РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2А-4529/2016
г. Тюмень 27 июня 2016 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Башировой А.Х.,
с участием представителя административного истца Липовцева А.Н.,
представителя административного ответчика Ефремовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-4529/2016 по административному иску Савинова Д.З. к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Савинов Д.З. обратился в суд к административному ответчику с требованием о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении кадастрового учета; об обязании административного ответчика совершить действия, связанные с рассмотрением заявления № от ДД.ММ.ГГГГ о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости. Требования мотивированы тем, что административный истец, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, обратился к административному ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Решением от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления административного истца было отказано. Отказ мотивирован тем, что Савинов Д.З. не является собственником земельного участка.
Административный истец Савинов Д.З. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Представитель административного истца Липовцев А.Н., действующий на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре за № (л.д. 60-61), в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Ефремова А.С., действующая на основании доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 99), в судебном заседании с требования административного истца не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 27-29), просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Кроме того пояснила, что решением от ДД.ММ.ГГГГ заявителю Савинову Д.З. отказано в учете изменений объекта недвижимости.
Представители заинтересованных лиц ПАО «Сбербанк России», Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 93, 94), причину неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом имущественных отношений Тюменской области (арендодатель) и Савиновым Д.З. (арендатор) заключен договор № аренды земельного участка (землеустроительное дело №), в соответствии с которым арендатор принял в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов, кадастровый №, под нежилое <данные изъяты>) (л.д. 13-16,17).
Как следует из указанного договора, на участке находится охранная зона газопровода. (п. 1.5). Договор действует в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (пункт 7.2).
Сведения о земельном участке подтверждаются также кадастровым паспортом земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 18-20).
Согласно указанного паспорта, вид разрешенного использования земельного участка: под нежилое двухэтажное строение (склад).
ДД.ММ.ГГГГ Савинов Д.З. обратился в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области с заявлением № о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости с кадастровым номером № в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, изменением кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 9).
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ, осуществление кадастрового учета было приостановлено, на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»: в связи с отсутствием документов, подтверждающих согласование изменения вида разрешенного использования с собственником земельного участка, поскольку самостоятельно арендатор не вправе изменять вид разрешенного использования земельного участка (л.д. 11-12).
В силу положений ст. ст. 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой использование землепользователем земли в соответствии с градостроительными регламентами. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ).
При этом в силу пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Тюменской области от 26 декабря 2014 года № 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» к полномочиям органов государственной власти Тюменской области отнесены полномочия органов местного самоуправления городского округа город Тюмень по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая образование земельных участков, в том числе утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории).
В соответствии с Положением об управлении и распоряжении земельными участками, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №, управление и распоряжение землями и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет Департамент имущественных отношений Тюменской области.
В случаях, предусмотренных Законом Тюменской области от 05 октября 2001 года № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области», принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также совершение иных предусмотренных настоящим Положением действий, связанных с распоряжением указанными земельными участками, осуществляется Департаментом имущественных отношений Тюменской области на основании соответствующих решений совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 8 Закона Тюменской области от 05.10.2001 № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» разрешенное использование земельных участков определяется при их предоставлении уполномоченным органом исполнительной власти области на основе правил землепользования и застройки. Самовольное изменение разрешенного использования земельных участков не допускается.
В судебном заседании установлено, что административным ответчиком был направлен запрос в Департамент имущественных отношений Тюменской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка, на что Департаментом имущественных отношений Тюменской области указано, что арендатор земельного участка не вправе самостоятельно изменять вид разрешенного использования земельного участка без согласования с арендодателем.
С заявлением изменять вид разрешенного использования земельного участка арендатор к арендодателю не обращался. Доказательств иного в судебном заседании не добыто.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Поскольку при рассмотрении дела, совокупности двух необходимых для признания решения незаконным условий не установлено, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что решением от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
Срок обращения с административным исковым заявлением, установленный Кодексом административного судопроизводства РФ, административным истцом не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Савинова Д.З., отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение
месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, путем подачи
апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2016 года.
Судья подпись Е.А. Гарипова