Решение по делу № 8Г-9268/2024 [88-11195/2024] от 22.04.2024

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                        № 88-11195/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                         28 мая 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фроловой Т.В.,

судей Гусева Д.А., Пальцева Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                    № 2-90/2023 (УИД 75RS0032-01-2023-000157-49) по иску заместителя прокурора Кыринского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Кыринская центральная районная больница» о понуждении к совершению действий,

по кассационной жалобе государственного учреждения здравоохранения «Кыринская центральная районная больница» на решение Кыринского районного суда Забайкальского края от 11 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 10 января 2024 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В., полагавшего кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

заместитель прокурора Кыринского района Забайкальского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Государственному учреждению здравоохранения «Кыринская центральная районная больница» (далее по тексту – ГУЗ «Кыринская ЦРБ», ответчик), министерству здравоохранения Забайкальского края о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кыринского района Забайкальского края по поручению прокуратуры Забайкальского края проведена проверка исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан, лекарственном обеспечении населения в ГУЗ «Кыринская ЦРБ», в ходе которой установлено, что ГУЗ «Кыринская ЦРБ» и его обособленное подразделение - фельдшерско-акушерский пункт с. Гавань включены в Перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 19 ноября 2021 г. № 17-П. В с. Гавань Кыринского района имеется фельдшерско-акушерский пункт, являющийся обособленным подразделением ГУЗ «Кыринская ЦРБ», которое имеет лицензию от 17 сентября 2019 г. на осуществление фармацевтической деятельности по указанному адресу. При этом, в нарушение положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543н, Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 647н, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. № 1093н, фактически в ФАП с. Гавань не организована розничная торговля лекарственными препаратами, их отпуск как в рецептурной форме, так и без рецепта. Как таковая, розничная торговля и отпуск лекарственных препаратов в ФАП не осуществляются, обслуживание рецептов производится после их передачи фельдшером в медицинское учреждение, приобретение лекарств с целью их последующей передачи гражданам также осуществляется фельдшером в с. Кыра. Указанные нарушения ранее были включены в обобщенное представление, которое внесено 1 августа 2022 г. в адрес главного врача ГУЗ «Кыринская центральная районная больница», однако, как следует из ответа на представление и ответа на запрос от 24 апреля 2023 г. фактически нарушения закона не устранены, розничная торговля лекарственными препаратами в с. Гавань осуществляется 2 раза в неделю фельдшером по внутреннему совместительству.

Вместе с тем, данные обстоятельства фактически лишают возможности граждан, проживающих в с. Гавань Кыринского района, приобрести лекарственные препараты для медицинского применения по месту жительства, в том числе в экстренных случаях, что может повлечь реальную угрозу жизни и здоровья людей.

Кроме того, в прокуратуру Кыринского района Забайкальского края неоднократно поступали обращения от граждан, проживающих в с. Гавань, об отсутствии возможности приобретения лекарственных препаратов в необходимое для них время, отсутствии фельдшера для оказания своевременной медицинской помощи.

Согласно пункту 1.4 Устава ГУЗ «Кыринская ЦРБ», утвержденного распоряжением Министерства здравоохранения Забайкальского края от 14 декабря 2011 г., учредителем и собственником имущества ГУЗ «Кыринская ЦРБ» являются Министерство здравоохранения и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.

Полагает, что организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями входит в полномочия Министерства здравоохранения Забайкальского края, а обязанностью ГУЗ «Кыринская ЦРБ» (при наличии лицензий по осуществлению фармацевтической деятельности) обеспечение реализации лекарственных препаратов по рецептам и для розничной торговли в фельдшерско-акушерских пунктах ГУЗ «Кыринская ЦРБ». Наличие выявленных нарушений влечет за собой нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере охраны здоровья, прав на доступное оказание медицинской помощи, лекарственное обеспечение, а также создает условия для распространения инфекционных и иных заболеваний.

В ходе рассмотрения дела заместитель прокурора Кыринского района от исковых требований к министерству здравоохранения Забайкальского края отказался в полном объеме, определением суда от 11 июля 2023 г. производство по делу в части требований к министерству здравоохранения Забайкальского края прекращено.

С учетом изложенного, прокурор просил суд обязать ГУЗ «Кыринская ЦРБ» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в обособленном подразделении ГУЗ «Кыринская ЦРБ» - фельдшерско-акушерском пункте с. Гавань, расположенном по адресу: <адрес> в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения России от 31 августа 2016 г. № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», Приказом Министерства здравоохранения России от 24 ноября 2021 г. № 1093н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными    организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов».

Решением Кыринского районного суда Забайкальского края от 11 июля 2023 г. исковые требования удовлетворены, на ГУЗ «Кыринская центральная районная больница» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в обособленном подразделении ГУЗ «Кыринская центральная районная больница» - фельдшерско-акушерском пункте с. Гавань, расположенном по адресу: <адрес> в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения России от 31 августа 2016 г. № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», Приказом Министерства здравоохранения России от 24 ноября 2021 г. № 1093н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества в том числе порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов», с ГУЗ «Кыринская ЦРБ» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 10 января 2024 г. решение Кыринского районного суда Забайкальского края от 11 июля 2023 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ГУЗ «Кыринская центральная районная больница» просит отменить решение Кыринского районного суда Забайкальского края от 11 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 10 января 2024 г.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, ГУЗ «Кыринская ЦРБ» имеет лицензию от 17 сентября 2019 г. на осуществление фармацевтической деятельности, в форме: отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения; перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения; розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, и хранение лекарственных препаратов для медицинского применения.

Согласно письменному заявлению от 29 июня 2022 г. прокурору Кыринского района жители с. Гавань просят провести проверку по вопросу отсутствия в селе фельдшера на постоянной основе.

В ходе проведенной проверки установлено, что в с. Гавань Кыринского района имеется фельдшерско-акушерский пункт, в котором фактически не организована розничная торговля лекарственными препаратами, их отпуск, как в рецептурной форме, так и без рецепта.

1 августа 2023 г. в адрес главного врача ГУЗ «Кыринская ЦРБ» было вынесено представление об устранении установленных нарушений.

В ответе на указанное представление главный врач ГУЗ «Кыринская ЦРБ» от 11 августа 2022 г. указал, что ФАП с. Гавань обслуживается фельдшером скорой медицинской помощи (является совместителем) ФИО4, 1-2 раза в неделю фельдшер выезжает в с. Гавань, ведет прием больных, доставляет лекарственные препараты по рецептурным бланкам и по заявкам от жителей села. Постоянный медицинский работник находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. После выхода на работу постоянного работника будет возобновлена розничная продажа лекарственных препаратов для населения с. Гавань.

Согласно сообщению ГУЗ «Кыринская ЦРБ» от 24 апреля 2023 г. фельдшер ФИО4, обслуживающая ФАП с. Гавань, по совместительству, получает от ГУП «Аптечный склад» лекарственные препараты для розничной торговли в с. Гавань. Два раза в неделю ведет прием в с. Гавань и соответственно осуществляет розничную торговлю лекарственными препаратами. Проблем с получением и доставкой лекарств не возникает.

Согласно копии трудового договора от 1 октября 2019 г. ФИО4 принята по внутреннему совместительству в ФАП с. Гавань на период отпуска по уходу за ребенком основного работника ФИО6, на 0,5 ставки, с установлением сокращенной продолжительности рабочего времени - 36 часовая рабочая неделя, с режимом работы с 9 часов 00 минут до 17 часов 12 минут с перерывом на обед с 13 до 14 часов и выходными днями: суббота и воскресенье.

Факт отсутствия в ФАП с. Гавань основного работника - заведующей ФАП фельдшера и временное исполнение ее обязанностей фельдшером скорой медицинской помощи ГУЗ «Кыринская ЦРБ» ФИО4 подтверждены представленными копиями приказов ГУЗ «Кыринская ЦРБ», вместе с тем судами установлено, что жители с. Гавань используют сообщество в мессенджере для приобретения лекарственных препаратов, при этом из сообщений следует, что жители с. Гавань нуждаются в лекарственных препаратах, медицинских изделиях, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, имеются случаи длительного невыезда фельдшера в с. Гавань (более 7 дней) с 25 августа по 27 сентября 2022 г., 25 октября по 8 ноября 2022 г., 13 февраля по 3 марта 2023 г., 15 мая по 1 июня 2023 г., также имеются проблемы с переводом денежных средств и покупкой лекарственных препаратов ввиду отсутствия в с. Гавань банкомата, жители не имеют возможности осуществить перевод денежных средств фельдшеру, и как следствие, лекарственные препараты не приобретаются.

1 апреля 2022 г. между ГУП Забайкальского края «Аптечный склад» и ГУЗ «Кыринская ЦРБ» был заключен договор комиссии , с учетом дополнительного соглашения от 24 января 2023 г., согласно которому ГУЗ «Кыринская ЦРБ» обязалось осуществлять от своего имени розничную торговлю лекарственными средствами, медицинскими изделиями и иными товарами через свои структурные подразделения, в число которых включен ФАП с. Гавань. Товары, предоставляемые Комитентом поставляются на основе заказа производимого Комиссионером с учетом возможности обеспечения и условий хранения в течение 15 дней с даты поступления заявки. Среднемесячная заявка для ФАП с. Гавань должна составлять не менее 10 наименований со среднемесячным лимитом в сумме 20000 рублей.

Согласно информации ГУП «Аптечный склад», последняя заявка от ГУЗ «Кыринская ЦРБ» на передачу товара для реализации в фельдшерско- акушерском пункте с. Гавань Кыринского района поступала в ноябре 2021 года, в 2023 году таких заявок не было.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку граждане, проживающие в указанном населенном пункте фактически лишены возможности приобрести лекарственные препараты для медицинского применения по месту жительства, в том числе в экстренных случаях, что может повлечь реальную угрозу жизни и здоровья людей.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, также отметив, что основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, доступность и качество медицинской помощи.

Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали надлежащую оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. (части 1 и 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан»).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

Охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В силу статьи 10 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В силу пункта 5 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» организация охраны здоровья граждан осуществляется, в том числе, путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности, получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделения) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Из статьи 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» следует, что медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме, организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 52 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» предусмотрено, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Порядок розничной торговли лекарственными препаратами закреплен в статье 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (часть 1).

Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).

Перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, а также перечень лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться указанными организациями и их обособленными подразделениями, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 5).

Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения утверждены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 647н (далее по тексту - Правила).

Согласно пункту 4 Правил к документам по эффективному планированию деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества и управления ими в зависимости от функций, реализуемых субъектом розничной торговли, включают журнал учета неправильно выписанных рецептов и журнал учета рецептов, находившихся (находящихся) на отсроченном обслуживании.

В силу пункта 7 данных Правил руководитель субъекта розничной торговли должен обеспечить учреждение необходимыми ресурсами для функционирования всех процессов работы субъекта розничной торговли с целью соблюдения лицензионных требований, санитарно-эпидемиологических требований, правил охраны труда и техники безопасности, противопожарных правил и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждены Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. № 1093н (далее по тексту - Правила отпуска лекарственных препаратов).

В силу пунктов 2 и 3 Правил отпуска лекарственных препаратов медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, должен осуществляться как отпуск лекарственных препаратов без рецептов, так и по рецептам.

Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 19 ноября 2021 № 17-П утвержден Перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также перечня лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться указанными организациями и их обособленными подразделениями, в который в числе прочих включено ГУЗ «Кыринская ЦРБ» и его обособленные подразделения, в том числе Гаванский фельдшерско-акушерский пункт по адресу: <адрес>.

Согласно пункту 2.1 Устава ГУЗ «Кыринская ЦРБ» целями деятельности больницы являются: организация сохранения и восстановления здоровья, оказания своевременных услуг в сфере здравоохранения (первичной медико- санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время родов и в послеродовом периоде, скрой медицинской помощи).

Согласно пункту 2.2 Устава для достижения перечисленных целей учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: медицинская деятельность, фармацевтическая деятельность, деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Вопреки доводам кассационной жалобы суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в интересах неопределенного круга лиц и жителей с. Гавань Кыринкого района, лишенных возможности приобретения лекарственных препаратов для медицинского применения по месту жительства, в том числе в экстренных случаях, тогда как доводы об отсутствии фельдшера ФАП с. Гавань, временном совместителе по указанной должности не должны нарушать права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, тогда как к числу основных принципов охраны здоровья наряду с соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечением связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритетом интересов пациента при оказании медицинской помощи, относится доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в первую очередь, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения и наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации.

Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, повторяют позицию ответчика, изложенную в ходе рассмотрения дела, тогда как им судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемых судебных актов, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчика, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. №17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. №17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.

Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Кыринского районного суда Забайкальского края от 11 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 10 января 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения здравоохранения «Кыринская центральная районная больница» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-9268/2024 [88-11195/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Пятый отдел (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Ответчики
Министерство здравоохранения Забайкальского края
ГУЗ "Кыринская ЦРБ"
Другие
ГУП "Аптечный склад"
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Гусев Д.А. - Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
28.05.2024Судебное заседание
28.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее