Дело № 33-4527/2019
Судья Колимбет С.В. (дело № 2-840/2019)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 декабря 2019 года г. Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Кочергиной Н.А.,
судей: Юдиной И.С., Александровой Н.А.
при помощнике судьи: Ивановой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левашова Александра Владимировича к начальнику отделения (заселения) в Тамбовской области - Тамбов ФКГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, начальник ФКГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ об обязании предоставить государственный жилищный сертификат,
по апелляционной жалобе начальника отделения (территориального, г. Тамбов) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ на решение Советского районного суда г. Тамбова от 31 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Юдиной И.С., судебная коллегия
установила:
Левашов А.В. является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 и имеет право на получение государственного жилищного сертификата. Данное право установлено решением Советского районного суда г. Тамбова от 05 мая 2014 г., которым возложена обязанность на ФГКУ «Западное региональное управление Жилищного обеспечения» Минобороны РФ восстановить Левашова с составом м из 3-х человек в списках граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года по Министерству обороны РФ.
Левашов А.В. обратился в суд с иском, с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ основаниями, о возложении обязанности на Департамент жилищного обеспечения МО РФ предоставить ему государственный жилищный сертификат.
В обосновании заявленных требований указал, что до настоящего времени жильем он не обеспечен. Согласно выписки из Единого реестра граждан-участников основного мероприятия по состоянию на *** г. он состоит на учете под номером ***, однако перед ним состоят 80 человек, при этом согласно распоряжения Правительства РФ на 2018 года был выделен 61 государственный жилищный сертификат, на 2019 год было выделено 105 государственных жилищных сертификатов. Таким образом, должны были быть обеспечены как граждане, стоящие перед ним, так и после него в очереди.
Кроме того, многоквартирный дом № *** находится в аварийном состоянии, не пригоден для проживания, не соответствует предъявляемым к нему требованиям, квартира № *** также непригодна для проживания, находится в аварийном состоянии, а ремонт здания экономически нецелесообразен, так как износ здания составил более 80%.
В соответствии с Заключением межведомственной комиссии Новолядинского поссовета № *** от *** года многоквартирный двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: ***, является аварийным, а также квартира № *** в вышеуказанном доме, является непригодной для проживания.
Решением Советского районного суда г. Тамбова от 31 мая 2019 г. исковые требования Левашова А.В. были удовлетворены. Постановлено обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обеспечить Левашова А.В. и членов его семьи из трех человек жилым помещением посредством социальной выплаты, удостоверенной государственным жилищным сертификатом за счет средств бюджета Российской Федерации.
В апелляционной жалобе начальник отделения (территориального, г. Тамбов) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Внесение изменений в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 г. с увеличением числа участников привело к тому, что только на подведомственной отделению территории по состоянию на *** г. число участников основного мероприятия увеличилось до 12, из которых 4 приняты на учет ранее Левашова А.В.. Соответствующие сведения были представлены в возражениях, направленных в суд, однако надлежащей правовой оценки не получили.
Данные обстоятельства указывают на необоснованность выводов суда о достаточности выделения денежных средств для обеспечения Левашова А.В. государственным жилищным сертификатом в 2018 и 2019 годах.
Помимо этого, исследовав заключение межведомственной комиссии Новолядинского поссовета № от *** г. о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: *** аварийным и подлежащим реконструкции, а квартиры № *** в указанном доме непригодной для проживания, суд пришел к выводу о том, что в силу положений п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Левашов А.В. имеет право на получение государственного жилищного сертификата вне очереди.
В то же время, судом не было учтено, что д. *** на основании Приказа начальника Тамбовского гарнизона № *** от *** г. был отселен на время проведения капитального ремонта, а гражданам, занимающим жилые помещения в д.*** были предоставлены иные свободные жилые помещения в домах №№ ***, также расположенных в пос. ***.
На основании указанного приказа Левашову А.В. на состав семьи 3 (три) человека было предоставлено жилое помещение по адресу: ***, в котором он проживает до настоящего времени.
Учитывая изложенное, на Левашова А.В. не распространяются положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, что указывает на отсутствие оснований для его внеочередного обеспечения сертификатом.
В возражениях на апелляционную жалобу Левашов А.В. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в заседании апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия, не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с *** года по *** год Левашов А.В. проходил военную службу по контракту в в/ч *** в Тамбовском гарнизоне (***).
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 27 мая 2009 г. за Левашовым А.В. признано право на получение постоянной жилой площади по линии Министерства обороны РФ посредством государственного жилищного сертификата на семью из трех человек, а также включен в список на получение постоянной жилой площади по линии Министерства обороны РФ.
*** г. Левашов А.В. был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы Жилище» на 2011-2015 года по Министерству обороны РФ.
*** г. Левашов А.В. был исключен из участников вышеуказанной программы в связи с исключением военного городка пос. *** из Перечня закрытых военных городков.
Решением Советского районного суда г. Тамбова от 05 мая 2014 г. Левашов А.В. и члены его семьи были восстановлены в списках граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года по Министерству обороны РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050.
В соответствии с п. 1 указанного выше Постановления, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с п. 3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153) (далее Правил) сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Формы бланков сертификатов и порядок их заполнения утверждаются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Государственный заказчик подпрограммы определяет порядок учета, хранения и уничтожения бланков сертификатов. Изготовление бланков сертификатов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на финансирование подпрограммы.
В подп. "а" п. 18 Правил предусмотрено, что выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
Согласно п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2 и утверждает его. Сводные списки в отношении граждан, указанных в подпунктах "д" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней после их утверждения представляются государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
На основании п. 28 Правил государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил), и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Распределение объема финансирования между федеральными органами исполнительной власти осуществляется пропорционально заявленной ими потребности в целях обеспечения своевременного увольнения граждан с военной службы (службы), обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), но оставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в этих органах на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также отселения граждан - участников подпрограммы из закрытых военных городков и поселков.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов). Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы (п. 29 Правил).
Согласно п. 31 Правил порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в федеральных органах исполнительной власти и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.
Государственный заказчик подпрограммы на основании заявок на выпуск сертификатов и с учетом графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выдаче бланков сертификатов и направляет соответствующее количество бланков сертификатов в органы исполнительной власти (п. 35).
Органы исполнительной власти в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил.
Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных пунктом 7 настоящих Правил (п. 36 Правил).
По смыслу указанных норм права необходимым условием реализации указанного права на обеспечение жилым помещением в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020" годы является включение в Сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Как уставлено в заседании апелляционной инстанции и не оспаривается сторонами, Левашов А.А. с составом семьи три человека включен в Сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Поскольку в силу указанных выше правовых норм Левашов А.А. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с очередностью, что не оспаривается истцом, судебная коллеги находит необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на предоставление социальной выплаты в порядке очередности.
С выводом суда первой инстанции о том, что Левашов А.А. имеет право на получение государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке, судебная коллегия не может согласиться по изложенным выше обстоятельствам.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Дополнить резолютивную часть решения Советского районного суда г. Тамбова от 31 мая 2019 года, изложив ее в следующей редакции.
Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обеспечить Левашова Александра Владимировича и членов его семьи из трех человек жилым помещением посредством социальной выплаты, удостоверенной государственным жилищным сертификатом за счет средств бюджета Российской Федерации в порядке очередности.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: