраты на его обучение (п.4.14 Контракта).
Согласно Дополнительным условиям Контракта стоимость обучения (в год поступления) составляла 102 278 (сто две тысячи двести семьдесят восемь) рублей 27 копеек (за 1 год обучения).
По окончании ФГКОУВО «Нижегородская академия МВД РФ» Захарову А.В. был выдан диплом (от ДД.ММ.ГГГГ. №) специалиста по специальности «Экономическая безопасность», присвоена квалификация - юрист.
07.08.2018г. между врио начальника УМВД России по Оренбургской области полковником полиции ФИО5 и Захаровым А.В. заключен Контракт прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п.1 указанного Контракта сотрудник берет на себя обязательство, связанное с прохождением службы в органах внутренних дел Российской Федерации врио начальника УМВД России по Оренбургской области полковник полиции ФИО5 обязуется обеспечить гражданину (сотруднику) прохождение службы в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п. 2 Контракта сотрудник обязуется выполнять обязанности по должности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции № (по обслуживанию Промышленного района города Оренбурга) Межмуниципального управления Министерства внутренних Российской Федерации «Оренбургское».
П.4.11 Контракта обязывает Захарова А.В. проходить службу в органах внутренних дел по окончании обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД России не менее срока, установленного срочным контракт заключенным с ним, если обучение осуществлялось за счет бюджетных ассигнования федерального бюджета.
Также п.8 Контракта предусмотрено обязательство Захарова А.В. о прохождения службы в УМВД России но Оренбургской области на период не менее 5 (пяти) по окончании федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации».
С ДД.ММ.ГГГГ. Захаров А.В. выполнял обязанности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции № (по обслуживанию Промышленного paйона города Оренбурга) Межмуниципального управления Министерства внутренних Российской Федерации «Оренбургское» (приказ УМВД № л/с от ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом МУ МВД России «Оренбургское» от ДД.ММ.ГГГГ. № л/с Захаров в нарушение выше обозначенного обязательства контракта уволен по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные в Российской Федерации» (по инициативе сотрудника).
Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению Захаровым Л.В. за обучение в Нижегородской академии МВД России, 191 260,36 рублей.
29.09.2021 г. Захарову Л.В. вручено уведомление об обязанности в течение 30 рабочих дней с момента получения данного уведомления возместить Министерству внутренних дел Российской Федерации затраты на обучение в Нижегородской академии МВД России составляет в размере 191 260,36 рублей.
Так же 29.09.2021 года между Захаровым А.В. и врио начальника МУ МВД России «Оренбургское» полковником полиции ФИО7 заключено соглашение о возмещении сотрудником органов внутренних дел затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД РФ в случае увольнения со службы в органах внутренних дел. Предметом настоящего соглашения являются отношения, связанные с возмещением затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД РФ (Нижегородская академия МВД России). Согласно пункту 2, 2.1, 2.2 Захаров А.В. обязуется возместить затраты на обучение в Нижегородской академии МВД России в размере 191 260,36 рублей с рассрочкой на 3 года и ежемесячным платежом в размере 5 312,79 рублей и производить ежемесячные платежи своевременно и в полном объеме до 25 числа каждого месяца по указанным в соглашении реквизитам.
Однако Захаров А.В. отказался от получения и подписи вышеуказанных уведомления и соглашения, о чем 29.09.2021г. старшим специалистом отделения кадров по работе с личным составом МУ МВД России «Оренбургское» майором внутренней службы ФИО8 составлен акт об отказе в ознакомлении с Соглашением о возмещении сотрудником органов внутренних дел затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД РФ в случае увольнения со службы в органах внутренних дел и Уведомлением о возмещении сотрудником органов внутренних дел затрат на обучение за подписью врио начальника ОРЛС МУ МВД Росси «Оренбургское» подполковника внутренней службы ФИО9 и заместителя начальника ОРЛС МУ МВД России» Оренбургское» майора внутренней службы ФИО10
В добровольном порядке Захаров А.В. указанные средства за обучение Нижегородской академии МВД России на сегодняшний день не возместил.
Просили суд взыскать с Захарова Алексея Витальевича денежные средства в виде стоимости обучения в Нижегородской академии МВД России за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5312,79 руб.
В ходе судебного разбирательства истцы увеличили требования, просили взыскать с Захарова Алексея Витальевича денежные средства в виде стоимости обучения в Нижегородской академии МВД России в размере в размере 191 260,36 рублей.
Представитель истцов Катасонова О.В., действующая на основании доверенностей от 07.09.2021 и от 13.01.2022 года, в судебном заседании изложенные в исковом заявлении доводы и требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила в судебном заседании и в письменном отзыве, что в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (ч.2 ст.3 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - далее 342-ФЗ).
В свою очередь с 01.01.2012г. вопросы возмещения расходов на обучение сотрудника ОВД регулируются ч.14 ст. 76 342-ФЗ.
Зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел. В образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме вправе поступать в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет (ч.2 ст. 17 342-ФЗ).
В силу ч.14 ст.76 342-ФЗ в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органа внутренних дел, в том числе по его инициативе, в течение срока, обусловленного контрактом, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации.
Пп. «а» п.3 ч.3 ст. 23 342-ФЗ установлено, что в контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающими в образовательную или научную организацию федерального органа исполнительной власти-в сфере внутренних дел для обучения по очной форме предусматривается обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
У Захарова А.В. как у сотрудника ОВД в связи с увольнением из ОВД до истечения срока контракта от 07.08.2018г. возникла обязанность по возмещению затрат на обучение.
Частью 2 ст. 9 342-ФЗ предусмотрено, что квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже среднего профессионального (за исключением среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
Аналогичная позиция изложена и в разделе IV Приложения №11 к Порядку организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному приказом МВД России от 01.02.2018 №50:
IV. Иные должности среднего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации без предъявления требований к стажу службы в органах внутренних дел и стажу (опыту) работы по специальности.
Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе Российской Федерации; основ делопроизводства; служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения; порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники и оргтехники; правил и норм охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты.
Профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения; оперативного и качественного исполнения поручений; планирования работы; взаимодействия с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; подготовки служебных документов; пользования компьютерной техникой и оргтехникой; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"; исполнительской дисциплины.
Следовательно, Захаров А.В, имея диплом о высшем образовании по специальности «Экономическая безопасность» с присвоенной квалификацией «Экономист», мог замещать должность участкового уполномоченного полиции. Предоставление истцом ответчику должности участкового уполномоченного полиции не противоречило полученной квалификации.
Ссылку Захарова А.В. на приказ МВД России от 24.11.2020 N 801 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации и подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации» считает несостоятельной ввиду того, что ч.2 ст. 4 ГК РФ установлено, что по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Однако ч.2 ст. 422 ГК РФ предусмотрено, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В свою очередь приказ МВД России от 24.11.2020 N 801 не содержит оговорок о его распространении на отношения, возникшие до его издания. Следовательно, у Захарова А.В. имеется перед истцами обязанность по уплате средств за обучение как сотрудника ОВД, установленная ч.14 ст.76 343-ФЗ.
Относительно заявленных ответчиком доводов по выплате ему переработок отмечает, что данное требование не относится к предмету настоящего иска.
В предъявленном иске рассматривается вопрос о взыскании денежных средств за обучение с Захарова А.В. ввиду нарушения им условий контракта о прохождении службы в ОВД (неисполнении обязательства о прохождении службы в ОВД не менее пяти лет после окончания обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования МВД России).
При рассмотрении вопроса о привлечении сотрудников к сверхурочной службе, а также службе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни следует учитывать, что все вопросы прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации в первую очередь регламентируются Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе), а также иными нормативными правовыми актами, изданными в целях его реализации.
Нормы трудового законодательства применяются к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, в случаях, не урегулированных Законом о службе и указанными нормативными правовыми актами.
Согласно должностной инструкции УУП ОУУП и ДН ОП №4 МУ МВД России «Оренбургское» Захарова А.В., ему установлен ненормированный служебный день - п.8.
Частью 6 ст.53 Закона о службе определено, что сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Из представленных ответов от 29.04.2022г. № за подписью зам. начальника ОП № МУ МВД России «Оренбургское» подполковника полиции ФИО11 и от 13.05.2022г. № за подписью начальника ОРЛС МУ МВД России «Оренбургское» полковника внутренней службы ФИО12 установлено, что рапорта (заявления, обращения) бывшего участкового уполномоченного полиции ФИО2 о выплате денежной компенсации в ОП № МУ МВД России «Оренбургское» и в ОК ОРЛС МУ МВД России «Оренбургское» не поступали.
Ответчик Захаров А.В. в судебном заседании и в письменных возражениях с иском не согласился и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ им был заключен контракт о прохождении службы в ОВД РФ, одним из пунктов которого является условие получения гражданином профессионального образования по специальности, необходимой для замещения соответствующей должности в органах внутренних дел (по очной форме обучения), что свидетельствует о целевом характере заключенного контракта. В 2018 году им была окончена Нижегородская академия МВД России по квалификации экономист (в иске МУ МВД России «Оренбургское» на 4ой странице ошибочно указана квалификация юрист) по специализации № Экономическая безопасность. После окончания Нижегородекой академии МВД России он прибыл в <адрес> для прохождения дальнейшей службы, однако место по специальности ему предоставлено не было, несмотря на успешное прохождение преддипломной практики в отделе документальных исследований и ревизии при УМВД по Оренбургской области в 2017 году. В августе 2018 года ему была предоставлена должность участкового-уполномоченного 4 отдела полиции по Промышленному району г. Оренбурга, где он проходил службу по ДД.ММ.ГГГГ. Данная служба требовала специальных юридических знаний, которыми он не обладал в связи с профилем специализации. Он неоднократно просил отдел кадров МУ МВД России «Оренбургское» предоставить должность по специальности, на что он получал отрицательные ответы.
В Федеральном законе № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» п.п. б п. 2 ст. 56 указывается, что существенным условием договора о целевом обучении является обязательство заказчика целевого обучения по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договора о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией. Аналогичное условие содержится в Приказе МВД от 24.11.2020 года №801 ст. 81.1. Таким образом, УМВД России по Оренбургской области было нарушено существенное требование контракта, что влечет его не действительность. Так же в п. 6 ст. 71.1 ФЗ № 273 от 29.12.2012 года указывается на то, что в случаях неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение, а гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течении трех лет (на момент увольнения мной отработано более 3-х лет), заказчик целевого обучения выплачивает организации, осуществляющей образовательную деятельность в которой обучался гражданин, штраф в размере расходов федерального бюджета.
При осуществлении трудовой деятельности им так же неоднократно подавались рапорта о выплате переработок, которые в соответствии с ГК РФ и контрактом о прохождении службы являются частью денежного довольствия сотрудников» однако ответов на рапорта и устные просьбы о выплатах получено не было. Сумму недополученных средств по денежному довольствию за 2018, 2019, 2020 и 2021 годы, на данный момент с учетом уровня инфляции он оценивает в 200 тысяч рублей и считает данный вопрос существенным при разрешении гражданско-правового спора по иску МУ МВД России «Оренбургское» к нему. По этим причинам он был вынужден уволиться. В настоящее время он работает в УФСИН по Оренбургской области.
Выслушав объяснения представителя истцов и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Служба в органах внутренних дел является особым видом федеральной государственной правоохранительной службы, правовое регулирование деятельности которой осуществляется на основании специального законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 76 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342-ФЗ от 30.11.2011 подготовка кадров для должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава осуществляется преимущественно в образовательных организациях высшего органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Статьей 23 указанного Федерального закона определено содержание контракта, заключаемого на период обучения, в том числе содержится указание на обязанность сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, по окончании образовательной организации, на срок не менее пяти лет, и его обязанность по возмещению затрат на обучение федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно ст. ст.309,310 ГК РФобязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Из материалов дела усматривается о том, что ДД.ММ.ГГГГ заключен Контракт о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации между ФИО2 и начальником УМВД России по Оренбургской области генерал-майором полиции ФИО4, содержащий обязательства гражданина (сотрудника), связанные с прохождением службы в ОВД РФ, а начальник УМВД России по Оренбургской области генерал-майор полиции ФИО4 обязался обеспечить гражданину (сотруднику) прохождение службы в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п.1 Контракта). Гражданин (сотрудник) обязался выполнять обязанности по должности курсанта (слушателя) Нижегородской академии МВД России (п.2 Контракта).
В соответствии с пи.4.11-4.12 Контракта Захаров А.В. обязуется проходить службу в органах внутренних дел по окончании обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации МВД России не мене срока, установленного срочным контрактом, заключенным с ним, если обучение осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также обязуется заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или взять на себя обязательство о прохождении службы в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет по окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Возместить МВД России в случаях, установленных Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» затраты на его обучение (п.4.14 Контракта).
Согласно Дополнительным условиям Контракта стоимость обучения (в год поступления) составляла 102 278 (сто две тысячи двести семьдесят восемь) рублей 27 копеек (за 1 год обучения).
По окончании ФГКОУВО «Нижегородская академия МВД РФ» Захарову А.В. был выдан диплом (от ДД.ММ.ГГГГ. №) специалиста по специальности «Экономичееская безопасность, присвоена квалификация - экономист. Согласно результатам освоения бакалавриата, Захаров А.В. изучал административную деятельность полиции, административное право, оперативно-розыскную деятельность по преступлениям в сфере экономики, по документированию преступлений.
07.08.2018г. между врио начальника УМВД России по Оренбургской области полковником полиции ФИО5 и Захаровым А.В. заключен Контракт прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п.1 указанного Контракта сотрудник берет на себя обязательство, связанное с прохождением службы в органах внутренних дел Российской Федерации врио начальника УМВД России по Оренбургской области полковник полиции <данные изъяты> обязуется обеспечить гражданину (сотруднику) прохождение службы в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п. 2 Контракта сотрудник обязуется выполнять обязанности по должности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции № (по обслуживанию Промышленного района города Оренбурга) Межмуниципального управления Министерства внутренних Российской Федерации «Оренбургское».
П.4.11 Контракта обязывает Захарова А.В. проходить службу в органах внутренних дел по окончании обучения в образовательном учреждении высшего профессионалы образования МВД России не менее срока, установленного срочным контракт заключенным с ним, если обучение осуществлялось за счет бюджетных ассигнования федерального бюджета.
Также п.8 Контракта предусмотрено обязательство Захарова А.В. о прохождения службы в УМВД России но Оренбургской области на период не менее 5 (пяти) по окончании федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Материалы дела свидетельствуют о том, что с ДД.ММ.ГГГГ. Захаров А.В. выполнял обязанности участкового уполномоченного полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции № (по обслуживанию Промышленного paйона города Оренбурга) Межмуниципального управления Министерства внутренних Российской Федерации «Оренбургское» (приказ УМВД №№ л/с от ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом МУ МВД России «Оренбургское» от ДД.ММ.ГГГГ. № л/с Захаров А.В. в нарушение выше обозначенного обязательства контракта уволен по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по инициативе сотрудника).
Подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 23 Федерального закона от 30 ноября 2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающим в образовательную или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, предусматривается обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части 2 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел; в образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме вправе поступать, в том числе, граждане, не достигшие возраста 18 лет.
Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника (пункт 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30ноября 2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пункта 14 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15 или 20 части 2 либо пунктом 4, 5, 7, 9 или 13 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в течение срока, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 23 настоящего Федерального закона и пунктом 7 части 12 настоящей статьи, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Эта норма согласуются с положениями статьи 249 ТК РФ (глава 39 Трудового кодекса Российской Федерации "Материальная ответственность работника"), согласно которой в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года N1465 (в редакции, действовавшей до 20марта 2015года) утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел РФ затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел РФ в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел РФ и увольнения со службы в органах внутренних дел РФ, в которых определен механизм возмещения понесенных затрат на обучение.
Затраты на обучение определяются исходя из размера средств федерального бюджета, затраченных образовательным учреждением высшего профессионального образования, образовательным или научным учреждением на обучение сотрудника (пункт 2 Правил от 28 декабря 2012 N1465, в редакции, действовавшей до 20марта 2015). Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, окончившими образовательное учреждение высшего профессионального образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5лет по окончании срока обучения, определяется по формуле, приведенной в подпункте "б" пункта 12 Правил от 28 декабря 2012 N1465, с учетом: количества полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательного учреждения высшего профессионального образования; количества полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; количества дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения, размера средств федерального бюджета; затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, который подлежит включению в контракт.
В соответствии с пунктом 3 Правил от 28декабря 2012 N1465 (в редакции, действовавшей до 20марта 2015) расчет размера средств федерального бюджета, затраченных на обучение сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, образовательном или научном учреждении, подлежащих возмещению, осуществляется соответствующим подразделением, входящим в состав органов внутренних дел Российской Федерации, руководитель которого принимает решение о расторжении с сотрудником контракта и об увольнении сотрудника.
В последний день службы сотрудника руководитель органа внутренних дел или по его поручению иное должностное лицо выдают этому сотруднику уведомление об обязанности в течение 30 рабочих дней с момента получения указанного уведомления возместить Министерству внутренних дел Российской Федерации затраты на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования, образовательном или научном учреждении с указанием их размера и реквизитов лицевого счета для перечисления средств (пункт 4 Правил от 28декабря 2012 N1465, в редакции, действовавшей до 20марта 2015).
Сотрудник вправе осуществлять возмещение затрат на обучение с рассрочкой до 3 лет. В этом случае сотрудник заключает с органом внутренних дел, из которого увольняется, письменное соглашение с указанием конкретных сроков и размеров платежей (пункт 5 Правил от 28декабря 2012 N1465, в редакции, действовавшей до 20марта 2015).
Из анализа указанных правовых норм следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, считается проходящим службу в органах внутренних дел, отношения в период обучения между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту.
При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в органе внутренних дел в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения по собственной инициативе (пункт 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30ноября 2011 N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") он должен возместить федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, размер которых рассчитывается по нормам, содержащимся в Правилах от 28 декабря 2012 N1465.
Не возмещенные сотрудником органов внутренних дел, не выполнившим обязательства по прохождению службы, федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел средства в предусмотренный Правилами срок можно рассматривать в контексте приведенных выше нормативных положений, а также норм статьи 238 ТК РФ в качестве ущерба, причиненного федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляющему полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел.
Размер средств федерального бюджета, затраченных на обучение ответчицы в Нижегородской академии МВД России, подлежащих возмещению, составил 191 260,36 руб.
29.09.2021 г. Захарову Л.В. вручено уведомление об обязанности в течение 30 рабочих дней с момента получения данного уведомления возместить Министерству внутренних дел Российской Федерации затраты на обучение в Нижегородской академии МВД России в размере 191 260,36 рублей.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ответчиком затраты на его обучение не возмещены.
Доводы ответчика о том, что затраты на обучение не могут быть с него взысканы, т.к. не предоставлено место службы по специальности экономист, что для должности участкового уполномоченного требовались специальные юридические знания, суд отклоняет на основании следующего.
Частью 2 ст. 9 342-ФЗ предусмотрено, что квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего общего образования, для должностей среднего начальствующего состава - образования не ниже среднего профессионального (за исключением среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава - высшего образования, соответствующего направлению деятельности.
Аналогичная позиция изложена и в разделе IV Приложения №11 к Порядку организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному приказом МВД России от 01.02.2018 №50:
IV. Иные должности среднего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации без предъявления требований к стажу службы в органах внутренних дел и стажу (опыту) работы по специальности.
Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе Российской Федерации; основ делопроизводства; служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориального органа или подразделения; порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники и оргтехники; правил и норм охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты.
Профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, его территориальные органы или подразделения; оперативного и качественного исполнения поручений; планирования работы; взаимодействия с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; подготовки служебных документов; пользования компьютерной техникой и оргтехникой; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"; исполнительской дисциплины.
Следовательно, Захаров А.В., имея диплом о высшем образовании по специальности «Экономическая безопасность» с присвоенной квалификацией «Экономист», мог замещать должность участкового уполномоченного полиции. Предоставление истцом ответчику должности участкового уполномоченного полиции не противоречило полученной квалификации.
Доводы ответчика о недоплаченном денежном довольствии суд отклоняет на основании следующего.
При рассмотрении вопроса о привлечении сотрудников к сверхурочной службе, а также службе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни следует учитывать, что все вопросы прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации в первую очередь регламентируются Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе), а также иными нормативными правовыми актами, изданными в целях его реализации.
Нормы трудового законодательства применяются к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, в случаях, не урегулированных Законом о службе и указанными нормативными правовыми актами.
Согласно должностной инструкции УУП ОУУП и ДН ОП №4 МУ МВД России «Оренбургское» Захарова А.В. ему установлен ненормированный служебный день - п.8.
Частью 6 ст.53 Закона о службе определено, что сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Из представленных ответов от ДД.ММ.ГГГГ. № за подписью зам. начальника ОП № МУ МВД России «Оренбургское» подполковника полиции ФИО11 и от 13.05.2022г. № за подписью начальника ОРЛС МУ МВД России «Оренбургское» полковника внутренней службы ФИО12 установлено, что рапорта (заявления, обращения) бывшего участкового уполномоченного полиции Захарова А.В. о выплате денежной компенсации в ОП № МУ МВД России «Оренбургское» и в ОК ОРЛС МУ МВД России «Оренбургское» не поступали.
Захаров А.В. в настоящее время работает с УФСИН России по Оренбургской области, которая выведена из МВД Росси в 1998 году и передано Министерству юстиции России.
Учитывая изложенное, требования части 14 статьи 76 Федерального закона от 30ноября 2011года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации исходит из того, что Захаров А.В. не выполнил условие контракта о прохождении службы в органах внутренних дел не менее 5 лет после окончания обучения, и уволился по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в связи с чем приходит к выводу о том, что ответчик обязан возместить истцу расходы, понесенные в связи с его обучением за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в размере 191 260,36 рублей, при отсутствии оснований для снижения размера взыскиваемой суммы в возмещение затрат на обучение в соответствии с положениями статьи 250 Трудового кодекса Российской Федерации.
Также подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в доход МО «город Оренбург» в сумме 5 025 руб. 20 коп.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства внутренних дел Российской Федерации, Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Оренбургское» к Захарову Алексею Витальевичу о взыскании денежных средств в возмещение материального ущерба по оплате стоимости обучения удовлетворить.
Взыскать с Захарова Алексея Витальевича в пользу Министерства внутренних дел Российской Федерации денежные средства в возмещение материального ущерба по оплате стоимости обучения в сумме 191 260 руб. 36 коп.
Взыскать с Захарова Алексея Витальевича в доход МО «город Оренбург» госпошлину в сумме 5 025 руб. 20 коп.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Маслова
Решение в окончательной форме изготовлено 30.05.2022
Судья Л.А. Маслова