2-709/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Климовский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Свитлишиной О.С.
При секретаре Комиссаровой Е.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Некрасовой О. Ю. к МБЛПУ «<...> городская больница №»,администрации <адрес> об обязании заключить договор найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Некрасова О.Ю. обратилась в суд с иском (с учетом уточнений) к МБЛПУ «<...> городская больница №»,администрации <адрес> об обязании администрации <адрес> заключить договор социального найма,договор пользования или иной договор,предоставляющий право проживания,регистрации по месту жительства в <адрес>,взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей, мотивируя свои требования тем,что в ДД.ММ.ГГГГ она была вселена в <адрес> на основании устного распоряжения главного врача МБЛПУ «КГБ №»,с которым состоит в трудовых отношениях,однако правоотношения по пользованию не были оформлены;с указанного времени постоянно проживает в указанной квартире;вместе с тем до настоящего времени какой-либо договор найма (социального,договор пользования),дающий право проживания,регистрации по месту жительства в спорной квартире с ней не заключен.
Представитель истицы по доверенности Федоренко В.В.в судебном заседании настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований.
Представитель администрации <адрес> в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель МБЛПУ «<...> городская больница №» в судебном заседании исковые требования не признал,указав,что МБЛПУ не является ни собственником спорного жилого помещения,ни уполномоченным собственником лицом,не имеет право распоряжаться этим жильем,поскольку договор оперативного управления не прошел государственную регистрацию ;главным врачом направлено ходатайство на имя Главы <адрес> о заключения с Некрасовой О.Ю. договора найма служебного жилья.
3-е лицо- представитель Комитета по управления муниципальным имуществом администрации <адрес> заявленные требования не поддержал.
Суд,выслушав объяснения представителей сторон по делу,представителя 3-его лица,изучив материалы гражданского дела,считает заявленные требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Как установлено судом: Некрасова О. Ю.,зарегистрированная по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГпо настоящее время состоит в трудовых отношениях с Муниципальным лечебно-профилактическим учреждением «<...> городская больница №» \л.д.57-68\.
Как следует из объяснения представителя истицы,Некрасова О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ г. с разрешения главного врача МБЛПУ «КГБ №» была вселена в <адрес>,по настоящее время проживает по указанному адресу,что не оспаривалось сторонами,участвующими в деле.
Постановлением Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> площадью 135,1 кв.м.,расположенная в <адрес> передана в оперативное управление МЛПУ «<...> городская больница №»\л.д.24\
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> и МЛПУ «<...> городская больница №» заключен Договор № о передаче <адрес>,расположенной по адресу:<адрес> в оперативное управление МЛПУ №<...> городская больница №»\л.д.25-28\
Согласно сообщения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>,по данным ЕГРП за МБЛПУ «КГБ№» право оперативного управления на жилое помещение,расположенное по адресу:<адрес> не зарегистрировано. \л.д.55\
Из ответа председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> следует,что <адрес> в специализированный жилой фонд не переводилась.\л.д.56\.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В ст.19 ЖК РФ, действующего с ДД.ММ.ГГГГ, установлено понятие муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Указанное положение конкретизируется в части 3 статьи 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", согласно которой местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как уже указывалось выше, ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> и МЛПУ «<...> городская больница №» заключен Договор № о передаче <адрес>,расположенной по адресу:<адрес> в оперативное управление МЛПУ №<...> городская больница №».
Согласно пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации, вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
При этом,как установлено в ходе рассмотрения дела, за МБЛПУ «КГБ№» право оперативного управления на жилое помещение,расположенное по адресу:<адрес> не зарегистрировано.
Поскольку,в настоящий момент спорное жилое помещение является муниципальной собственностью <адрес>,то требования истицы,предъявленные к МЛПУ «<...> городская больница №» удовлетворению не подлежат.
В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 1 и ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
На основании ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Таким образом,в силу положений ст.49,51,52 Жилищного кодекса РФ обязательными условиями для предоставления жилого помещения по договору социального найма являются малоимущее положение лица и признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения в установленном законом порядке, в отношении Некрасовой О.Ю. указанные условия отсутствуют.Сведений о наличии таких обстоятельств на момент вселения истицы в квартиру суду не представлено.
При таких обстоятельствах,законные основания для понуждении администрации <адрес> оформить правоотношения по пользованию квартирой договором социального найма отсутствуют.
Продолжительность проживания в спорной квартире истицы,зарегистрированной по месту жительства в <адрес> и факт ее вселения с ведома ответчика МЛПУ «КГБ №» безусловным основанием для удовлетворения иска не являются.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Некрасовой О. Ю. к МБЛПУ «<...> городская больница №»,администрации <адрес> об обязании администрации <адрес> заключить договор социального найма,договор пользования или иной договор,предоставляющий право проживания,регистрации по месту жительства в <адрес>,взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере <...> рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Климовский городской суд.
Председательствующий: